В ночь со среды на четверг агенты ФБР провели обыски и аресты в местах компактного проживания ортодоксальных евреев в Бруклине, нью-йоркском графстве Рокленд и Нью-Джерси. Арестованы десять человек, включая раввинов Менделя Эпштейна и Мартина Волмарка из иешивы Shaarei Torah в поселке Монси у городка Рамапо в графстве Рокленд. Среди арестованных также называют их помощников Ариэля Поташа и человека по имени Яков — судя по всему, это раввин Джейкоб Гольдштейн.
К зданию иешивы агенты ФБР прибыли примерно в 9 часов вечера в нескольких машинах без опознавательных знаков, и обыск затянулся за полночь. Живущие при иешиве ученики все это время ждали на парковке. Поскольку с 1 октября многие федеральные службы закрыты или работают в ограниченном режиме, пресс-релизы федеральных прокуратур и ФБР не распространяются, но известно, что арестованных обвиняют в том, что угрозами и силой они заставляли религиозных евреев разводиться с женами.
В предварительном обвинении, которое представил судье агент ФБР Брюс Камерман, сказано, что 68-летний Эпштейн и 55-летний Волмарк брали с жен и их семей тысячи долларов за то, чтобы вынудить непокорных мужей дать супругам религиозный развод. По религиозному закону, развод должен инициировать муж и дать жене документ, который на иврите называется «гет», но у жены есть право требовать такой документ в суде раввинов, который называется «бет дин». Даже если женщина из общины ортодоксальных евреев получит развод в обычном гражданском суде, без этого документа ей нельзя будет снова выйти замуж за религиозного еврея. Такую женщину называют «агуна», то есть «связанная». В предварительном обвинении сказано, что вымогательством у мужей таких документов арестованные занимались два десятка лет.
В обвинении разъясняется, что по ходу расследования женщина-агент ФБР выдавала себя за такую жену, а агент-мужчина — за ее брата. В августе этот агент позвонил раввину Волмарку, который возглавляет раввинский суд в Монси, и сказал, что его семья отчаянно добивается развода сестры и готова хорошо заплатить за это. Разговор тайно записывался, и раввин в ответ сказал, что для этого есть два способа. Нужно пройти через специальный бет дин и посмотреть, есть ли основания заставить мужа дать жене гет. Раввин Волмарк также сказал, что это может быть очень дорогим делом, поскольку понадобятся особые раввины, которые займутся им и доведут до конца. Мужа нужно будет привезти в Нью-Йорк, где его, как выразился раввин Волмарк, либо припугнут, либо побьют.
Волмарк связал «брата и сестру», то есть агентов ФБР, с Эпштейном, который через неделю встретился с ними в Нью-Джерси, где они обсудили варианты получения документа о разводе. Эта беседа также тайно записывалась, и в ней Эпштейн сказал, что мужа на пару часов похитят и посадят в вэн, где изобьют и помучают, после чего он как миленький даст гет. «Гарантирую, — сказал Эпштейн агентам ФБР, — что если окажешься в этом вэне, то дашь своей жене гет. Может, ты и любишь жену, но после того, что с тобой там сделают, ты дашь гет». По словам Эпштейна, этим займутся «крутые ребята», которые используют штыри-электрошокеры для крупного рогатого скота, приемы карате, наручники и полиэтиленовые пакеты, которые надевают на головы несговорчивым мужьям. «Если мы берем такой штырь, — объяснил Эпштейн, — который может сдвинуть с места быка весом пять тонн, и приставляем к определенной части тела, то через минуту имеем результат». Эпштейн также сказал, что такие похищения и пытки он практикует примерно раз в полтора года, а стоит это 10 тыс. долларов, чтобы подмазать суд раввинов, плюс 50–60 тыс. за обработку мужа «крутыми ребятами». Эпштейн уточнил, что один из «крутых ребят» его сын и что раввин Волмарк будет в курсе похищения и вымогательства. Они договорились о встрече в графстве Рокленд в октябре, когда предполагалось начать «дело о разводе».
В последующих беседах агент ФБР, который выдавал себя за брата, сказал Эпштейну, чо он может заманить мужа сестры в пустующий склад в нью-джерсийском графстве Мидлсекс, и позже группа наружного наблюдения ФБР засекла Эпштейна и Якова, которые осматривали этот склад. 2 октября агент ФБР, которая выдавала себя за жену и сестру, встретилась с Волмарком, Эпштейном, Поташем и Яковом. На этой встрече Поташ сказал, что сделает все, что скажут ему раввины, и фактически будет человеком, назначенным судом раввинов, чтобы получить у мужа гет. На этой встрече Эпштейн велел Якову все записывать, а после подтвердил конечную договоренность о применении силы. Позже агент ФБР перевел ему аванс в сумме 20 тыс. долларов, и в ночь с 9 на 10 октября все участники заговора были арестованы. Пока они взяты под стражу, и на следующей неделе в федеральном суде Трентона судья назначит суммы залогов для их освобождения. «Они делали это не из религиозных убеждений, — сказал судье в четверг помощник федерального прокурора Джозеф Грибко. — Они делали это ради денег».
До этой истории на моем журналистском веку в Америке был только один еврей с электрошокером для скота как орудием расправы с человеком. Покойный баснописец истории «русской мафии» в США Роберт Фридман вложил этот штырь в руки тоже покойного советского вора в законе Евсея Агрона, которого прочно усадил на трон самодержца русскоязычного преступного мира Нью-Йорка 1970–1980 годов. Евсея застрелили 4 мая 1985 года у двери его квартиры в Бруклине. «Электрическая палка для убоя скота? — с опозданием на 20 лет удивилась спутница американской жизни Агрона певица Майя Розова в интервью для сайта «Шансон-портал». — А где он ее хранил? В шкафу? В холодильнике? Где? Он всегда имел при себе пистолет 32-го калибра, и дома был 22-ой! Все!»
В 1982 году Агрон отметил 50-летие, которому нью-йоркская поэтесса Татьяна Лебединская в явном подражании Мандельштаму посвятила и исполнила песню «Нью-Йорк принимает парад» со словами: «Ты покинул свой город, приехал в Нью-Йорк. / Сколько пройдено было нелегких дорог. / Не простить, не забыть и не перечеркнуть… / Был нелегким твой путь, но не надо грустить. / Ленинград, Ленинград, Ленинград, / А Евсею уже пятьдесят. / Без него петергофских фонтанов вода / Не искрится уже никогда»… Про скотский электрошокер Лебединская даже не упомянула, и вряд ли о нем будут говорить в иешиве Shaarei Torah в поселке Монси, вспоминая о еврейских «крутых ребятах» начала ХХI века.