Прежде чем ввести Израиль в Обетованную землю, Всевышний предостерег народ, что за отступничество тот поплатится изгнанием: «Предаст тебя Господь на поражение врагам твоим …. И рассеет тебя Господь по всем народам, от края земли до края земли». (Дварим 28:25-68).
В своей книге «Нецах Исраэль» («Вечность Израиля») Маhараль (1512-1609) обращает внимание на то, что Всевышний мог бы наказать евреев и каким-то иным образом, что для рассеяния Израиля «от края земли до края земли» (так чтобы не оставалось страны, в которой бы евреев не оказалось), «кроме причины греха, должна была иметься также и иная причина».
Вместе с тем, Всевышний обещал не только рассеять Израиль, но и собрать его: «Возвратит Господь, Бог твой, изгнанных твоих и смилосердится над тобою, и опять соберет тебя из всех народов, среди которых рассеял тебя… И приведет тебя Господь, Бог твой, в землю, которою владели отцы твои, и будешь ты владеть ею» (Дварим 30:5).
И это также, по мысли Маhараля, произойдет прежде всего в силу Божественного замысла, а не в силу заслуг праведников.
Не просто было выполнить первое обещание, которому Маhараль был свидетелем: рассеять народ «от края земли до края земли». Но Маhараль предрекал также и исполнение второго, куда более трудновыполнимого обещания, свидетелями которого оказались последние поколения.
Слова «приведет тебя Господь, Бог твой, в землю, которою владели отцы твои, и будешь ты владеть ею» исполнились лишь в 1948 году, но в полном соответствии с разработанной Маhаралем сионистской диалектикой, опирающейся на игру слов «галут» (рассеяние) и «геула» (избавление).
Маhараль начинает свою книгу словами: «Все вещи познаются из своей противоположности. Из того, что выглядит черным, можно понять, как выглядит белое, являющееся его противоположностью. Признано, что противоположности едины, и потому сказано в «Псахим»: «Начинающий с замечаний, завершает похвалой. А почему начинает с замечаний? Потому что нет в похвале подлинного значения, если отсутствует противоположное ей. Поэтому же невозможно осмыслить последнее избавление, если не осмыслить последнее рассеяние».
Посвящая книгу этому последнему — эдомскому (римскому) пленению, Маhараль вспоминает и о трех предшествующих империях: о Вавилоне, пленившем Израиль физически, Персии, покусившейся на его жизнь, и Греции, добивавшейся его ментального подчинения.
Три эти посягательства соответствуют, по Маhаралю, трем уровням человеческого существа: телу, душе, и разуму. Причем эти три уровня дополняются четвертым — а именно цельным человеческим существом, явленным в соединенности трех этих уровней. Таким образом, каждое из пленений (царств) соответствует какому-то из этих уровней, а четвертое царство — Рим – соответствует цельному человеку.
Рим завладел Израилем целиком, противостоя ему как распространившаяся «от края земли до края земли» тотальность, такая же, каковой является и сам Израиль.
Именно из этого тотального антипода Израиля суждено выйти Машиаху (замеченному рабби Йеошуа бен Леви нищенствующим у ворот Рима).
В 28 главе «Нецах Исраэль» Маhараль пишет, что как Моше был избавителем, впитавшим в себя все достижения египетской культуры и освоившим управленческие навыки египетского принца, также и грядущий Машиах явится из римской культуры, используя ее достижения. «Знай, — пишет Маhараль, — что царство Израиля — это царство, выделившееся («нивделет») из языческого царства. Машиах восходит и увеличивается в среде царства инородного».
Основываясь среди прочего также и на этих словах Маhараля, р. Кук отождествил строящееся сионистами государство с Машиахом бен Йосефом.
Так, обогатившись «имуществом» Нового Эдома, оснастившись его наукой, журналистикой, политическими навыками и военным искусством, еврейский народ возродил свое государство.
По плану Всевышнего, как он представлен Маhаралем, сионистский проект включает в себя не только еврейские, но и эдомские элементы, некоторые из которых, хотя и позже — в эпоху модерна – приобрели созвучный иудаизму характер.
В Талмуде сказано: «Адам был создан единственным… ради мира между людьми, чтобы не говорил человек человеку: «Мой отец больше твоего» и чтобы выразить величие Пресвятого. Ибо человек чеканит много монет одним чеканом и все они похожи друг на друга. А Царь над царями царей отчеканил всех людей чеканом Первого Человека, но ни один из них не похож на другого. Поэтому каждый должен говорить: Ради меня создан мир». Сангедрин (37.а)
Секулярный антропоцентризм, возникший на библейской почве в эпоху просвещения, и особенно в эпоху модерна, оказался сродни антропоцентризму иудейскому.
В уважающем человеческое достоинство открытом Эдомском обществе еврейский народ почувствовал себя дома.
Но, к сожалению, Западным миром — в извращенной форме – из иудаизма был перенят также и иной тренд. По «иронии истории», эдомские мудрецы высоко оценили оригинальные идеи Маhараля, но придали им крайне превратное понимание.
Действительно, высказанная в «Нецах Исраэль» идея раскрытия Бога в истории с использованием диалектического принципа единства и борьбы противоположности, через два столетия всплыла в классической немецкой философии, образовав ее ядро.
Шеллинг и Гегель выросли на сочинении Джордано Вико «Основание новой науки» (1725), написанном под влиянием «Нецах Исраэль», которое Вико читал в итальянском переводе.
Позаимствовав у Маhараля его идеи, Гегель в то же время подменил Бога «мировым духом», несущим в себе все родовые признаки… Ангела смерти!
Подлог не замедлил сказаться. Возведение Разума в ранг божества обернулось умопомрачением, погрузившим Европу в тьму социалистического прожектерства.
Угроза полного подавления главного достижения Эдома — «буржуазных свобод» глобалистскими социалистическими фантазиями преследует человечество на протяжении почти двух столетий.
Причем последние десятилетия вирусом глобализма оказался поражен также и сионистский проект, поставивший себя тем самым на грань срыва.
Запад валится в руки радикального ислама, с одной стороны, потому что левая идея опознала в исламе главного союзника в борьбе с «лицемерной» и «репрессивной» «буржуазной демократией», а с другой — «буржуазный», т.е. в основе своей прагматичный, а не прожектерский Запад — сам потерял ориентиры.
Успех необольшевизма наших дней в значительной мере связан с отсутствием сильной и убедительной консервативной идеологии – идеологии, в которой бы индивидуальные свободы и другие позитивные эдомские ценности шли бы рука об руку с традиционными ценностями, восходящими к Синайскому откровению.
Обсуждающие круг этих проблем Алексей Арестович и Юрий Романенко, поставили задачу разработки «Нового идеологического проекта».
Определенное религиозное возрождение ими как будто бы подразумевается, однако иудаизм, как давно повелось в Эдоме, полностью игнорируется.
Впрочем, сегодня Израиль и в самом деле не может служить светом народов, сегодня он сам, как никто другой, погружен в морок гарвардских «концепций».
Однако война продемонстрировала исключительную витальность израильтян, витальность явственно коренящуюся в союзе со Всевышним. Если на сей раз дипстейт не вынудит армию капитулировать, он будет сметен победителями.
Мировое Консервативное движение выглядит потерянным и слабым, и навсегда останется таковым, если не поставит Иерусалим во главу веселия своего.
«Новый идеологический проект» – это хорошо забытый старый, т.е. старый сионистский проект Маhараля, изложенный им в 1599 году в «Нецах Исраэль».
Маhараль молился, учил и учился в синагоге, именуемой Староновая (Staronova), что позволяет наречь этим именем также и искомую ныне консервативную идеологию, идеологию, возвращающую в историю живого Бога; идеологию, утверждающую, что корнем развития является Творец, а не «мировой дух» и не «классовая борьба».
Староновый идеологический проект оригинален тем, что он подразумевает партнерские отношения между Йаковом и Эсавом (в 18 главе Маhараль показывает, что на исходе изгнания отношения между Израилем и народами должны приобрести характер брачных). Но главное в проекте – это установление паритетных отношений между религиозной традицией и секулярной культурой.
В 1980 году я написал книгу «Здесь и теперь», в которой следующим образом сформулировал духовный вызов современности: «Вектор новоевропейской духовности в лице своего детища экзистенциализма неизменно указывает одно и то же направление: вперед и вниз. Ничего утешительного в этом, конечно, нет. И все же этот трагический ориентир представляется более предпочтительным, а главное, более достойным и подлинным любого «назад и вверх»! Но ультимативен ли сам этот выбор? Назад — лживо и пошло, вниз — постыло и тошно; значит остается только одно — вперед и вверх».
Несколько лет назад я издал книгу «там и всегда» , являющуюся своеобразным итогом многолетних поисков, произведенных в указанном направлении.
Идеологически Израиль разрывается между большевистскими идеями, завезенныии из России, и западными ценностями, благодаря которым Израиль процветает да и вообще существует.
Арье, Ваше определение т.н. «разработанной Маhаралем сионистской диалектики», когда «Все вещи познаются из своей противоположности. Из того, что выглядит черным, можно понять, как выглядит белое, являющееся его противоположностью» совсем не ново и не оригинально. За полтора тысячелетия до этой мысли Раби Лёва, Христианский Евангелист Иоанн Богослов заявил: «И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; (7:13-17 SYNO). Т.е. добро есть последствие своего антипода — страдания, потому что желание сделать доброе возникает, как правило, после перенесенных собственных страданий или при виде страданий другого человека. Кстати, эта знаменитая мысль послужила эпиграфом романа Владимира Дудинцева «Белые одежды».