Сколько стоит истина? Беседы с равом Авраамом Бинским

Беседы с равом Авраамом Бинским– Шалом, рав! Каждый раз, когда я так говорю, из подкорки у меня выпрыгивает вопрос: а кто такой «рав», «раввин»? Что он для евреев? Нужен ли вообще раввин, ведь каждый может и должен обращаться к Создателю напрямую, без посредников?
– Давайте, реб Арье, начнем с того, что такое раввин. Скажем, с анекдота. Одна еврейская мама пришла к раввину со многими жалобами на сына. «Сын сделал тшуву и начал очень строго соблюдать еврейский закон. Не ездит в Субботу, не кушает устриц и кроликов, хозера, каждый день тратит время на молитвы…» — «Но почему вы пришли ко мне, уважаемая? Ведь я делаю то же самое». — «Ну как же, ребе, у вас это профессия, а у него это на самом деле!»

– Вот-вот, рав, и мой вопрос такой же!
– Начнем с того, что раввин — это действительно профессия. И, как любая другая профессия, она требует учебы и специализации. Есть разные специализации для раввинов. Например, раввин, который называется «даян», судья; раввин, который профессионально занимается вопросами кашрута, кошерности пищи, одежды и т.д. Есть раввины, выносящие алахические постановления (рав-посек), они в первую очередь заняты вопросами практического применения еврейского Закона. Среди них тоже есть различия — в зависимости от того, в какой области Закона он особенно сведущ: семейная чистота, законы Субботы, праздников и так далее. Есть раввины — главы иешив или преподаватели в них — те, кого ученики называют «ребе». Есть также «ребес», лидеры хасидских движений. Есть много других категорий, реб Арье, если я стану все их перечислять, вы заснете у компьютера. Еще одна особая специализация — раввин общины.

– Как я понял, здесь полная аналогия с врачами: большинство — узкие специалисты, но есть и «семейный терапевт» — он называется «рав общины».
– Ну да, один из членов нашей конгрегации так и говорит: «Раввины в белых халатах».

– Пардон, но я бы не стал так узко очерчивать вашу деятельность как рава общины — вам и врачом приходится бывать, особенно психологом (на границе с психиатрией?), и организатором свадеб или, не дай Б-г, похорон, и менеджером, меридж-канцлером, воспитателем молодого поколения, законоучителем, преподавателем, и… и…
– Мне как-то позвонил доктор Симоновский и сказал, что он читал статистические исследования об опасных профессиях — там наиболее опасной, связанной со стрессами называлась профессия врача, а следующей за ней — профессия раввина… Я не был так уж сильно удивлен, разве что тому, что мы хоть немного, слава Создателю, отстаем от врачей! Надеюсь, также и от летчиков-испытателей, десантников, каскадеров и альпинистов.

Но у нас, раввинов, есть один особый надежный «щит»: каждый раввин должен иметь своего раввина. Совет мудрого, непредвзятого человека бывает крайне необходим. Хотя даже этого зачастую мало. У любого человека присутствует то, что незабвенный Михал Сергеич именовал «человеческим фактором», поэтому создана специальная раввинская молитва, где мы просим Творца уберечь нас от ошибки.
Слишком часто без «сията дешмая», прямой помощи Творца, невозможно принять правильное решение. И есть ситуации, где никто иной и ничто иное не может помочь — ни знания, ни опыт, ни наставнический или дружеский совет… Вот пример. Ко мне пришла молодая пара с просьбой провести у них хупу. Ко мне их прислали два уважаемых американских раввина. Я побеседовал с обоими по телефону — внешность невесты вызвала у меня подозрения на предмет ее «еврейскости». Но оба раввина уверенно сказали, что папа у нее действительно не из потомков Авраама, но мама однозначно еврейка — значит, полноценная еврейка и дочь. Я согласился провести хупу, объяснил молодой паре, что с этим связано, какая нужна подготовка, курсы по семейной чистоте и т.д. Они согласились на все. Вот именно это немедленно вызвало у меня сомнения…

– Вы хотите сказать, ребе, что еврей должен быть упрямым, жестоковыйным — а иначе он перекрасившийся китаец?

– Реб Арье, это не мои слова, они написаны в Торе, и произносит их сам Создатель! На самом деле мы говорим о ментальности. Нормальный еврей так, с ходу, не вникнув, соглашаться на что попало, особенно с заботами сопряженное, не будет. Я начал думать и молиться, просить Создателя, чтобы Он прояснил мне ситуацию. Ну и, когда вы просите Создателя о чем-то действительно достойном, помощь всегда приходит. В одном из разговоров невеста упомянула, что ее папа был известным человеком в их городе, диссидентом. Я ухватился за информацию, позвонил моему другу, раввину из того же города, потом нашлись еще земляки. Выяснилось, что все было абсолютно наоборот: папа — еврей, а мама — отнюдь, невеста оказалась нееврейкой, вопрос о хупе отпал.

– Рав, но зачем же они к вам пришли?! Если она хочет жить по еврейскому закону, флаг ей в руки, большой и бело-голубой, девушка может без проблем стать еврейкой, гиерет. А если нет — зачем им хупа?
– Ларчик открывался просто. У молодого человека есть бабушка, «идише бобе», видимо, мудрая женщина, которая ему сказала, что должна быть хупа и только у ортодоксального раввина. И тогда она оплатит ему медицинскую школу (что совсем недешевое удовольствие, как все знают) и также устроит им «хани мун» в Мексике. Реб Арье, эта причина вам кажется достаточной?

– Несомненно, рав. Несколько сот тысяч долларов — за это можно и в эвенки, и в индейцы перейти, чтобы хупу ставил их главный шаман.
– Реб Арье, от вас я такого не ожидал!

– Ну как же, ребе, вы же терапевт, только в черном халате, у вас что, недостаточно «экспириенса»? Или не вы говорили, что в конфликте денег и идеологии деньги отнюдь не всегда проигрывают?!
– Вы смеетесь, а мне тогда было совсем не до смеха. У них оказались выправлены даже фальшивые документы, наверное, они стоили дешевле, чем медовый месяц в Мексике.

– Рав, вы можете описать некоего «настоящего раввина», отвлекаясь от деталей специализации?
– Чтобы примерно объяснить это, я лучше расскажу историю. Ребе из Апта, рав Авраам Йешуа Хешель, его называли «Оhев Исраэль», любящий Израиль, был кристально честным человеком.
К нему пришли на суд два еврея с имущественным спором. Один из них прежде хотел подкупить раввина, но его предупредили, что взяток рав не берет. Когда начался суд, рав почувствовал, что у него возникает желание оправдать этого человека, который по алахе выглядел неправым. Тогда раввин остановил заседание и сказал присутствующим, что дело будет рассмотрено через три дня. Эти три дня рав из Апто постился и молился, чтобы Всевышний открыл ему глаза: почему так происходит? На третий день ему потребовалось выйти из дому, он сунул руку в карман пальто… и обнаружил там деньги. В своей книге рав написал, что взятка влияет на твое решение, даже если ты не подозреваешь о ней! Вот один из примеров настоящего раввина — истина для него сверхценна, дороже всего на свете. Между прочим, один из исследователей Холокоста пишет, что среди доносчиков, предателей были люди самых разных профессий и социального положения — но не было ни одного раввина.

– А поближе к нам по времени?
– Примеров уйма. В частности, полной бескомпромиссностью в стремлении к истине отличался наш современник, только ушедший от нас, выдающийся знаток Торы, лидер сефардского еврейства всего мира рав Овадья Йосеф. Он, кроме прочего, был прежде Главным сефардским раввином Израиля и носил специальный титул «Ришон ле-Цион», «Первый в Сионе».

– Рав, вы сейчас наступили мне на большую мозоль, сами того не зная! Я смотрю отзывы на русских сайтах, в других средствах массовой информации, комментарии читателей… Мне страшно противно. Или, точнее, и страшно, и противно. Все знают выражение: «Об ушедшем —  ничего или хорошо», но столько грязи, злобы выливается на этого великого и праведного человека сейчас! Такое ощущение, что наши бывшие соотечественники забывают порой всякий стыд.
– Вы говорите, реб Арье, увы, вещи весьма актуальные. Израильский «светский» истеблишмент «европейского разлива» относился к раву Овадье резко негативно — что, несомненно, только еще раз доказывает его принципиальность и бескомпромиссность во всем, что связано с еврейским мировоззрением. То, что другие обычно пытались выразить завуалированно, «политкорректно» и т.п. — он говорил прямо. И это раздражало и пугало. Он не боялся быть непопулярным.
Вот случай, который мне запомнился. Как-то раз наметились слабые места в системе кашрута аэропорта Бен-Гурион — главным «машгиахом», ответственным за кашрут, там был известный сефардский раввин; рав Овадья, в ту пору Главный сефардский раввин Израиля, не постеснялся сказать это даже в средствах массовой информации: «На вашей кухне разве что живые свиньи не бегают!» Порядок в аэропорту был немедленно восстановлен.

И при этом он был самым часто цитируемым в израильских средствах массовой информации религиозным лидером, да и искажения, умышленные «интерпретации» его слов тоже были наибольшими. Фактически светские издания избрали его в качестве «козла отпущения» за все религиозное еврейство.

– А может быть, за то, что их авторы и хозяева не желают жить по законам Торы, но еврею это как-то мешает же, беспокоит — особенно в Израиле, где столько святых мест, где вся история нашего народа — рядом с тобой?! Вот и надо себе и другим доказать, что «Тора никому не нужна», а ее носители — «ретрограды, грубияны, шовинисты и жулики» и т.д. Не за свой ли собственный отказ от еврейства травили его многие светские политики и журналисты?
– Знаете, Арье, для «русских», наверное, главная причина неприязни к этому выдающемуся человеку — простое незнание. Или, что еще хуже, искаженное «знание». Им столько раз наговаривали на «злых пейсатых», «коварных выходцев с Востока», «наших конкурентов за бюджет» и т.п., что непросто отделаться от привитых стереотипов.
– Но рав, есть же еще простые приличия! Как можно шельмовать, оскорблять память человека, которого почитает столько твоих соплеменников! Мы же видели воочию, что за его гробом шли почти миллион человек! И, как пишут, по крайней мере треть из них — ашкеназы, так что секторальные интересы тут ни при чем.

– Реб Арье, незнание, искаженное знание зачастую лишают человека элементарного такта. Хочу вам сразу сказать, что коренные израильтяне знают гораздо больше о раве Овадье. Однажды известный израильский журналист, который брал у рава интервью (ну, как вы сейчас у меня), вел себя грубо, провокационно, агрессивно — рав Овадья разнервничался и что-то резко ему сказал. Так назавтра с утра пораньше журналист приехал просить у рава Овадьи прощения, а на упреки своих «левых» друзей отвечал: «Я когда-то учился иешиве и знаю, что такое благословение и проклятие праведника. Мне еще дорога моя жизнь…» Но позвольте, реб Арье, я проверю и вашу грамотность?

– Сделайте приятность, ребе.
– Как вы полагаете, кто был первым в истории раввином?

– Ну, как восклицал тот кавказский студент в анекдоте: «Ай, профессор, спасибо, профессор, легкий вопрос задал!» Первый человек, Адам. И его первое (и единственное) раввинское постановление, направленное на «ограду Закона» — повеление своей жене, Хаве, не только «не есть от Дерева познания», но и не прикасаться к нему. Помните, к чему это привело?.. То есть вы намекаете, ребе, что все злосчастья в мире — от слишком строгих раввинов?
– Реб Арье, признайтесь — вы не перечитались «русских» сайтов? Но я говорил о раввине народа Израиля — мне помнится, во времена Адама и Хавы народ Израиля еще не был оформлен юридически.

– Не исключаю, что да, ребе.
– Первым раввином нашего народа можно назвать Моше-рабейну (в переводе: Моисей — учитель наш). Ему приходилось в жизни не раз принимать непопулярные решения и нести за них ответственность перед Создателем и перед своим народом. Трактат «Пиркей авот» (Поучения отцов) дает нам характеристику личности нашего первого раввина.

«Моше получил Тору из Синая». Комментаторы задают вопрос: почему так странно написано — должно быть сказано «на горе Синай»? И отвечают — написано правильно! Гора Синай — самая маленькая из гор всей округи, самая скромная. Именно на ней и именно поэтому Всевышний повелел нам получить Тору. Моше-рабейну был скромнейшим из людей, он считал себя недостойным и долго отказывался от своей миссии. Из-за этой скромности он и был избран получателем Торы.
И так же Тора должна распространяться, переходить и дальше от учителя к ученику, от отца к сыну. Заметьте, при всем при этом Моше-рабейну был принципиальным человеком, не шедшим ни на какие компромиссы, если это угрожало разрушением основ Б-жественного учения или единства его народа. И хотя завистники распускали о нем всевозможные слухи, Учитель не обращал на них ни малейшего внимания.

– Рав, как вы видите возможным сочетать эти три вещи: скромность, бескомпромиссность и стремление к истине?
– Расскажу, как обычно, притчу. Отец с маленьким сыном шли по дороге и погоняли осла. Прохожий упрекнул отца: как тебе не стыдно, посади малыша на осла! Что отец немедленно и сделал. Следующий прохожий упрекнул сына: смотри, твой пожилой отец идет пешком, а ты едешь?! Тогда отец тоже сел на осла. Новый прохожий (наверное, из движения «зеленых») упрекнул их обоих: посмотрите на несчастного осла, ему же тяжело! Наконец отец с сыном подняли осла на плечи и понесли его. Мораль сей басни понятна: скромность — это не значит бесхарактерность, беспринципность. Быть скромным — не означает следовать всем мнениям и всем советам. Настоящая скромность раввина — она и подразумевает грамотную, хорошо продуманную позицию и стратегию духовного лидера.

– Рав, возвращаюсь к первому своему вопросу: зачем евреям раввины?
– Исходя из всего сказанного, без раввинов, без грамотных духовных лидеров невозможно само существование народа Израиля.

– Почему?
– Моше-рабейну этому ярчайший пример. Молиться, обращаться к Создателю вы, реб Арье, и все другие евреи могут и должны напрямую, самостоятельно. Как-то мне позвонили и спросили: ребе, как ваше мирское имя? На что я ответил: у нас нет этой концепции, мы обращаемся к Б-гу напрямую, без посредников — и поэтому наше духовное имя полностью совпадает с мирским. Но существование нашего еврейского народа возможно только, если им будут руководить люди, глубоко знающие цель нашего бытия и нашу миссию в этом мире. Те лидеры, кто заботится, чтобы у каждого из нас была доля и в этом, и в будущем мире. Те, кто способен не разделять, как многие политиканы, а соединять людей. Соединять — при жизни, а нередко даже и после своей смерти. Вы же видели, как похороны рава Овадьи, да будет благословенна память праведника, объединили сотни тысяч евреев!

– Видели. Дай-то Б-г, чтобы уважение к Б-жественному учению и к настоящим мудрецам, нашим духовным лидерам, поскорее объединило наш расколотый народ! Как надоели склоки…

Беседовал Арье ЮДАСИН

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора