Исцеляющий плач. Исцеляющий плач

Исцеляющий плач-За несколько дней до 9 Ава, который отмечает разрушение Иерусалимского Храма, я получил электронное уведомление о том, что Леонид Штейман опубликовал в Интернете свои размышления об этом траурном дне, которые вызвали горячее обсуждение молодых людей нашей общины.
Леонид учился в еврейской школе «Синай» и уже многие годы принимает активное участие в жизни молодежной организации RAJE. Окончив Нью-Йоркский университет, Леонид стал математиком и работает в крупной страховой компании в области анализа рисков. Возможно, читатели знакомы с Леонидом Штейманом как с организатором математической олимпиады для школьников «Эврика». Впрочем, Леонид обладает не только аналитическим складом ума, но и чутким сердцем.
Прочитав статью Леонида (она напечатана на правой стороне этой страницы), я написал ему несколько слов…

Огромное спасибо тебе, дорогой ­Леня!
Позволю себе добавить несколько слов, поделившись размышлениями, на которые навели меня твои мысли.
Когда мы утешаем скорбящих, то говорим «ха-Маком…» — «Пусть Всевышний утешит вас среди всех скорбящих Сиона и Иерусалима!» Все, даже самые горькие потери, мы связываем с потерей Иерусалимского Храма…
Я обратил внимание на эти слова ровно год назад, когда потерял свою, благословенной памяти, маму. Люди приходили во время семи дней траура, произносили эти слова утешения, которые как-то уменьшали боль, но лишь год спустя я задумался об их смысле.
Человек может пойти в синагогу 9 Ава, но не чувствовать никакой горечи. Весь вопрос в том, как донести боль о разрушении Храма до своего сердца? Лишь в этом году я ощущаю траур по Иерусалиму сквозь призму моего личного траура.
Потеря близкого человека ошеломляет, заставляет прекратить суету, остановиться, задуматься, что же действительно для тебя важно.
Все мы в той или иной степени теряем контакт с самими собой, оказываясь в ситуации разлада между разумом и сердцем. Разум говорит одно, но сердце этого не чувствует. Например, человек может декларировать, что ему важен Израиль, но в своей жизни проявлять полное к Израилю равнодушие, радоваться и горевать совсем о другом. Тогда оказывается, что его слова о любви к Израилю исходят не из сердца. Многие говорят, что самое главное — это семья, но ведут себя совсем иначе: не уделяют внимания своим близким, не радуются возможности общения с ними, не переживают от недостатка этого общения, и иногда начинают их ценить, лишь потеряв навсегда…
В моменты траура и горя, когда человек проливает слезы, у него возникает возможность вместить в свое сердце важность того, о чем он плачет. Этот плач исцеляет, очищая наши души от всего мелкого, помогает не плакать понапрасну, не размениваться по пустякам.
Не случайно, что первое трагическое событие, случившееся в еврейской истории 9 Ава, связано с плачем понапрасну. Когда направлявшиеся в Израиль евреи услышали рассказ разведчиков о том, что там живут великаны, то «народ заплакал в ту ночь». «Давайте выберем другого лидера вместо Моисея и вернемся обратно в Египет!» — призывали они. «Плачете понапрасну, а будете плакать на самом деле, на века!» — ответил им Всевышний, и этот самый день, 9 Ава, действительно стал плачем на века, в этот день произошло много трагических событий нашей истории, в том числе и разрушение сначала Первого, а затем и Второго Иерусалимского Храмов.
«В чем смысл слов «Плачете понапрасну, а будете плакать на самом деле?» — спрашивал рав Деслер в своей книге «Михтав ми-Элиягу». — Неужели прогневавшись на евреев поколения Синайской пустыни, Всевышний мстил их ни в чем не повинным потомкам во все времена?»
Плач понапрасну — это болезнь души, выражающаяся в том, что какие-то пустяки занимают главенствующее место в сердце человека, вытесняя все настоящее и святое. Потому плач на самом деле — это лекарство от этой болезни, помогающее человеку определить, что же действительно важно в его жизни, что настолько ценно, о чем стоит проливать слезы? И если плач понапрасну — это свидетельство разрушения Храма человеческой души, то плач на самом деле — это путь к строительству этого Храма…
Отделяя главное от второстепенного и определяя свою систему ценностей, человек открывает для себя то важное и ценное, чему сможет в будущем так же искренне, от всего сердца радоваться. Тот, кто сумеет пропустить горечь своего народа через свое сердце, не будет более ощущать холодную пустоту и безразличие, приходя в еврейский праздник в синагогу. Ощутив боль своего народа как свою собственную, он удостоится радоваться радостям своего народа как своим собственным, как сказали мудрецы: «Тот кто скорбит о разрушении Иерусалима, удостоится радоваться его строительству!»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора