К сожалению, это имя большинству иммигрантов из бывшего СССР неизвестно. Я был одним из немногих, кому выпало счастье знать этого удивительно скромного, доброго, но необыкновенно сильного духом человека. Я мог его обнять, прижать к груди в знак огромной благодарности, неизмеримой признательности маленькому отважному Айре за то, что сделал он для нас, советских евреев.
К сожалению, часто мы вспоминаем о достойных людях уже после их ухода. И я корю себя за то, что раньше не рассказал о жизни и делах этого достойнейшего человека.
В 70-е Айра был одним из организаторов борьбы за нашу свободу. Его судьба тесно сплелась с судьбой советских евреев. Пикетирование консульства СССР, демонстрации в защиту диссидентов, голодовки были его буднями. Кульминацией его борьбы стал 1976-й — год празднования 200-летия Соединенных Штатов. Тогда по приглашению правительства США в нью-йоркскую бухту вошли советские парусники «Крузенштерн» и «Товарищ». Наняв крошечную шлюпку, Айра с друзьями и супругой Полин приблизились к парусникам вплотную, развернув плакат «Let my people go!». Не думая об опасности быть арестованными, они скандировали одно выученное ими русское слово «Свобода!». Позже, когда наконец «открылись шлюзы» и «потекла» эмиграция, Айра всем, чем мог, помогал новым эмигрантам обустроиться в Америке.
Он никогда не делил евреев на русских и французских. Для него мы все были дети Сиона, его соплеменники, один народ, одна кровь, одна судьба.
Я не застал Айру в его молодые годы, когда он бежал марафоны и сплавлялся по горным рекам. Я увидел его крепкое, мускулистое тело лишь на фото уже после его ухода. Последние годы жизни он слабел, но оставался оптимистом с потрясающим, подлинно еврейским чувством юмора.
Айра любил и лелеял свое детище — Мемориальный парк Холокоста, чтобы сохранить и передать нашим детям и внукам память об ужасах войны.
Он медленно угасал, но все равно от него исходили тепло и свет.
Вот таким светлым человеком был и навсегда останется для нас Айра Байлус — неутомимый борец за нашу с вами свободу.
Вечная и благодарная ему память!
Алик ТЕЙТЕЛЬ