Вернут ли Бута и Ярошенко на родину?

25-летний срок Бута официально кончается 15 декабря 2029 года
25-летний срок Бута официально кончается 15 декабря 2029 года

Выступая на совместной пресс-конференции с госсекретарем США Джоном Керри, министр иностранных дел России Сергей Лавров снова заявил, что Москва будет добиваться репатриации осужденных в Америке россиян Виктора Бута и Константина Ярошенко.
В американских СМИ это заявление не было упомянуто ни разу, хотя о нем дружно сообщили российские.
В настоящий момент вопрос о репатриации Бута или Ярошенко поднимать рано, поскольку оба подали апелляцию. Прокуратура представила в апелляционный суд свои контраргументы, и теперь очередь за адвокатами россиян.
Защитник Бута Альберт Даян сообщил мне, что планирует подать ответ прокуратуре к 15 мая.
Кстати, я считаю своим долгом заступиться за Даяна, который с начала апреля подвергается нападкам со стороны «новой команды защиты» Бута, будто бы сформированной в Москве под водительством тамошнего адвоката Алексея Бинецкого. Я говорю «будто бы», поскольку другие члены команды неизвестны.
В начале апреля моя добрая знакомая Александра Урусова, работающая спецкором ИТАР-ТАСС в Лос-Анджелесе, передала отчет об интервью с Аллой Бут, с которой они подружились в Бангкоке. Из этой публикации напрашивался вывод, что Буты решили отказаться от услуг Даяна.
Хотя Алла потом вроде бы отрицала такое намерение, ее слова, очевидно, не дошли до читателей, поскольку 2 мая «Российская газета» написала: «В прошлом месяце стало известно, что Виктор Бут решил отказаться от услуг адвоката Альберта Даяна, который безуспешно пытался доказать невиновность российского бизнесмена».
Бинецкий как ни в чем не бывало продолжал хоронить Даяна и делать по его адресу пренебрежительные заявления.
Например, он заявил Интерфаксу, что Даян — это «обычный адвокат по уголовным делам из Нью-Йорка. Но все дело в том, что в делах подобного уровня должны быть не просто обычные адвокаты, а юристы, которые имеют серьезный вес в юридическом и политическом сообществе, и с мнением которых будут считаться. Даян, наверное, очень хороший человек, но он не обладает таким весом и на данный момент достиг предела своих возможностей…»
Это идиотское заявление изобличает полное непонимание механики американского судопроизводства, которое Бинецкий, очевидно, путает с российским. К сведению Бинецкого, дела в США выигрываются отнюдь не «политическим весом» защитников.
Непонятно, на что надеется новая московская команда защиты Бута, которая, судя по вышесказанному, имеет дикие представления об американском судопроизводстве и в любом случае не имеет права практиковать в США.
Пытаясь развенчать Даяна, Бинецкий говорит: «Все, что было сделано до этого момента, необходимо подвергнуть ревизии для того, чтобы возобновить судебные слушания и заново разобраться в этом деле с самого начала».
Это бред, потому что поезд давно ушел, и заново разбираться в деле Бута «с самого начала» в США никто не будет.
Сейчас Даян пишет ответ на ходатайство прокуроров. Могу себе представить, какое у него настроение после московских нападок. Я подумал, что если в Москве сидят такие умники, то почему бы им не помочь американскому коллеге в сочинении ответа прокуратуре?
У меня также возник вопрос, будет ли министр Лавров ходатайствовать о переводе в российскую тюрьму Джохара Царнаева? Закроют ли въезд в Россию американским следователям, прокурорам и судьям, которые занимаются его делом?
По случайному совпадению, 15 мая в том же апелляционном суде состоятся устные прения по поводу апелляции, которую подал техасский адвокат Ярошенко, 27-летний Алексей Тарасов.
Обычно апелляционная инстанция ограничивается рассмотрением письменных ходатайств. Она крайне редко назначает прения, поэтому Тарасов рассматривает сам факт предстоящего заседания как свою победу.
Но в США защита очень редко выигрывает апелляции по федеральным делам. Одним из редких исключений было дело бывшего москвича программиста Сергея Алейникова. Он был осужден в Нью-Йорке на 8 лет тюрьмы за хищение информации у своего работодателя и экономический шпионаж, но в феврале прошлого года выиграл апелляцию и был освобожден из тюрьмы, отсидев всего 11 месяцев в той же тюрьме в Форт-Диксе (штат Нью-Джерси), в которой отбывает свой 20-летний срок Ярошенко.
В августе прошлого года Алейникова снова привлекли по аналогичным обвинениям, но на этот раз в суде штата Нью-Йорк, а не в федеральном.
Поскольку прохождение апелляционных процедур редко приносит успех и мешает репатриации, Стивен Кобри, защитник бывшего сотрудника ООН Владимира Кузнецова, осужденного в Нью-Йорке за отмывание денег, пошел другим путем. Он отозвал апелляцию своего подзащитного, вскоре после чего Кузнецов сделался первым — и пока последним — россиянином, отправленным из США на родину досиживать срок в отечественной тюрьме. Насколько мне известно, он довольно быстро вышел на свободу и устроился в УПДК.
Как заявил Лавров на пресс-конференции с Керри, «когда в отношении приговоров Бута и Ярошенко закончатся апелляционные процедуры… и если апелляции будут отклонены, то мы задействуем механизм конвенции Совета Европы о передаче осужденных лиц для отбывания наказания на родине».
В тюрьмах США находятся десятки тысяч иностранцев, но репатриации по этой конвенции или по двухсторонним договорам весьма редки. В течение 2010 года, например, досиживать американские сроки были отправлены на родину всего 247 человек. Львиную долю составили репатриированные в Мексику (151) и в Канаду (44). На третьем месте Багамы (13).
В Россию пока был репатриирован лишь Кузнецов, ради которого Москва, очевидно, подписала в 2007 году вышеуказанную конвенцию Совета Европы.
Первым условием для репатриации Минюст США называет признание осужденным вины. Но Бут продолжает категорически ее отрицать, и такую же позицию занимает его правительство. По-прежнему называет себя невинно осужденным и Ярошенко.
С другой стороны, это требование, возможно, не абсолютно, поскольку тот же Кузнецов, насколько я знаю, виновным себя тоже не признал, но все равно был отправлен на родину.
Минюст США также настаивает, чтобы перед репатриацией иностранец полностью рассчитался с американскими властями. Согласно приговору, Бут должен выплатить штраф в 15 млн долларов. Кузнецов заплатил назначенный ему штраф.
Буту сложно будет заплатить свой без помощи правительства РФ, которое, насколько известно, пока не дало ему ни копейки, хотя во время второго приезда его жены Аллы в Нью-Йорк позволило ей остановиться в гостевой квартире генконсульства.
В прошлом году Москва уже обращалась к Вашингтону с просьбой о переводе Бута в российскую тюрьму. 2 ноября она получила отказ, который Минюст США объяснял следующим образом: «Со стороны Соединенных Штатов отказ в трансфере вызван тем, что заключенный ожидает результатов рассмотрения апелляционной жалобы, серьезностью совершенного преступления, возражениями со стороны правоохранительных органов, а также тем, что такая возможность исключается ввиду его криминального прошлого».
Первое возражение рано или поздно отпадет. В ближайшие месяцы апелляционная инстанция даст ответ и Буту, и Ярошенко.
Но другие возражения, очевидно, останутся в силе. Преступление, за которое был осужден Бут, не сделается менее серьезным.
Правоохранительные органы США, скорее всего, тоже не перестанут возражать против репатриации Бута, а его «криминальное прошлое», под которым, видимо, имеется в виду вменяемая ему поставка оружия ряду кровавых режимов, изменить уже невозможно.
Правоохранители подчиняются правительству, но оно к ним прислушивается и, например, так и не отправило в Израиль Джонатана Джея Полларда, осужденного за шпионаж в пользу еврейского государства, хотя за него хлопотали такие видные американцы, как бывший госсекретарь Генри Киссинджер. Репатриировать Полларда собирался Билл Клинтон, но силовики встали на дыбы, и президент пошел на попятную.
Поллард был приговорен в середине 80-х к пожизненному сроку, который, согласно тогдашнему законодательству, предоставлял право на досрочное освобождение. Он должен выйти на свободу 21 ноября 2015 года.
25-летний срок Бута официально кончается 15 декабря 2029 года. Ярошенко должен освободиться 30 октября 2027 года.
Против репатриации Бута восстанут не только американские силовики, потратившие на его поимку много денег и сил, но и борцы с незаконной торговлей оружием.
«Я буду вне себя! — сказала мне одна из их предводительниц Кэти Остин. — Мы же слышали на его процессе, что хотя Бут был на экране международного радара как нарушитель санкций, он продолжал торговать оружием. Россия была его прибежищем. Она проголосовала за санкции против него в Совбезе, но не заморозила его авуары. Мы слышали на суде из уст самого Бута, что у него есть друзья наверху, и что он безнаказанно мог проворачивать свои делишки в России, несмотря на режим санкций ООН».
Как говорится на сайте Минюста США, принимая решение о репатриации заключенного иностранца, оно учитывает, среди прочего, возможную реакцию общественности на такой шаг. Судя по приведенным выше заявлениям Остин, эта реакция будет весьма неблагоприятной.
Решение о репатриации россиян сразу поднимет вопрос о том, будут ли в ответ вычеркнуты из «антимагнитского» списка Москвы имена американских правоохранителей, якобы нарушивших права Бута и Ярошенко. С другой стороны, критики упрекают Барака Обаму в том, что он сделал России уступки по ПРО, не потребовав ничего взамен. Точно так же, говорят критики, Белый дом может принять и чисто политическое решение о репатриации россиян.
Но в данный момент оно невозможно, а в обозримом будущем — маловероятно.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Владимир Козловский

Все публикации этого автора