Подходит к концу судебный процесс по делу о хищении миллионов долларов у двух финансируемых Германией фондов, предназначенных для помощи евреям, которые пострадали от Холокоста. На минувшей неделе виновными в мошенничестве признали себя еще две эмигрантки из бывшего СССР, проходившие по этому сенсационному делу.
Как объявила федеральная прокуратура Южного округа Нью-Йорка, это 50-летняя жительница Бруклина Полина Староселецкая и 73-летняя Ася Голиндо из-под Лос-Анджелеса.
Расследование началось в декабре 2009 года, когда представители Конференции по материальным претензиям евреев к Германии, созданной в ФРГ в 1951 году, обратились в ФБР с жалобой на ряд сотрудников своего нью-йоркского отделения, которых они заподозрили в махинациях.
Злоупотребления имели место в двух организациях — Фонде лишений и Фонде 2-й статьи, получившем свое название от 2-й статьи договора 1990 года о воссоединении Германии.
Первый фонд выплачивает единовременное пособие евреям-беженцам, которые покинули насиженные места перед тем, как они были оккупированы нацистами. Например, в судебных документах упоминаются лица, которые бежали от немцев из Молдавии в Казахстан или с Украины в Узбекистан.
Пособие, на которое имеют право только лица, жившие на угрожаемых территориях во время Второй мировой войны (в том числе в материнской утробе), составляет около 2 556 евро, то есть приблизительно 3 600 долларов.
Второй фонд создан для выплаты репараций евреям, которые во время Холокоста скрывались под чужими именами, находились в гетто, сидели в концлагерях или были угнаны на принудительные работы. Пожизненная компенсация, которая выплачивается ежеквартально, составляет 291 евро в месяц, то есть около 411 долларов.
На нее могут претендовать только лица, которые прятались от немцев, или находились в еврейском гетто как минимум 18 месяцев, или пробыли в концлагере по крайней мере 6 месяцев. Она не положена лицам, которые получают за вычетом налогов больше 16 тысяч долларов в год.
Староселецкая призналась в том, что, работая в Конференции, она сознательно оформляла фиктивные заявления на материальную помощь. Галиндо добывала документы, прилагавшиеся к фиктивным заявлениям.
По последним выкладкам властей, в результате афер Конференция в общей сложности понесла убытки в сумме более 57 млн долларов. В один из этих германских фондов было подано по крайней мере 3 839 фиктивных заявлений на материальную помощь, в другой — как минимум 1 112.
По данным следствия, аферы в фондах начались в 1993–1994 гг.
Самая большая группа подозреваемых были привлечена к суду в ноябре 2010 года, когда ФБР арестовало 17 человек, а прокуратура наконец обнародовала обвинительные документы по этому делу. До этого власти без лишнего шума взяли под стражу четверых фигурантов. Аресты на этом не закончились.
Например, Галиндо была взята под стражу лишь в октябре 2011 года.
Всего на данный момент по делу о хищениях у германских фондов арестован 31 человек. 25 уже признали себя виновными. Многие уже приговорены к сравнительно небольшим срокам.
Еще в августе 2011 года приговор услышала первая из обвиняемых по этому делу — 63-летняя Полина Аношина с Брайтон-Бич, получившая один год и один день тюрьмы. Манхэттенский федеральный судья чернокожая Дебора Бэттс также приказала ей возместить Конференции по претензиям убытки в сумме 105 тысяч.
По словам прокуроров, Аношина играла в афере «одну из ключевых ролей» и привлекла к участию в ней 30 человек, которые подали в Конференцию липовые заявления на компенсацию. В их числе был единственный фигурирующий в деле нееврей, изображавший себя жертвой Холокоста.
По словам прокуратуры, Аношина тоже выдала себя за пострадавшую и получила от Конференции 9 тыс. долларов, хотя родилась после войны.
Осужденная в слезах молила судью о снисхождении, а ее защитник Марк Зависный говорил, что Аношина была всего лишь «очень маленьким винтиком в очень большом колесе», и что, по ее мнению, она заслуживала какой-то компенсации, поскольку в детстве терпела лишения в разрушенной войной России.
Последней услышала приговор 65-летняя Валентина Ромашова, получившая в конце февраля два года лишения свободы. Ей приказано возместить убытки в сумме 3 278 154 доллара. У нее также изъяты 150 110 долларов.
Ромашова работала не в Конференции по претензиям, а в адвокатской конторе, которая помещала в местных русскоязычных газетах объявления с предложением помочь эмигрантам, желающим подать заявление на компенсацию за связанные с Холокостом лишения. По словам прокуратуры, Ромашова помогала просителям подавать фиктивные заявления и получила за это десятки тысяч долларов.
Перед Ромашовой были приговорены бывшая киевлянка 71-летняя Лана Каган и уроженка Тбилиси 52-летняя Марина Зайцева. Первая получила 8 месяцев лишения свободы и должна сама явиться в тюрьму 5 апреля. Вторая была приговорена к году и одному дню и должна явиться для отбытия наказания 18 марта.
Обе обвинялись в том, что доставали документы, которые прилагались к фиктивным заявлениям. Зайцевой к тому же вменялось то, что она связывалась с потенциальными свидетелями обвинения и просила их держать язык за зубами.
Ничтожные сроки, к которым приговариваются осужденные по этому делу, объясняются тем, что речь идет о «беловоротничковых» преступлениях, не связанных с насилием, а также их согласием признать вину и так избавить власти от необходимости проводить дорогостоящий суд.
Сыграл роль и солидный возраст многих из них. Как писал судье перед приговором адвокат Зайцевой Уильям Стэмпур, «опасность рецидивизма с возрастом сокращается», поэтому маловероятно, чтобы его 52-летняя подзащитная вернулась к преступной деятельности.
1 комментарий к “Наживавшиеся на Холокосте”
Обсуждение закрыто.
Эта мерзость «зарабатывала» на костях убитых евреев. Чем они отличаются от фашистов?