Феномен стоп-крана. Привлекает взор, рука тянется

Что делать, и кто будет виноват?

В далекой юности, пришедшейся на тревожные военные времена, коснулась меня нелегкая железнодорожная романтика. Помню те товарные вагоны с непонятными надписями «тормоз Вестингауза» или «тормоз Матросова». Потом и в пассажирских вагонах привлекал внимание стоп-кран. Он всегда на видном месте, и его ручка, как правило, ярко-красная, приглашает ею воспользоваться. Про это и у Зощенко есть забавный рассказик. Вот он мне сейчас и припомнился.

Мои политэкономические воззрения формировались с юных лет не проповедниками марксистско-ленинских идей, а в несогласии с ними — на основе собственных наблюдений и анализа реальных жизненных ситуаций. Они-то и определили то, что в иммиграции я изначально примкнул к той части политического спектра США, которую в целом представляет Республиканская партия, а конкретнее — так называемые консерваторы, в последние годы — Движение чаепития и в некоторой мере либертарианцы.
Результатами выборов 2008 года был огорчен, результатами выборов 2012-го — напуган: страна, как мне представляется, избрала неверное направление движения — не в гору она устремилась, не к успеху, обеспеченному трудом, а под уклон покатилась, беспечно транжирит деньги, заработанные прежними поколениями американцев, и, залезая в неоплатные долги, подрывает благополучие последующих поколений. Катящемуся вниз поезду требуется экстренное торможение во избежание катастрофы. «Кондуктор, нажми на тормоза!» — кричат испуганные пассажиры, но «кондуктор» не слышит. Так, может быть, стоп-кран кто-то сорвет? Все взоры обращены к республиканцам, ибо затормозить больше некому — демократы охвачены эйфорией, и на то, что скоро образумятся, мало надежды.
Демократы в эйфории, а республиканцев после провала на выборах, похоже, охватила апатия. Выборы они провели, что и говорить, бездарно. Начали, подобно шиитам, с самоизбиения, освистывали друг друга, и пока ругались, весь их пар ушел в свисток. У победителя гонки, до съезда воинственного (когда против своих), после съезда обмякшего, не чувствовалось ни задора, ни куража. Досадно было видеть, как обходительный джентльмен в дебатах оберегал своего соперника от постановки проблем во всей их остроте, как он стеснялся задавать ему неудобные вопросы, касающиеся неясностей его биографии, как скромно избегал резких ответов на выпады соперника. Словом, он сохранил свою репутацию хорошо воспитанного в приличном обществе джентльмена, зато у большинства электората смог прослыть не иначе как слабаком и рохлей, случайно получившим главную роль и не справившимся с нею.
Прошу прощения у читателей за то, что лишь теперь, после драки, так откровенно пишу о человеке, за которого прежде, до 6 ноября, агитировал. Я разочарован им и не знаю, кого винить — его лично или команду его политтехнологов. Что они ставили во главу угла при проведении всей выборной кампании? Аборты! Противозачаточные таблетки! Это такая ерунда на фоне реальных проблем, что нечего было и заикаться — только женщин и молодежь настроили против себя. Тот же просчет в отношении однополых браков. Позиция-то верная была, да некстати педалирована, как и проблема абортов с религиозно форсированными нюансами. В наивных попытках привлечь под свои знамена религиозных людей республиканцы явно перестарались, забыв, что религиозные группы и без того на их стороне, и упустив из виду, что оттолкнут от себя отнюдь не религиозно ориентированную американской школой современную молодежь. Досадно, что отшатнулись от республиканцев многие из тех 47% электората, которые не платят налоги, и за это были отвергнуты глупой фразой республиканского кандидата. Крайне неудачной была и его фраза о России.
Вопросов для постановки на спор — более важных и выигрышных, чем тягомотина об абортах, — у республиканцев было много. Прежде всего, по внешней политике. Как ни странно, запущенная командой Обамы и растиражированная в СМИ утка о том, что республиканский кандидат в президенты не имеет опыта в вопросах внешней политики, прижилась даже в стане республиканцев. Будто у Обамы в 2008-м был опыт, а теперь будто есть в этой сфере достижения. Так ведь нет достижений, за четыре года одни провалы: и с «Арабской весной», и с Ираном, и в Ираке, и в Афганистане, и с Турцией, и с «перезагрузкой» отношений с Россией. Но Ромни, ограничив свое кредо экономикой, сферу внешней политики сдал сопернику по сути дела без боя.
Из вопросов внутренней политики практически была упущена такая, например, важная тема, как реформа системы здравоохранения под названием «Обамакер».
По всем опросам общественного мнения она получала неодобрительную оценку, однако не была в должной мере озвучена. Ну сказал Ромни, что в случае победы он ее отменит, а ему в ответ, что «Обамакер» списан с того закона, который он сам провел в штате Массачусетс, будучи там губернатором. Это один из примеров того, как команда советников Обамы действовала умно, хитро, умело и потому успешно. А команда Ромни проморгала возможность воскресить в памяти американцев тот возмутительный произвол и явное противозаконие, когда в последние дни каденции Конгресса, в обеих палатах которого Демократическая партия еще сохраняла большинство, Обама спешно провел голосование никем не прочитанных тысяч страниц законопроекта («Сначала примем закон, потом будем разбираться!» — так парировала возражения членов Палаты представителей Нэнси Пелоси, тогдашний спикер).
Переход Палаты представителей в 2010 году под контроль республиканцев именно этим, наверно, и был обеспечен, но республиканцы тогдашней победой не воспользовались. Палата представителей буксует. То, что подготовленные ею законопроекты не принимаются к рассмотрению Сенатом и президентом, это одна сторона проблемы. Другая — в пассивности самой Палаты представителей, кажется, смирившейся со своим уже двухлетним бездействием. Не случаен тот факт, что как бы низок ни был рейтинг президента, рейтинг Конгресса по опросам всегда еще более низок. Президент, кстати, этому содействовал, много раз призывая граждан оказать давление на бездействующий и непослушный ему Конгресс. Вот один из эпизодов: «Сегодня я представляю законопроект Конгрессу, и им следует незамедлительно принять его. Никаких игр, никакого политиканства, никаких задержек». Конгресс с президентом не согласился и повержен в общественном мнении. Почему бы конгрессменам не разъехаться по своим избирательным округам с разъяс­нением людям, чем для них был бы плох данный президентский законопроект? А пассивным сопротивлением, сидя в своих креслах, чего они добьются?
Раз в данных обстоятельствах республиканцы, даже сохранив большинство в Палате представителей, все равно ничего там сделать уже не могут, так нечего трепыхаться, надо признать поражение и готовить реванш на промежуточных выборах 2014-го. Пока же впечатление такое, что республиканцев окончательно добьют, ибо их позиция в нынешних дебатах, хоть теоретически и верная, практически явно проигрышная. А у демократов, наоборот, хоть и неверная по существу, но на данный момент выигрышная позиция.
Вот, к примеру, Обама говорит, обращаясь к народу, что если в стране серьезно настроены снижать дефицит бюджета, нужно попросить богатейших американцев платить больше налогов. Поставьте это предложение на всенародное голосование — ясно, что оно пройдет триумфальным большинством голосов на одних эмоциях. Республиканское возражение в том смысле, что повышение налогов на зарабатывающих больше 250 тысяч в год не решит проблему госдолга и лишь подорвет возможности возрождения экономики, надо объяснять с карандашом в руках на бумаге, и до сознания масс его не донести. Зато контрпредложение республиканцев сократить государственные расходы демократы легко представят как призыв к сокращению социальных программ и опять же получат поддержку большинства. Сокращение финансирования социальных программ неизбежно, так пусть оно исходит от победителей выборов, а не от проигравших.
В идущих ни шатко ни валко переговорах президента с конгрессменами-республиканцами о достижении какого-то компромисса в вопросе балансирования бюджета преимущество Обамы очевидно: его налоговый план, он говорит, был в центре его избирательной кампании и, поскольку на выборах его поддержал американский народ, он этот план менять не станет. Так стоит ли республиканцам продолжать эти переговоры? Они ведь для них заведомо бесперспективны, и как бы они ни завершились, участие республиканцев в каком-либо компромиссе лишь поможет Обаме в дальнейшем валить все неудачи на них.
Не лучше ли теперь республиканцам временно отступить: поскольку Обама победил на выборах, пусть правит. Почему бы не поставить план президента на голосование, а самим от голосования уклониться, предоставив возможность демократам Палаты представителей во главе с Нэнси Пелоси взять на себя всю ответственность за грядущие последствия? Заодно и заботу о предотвращении «финансового обрыва» (грозящего американцам автоматическим сокращением госрасходов и повышением налогов с 1 января 2013 года) надо было бы предоставить президенту и его соратникам в качестве приза за победу на выборах. Такой ход оппозиции с четким объяснением его электорату, на мой взгляд, был бы стратегически более правильным, выгодным и для нее, и для всего американского общества. Ибо сказано еще в псалмах царя Давида: не ходить на совет нечестивых и на пути грешников не стоять, и в собрании легкомысленных не сидеть.
В заключение вернусь к феномену стоп-крана. Что там у Михаила Зощенко? Рассказ «Тормоз Вестингауза» написан в 1926 году. Снял с полки книгу, читаю: «Главная причина, что Володька Боков маленько окосевши был… Сел в поезд и начал маленько проявлять себя. Дескать, он такой человек, что все ему можно… Родной дед его был коровьим пастухом… Публика стала выражать свое недовольство… А которые ядовитые, те подначивать начали… Тормоз… дергани, мол, за ручку… Ах, холера, остановил ведь… Володька Боков сам испугался. Держите, говорит, этого… пущай вместе сядем, он меня подначил… А поезд между тем идет и идет себе… Тормоз-то, кажись, того, неисправный… Володька: “Я ж и говорил, что ни хрена мне не будет. Выкусили?”»
Выкусили, приходится признать. В 2012-м у нас стоп-кран не сработал. Неисправный, значит. Скоро ли починят? Авось к 2014-му? Или к 2016-му? Без стоп-крана нельзя.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 8, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Семен Ицкович

Чикаго
Все публикации этого автора