Любит публика ласковые названия! Например, вторую половину XVI века Британию сотрясали междоусобицы. За тридцать с лишним лет перебили половину аристократов, простонародья несчитано, экономика в развале. А название для истории: Война Алой и Белой розы. Ну просто конкурс парфюмеров! Нынешние «парфюмерные», «жасминовые», волнения тоже пахнут скорее горящим мясом, кровью из разбитых камнями и железными прутьями черепов, разграбленными квартирами и магазинами… А как ароматно называются!
Впрочем, запахи люди угадывают разные. По тому, кто где летает и под каким углом на жизнь смотрит. Одним мнится запашок скорой победы всемирного халифата, установление царства Истины в мусульманском понимании. Другим дыхание скорой войны приносит ветерок. Нарушение хрупкого ближневосточного баланса, а оттуда — и мирового. Кому — с нефтяных вышек чудится запашок. Ведь нестабильность в богатых нефтью и газом уголках цены на энергоносители взвинчивает, а какая корпорация от прибыли откажется? Вот и начинают слегка затихать страсти, доведя цену до сотни долларов за баррель. Дальше уже опасно, как бы энтузиасты трубы не взорвали…
А мы вспомним мидраш. И попробуем поглядеть «с высоты птичьего полета». Отсюда неотчетливы детали, но зато виднее общий «чертеж».
Из всех органов чувств в первом грехе не участвовал только нюх («яблочко» никто из участников действа не обнюхивал). И потому нюх не пострадал. Значит, Машиах будет определять праведных и грешных людей «по запаху». Случайно ли в иврите и русском «дух» — это и про духовное, и про пахнущее? К слову, я знавал экстрасенса, который именно по некоему «душевному запаху» ставил диагнозы. И неплохо ставил.
Как раз в нашей главе Торы много про запахи. Например, последние буквы слов «возьми себе благовония» складываются в слово «хахам», мудрец. Мудрость — результат «отчетливого обоняния» реальности. Когда ясная душа непосредственно ощущает, где добро, а где зло, где истина, а где ложь…
А «чистую левону» (одно из благовоний) Тур ассоциирует с «чистой молитвой». Как благовония должны быть просеяны, без посторонних примесей, — так и молитва. Чем меньше посторонних мыслей и мотивов, тем она «благовонней» и действенней.
Моше утешает народ, ставший бояться благовоний. Из-за попытки их воскурить погибли коэны Надав и Авигу. Следом за воскурением неположенного огонь сжег 250 человек в общине бунтовщика Кораха. (То, что в тексте об этом говорится дальше, не должно нас смущать — «нет в Торе раньше и позже». Она не всегда идет по хронологии. Чаще — по развитию идеи.) И Моше говорит народу: «Смотрите, не благовоние умерщвляет. Напротив, пасук скажет: и воскурит благовоние и искупит народ. Убивает — грех». Что принесут вам благовония — в ваших руках.
Говорит здесь Моше и о диалектике дней перед приходом Машиаха. Наших дней. Есть у еврейских мудрецов книги, где перечислены возможные бедствия этих времен. Но — неужели Всемилостивый Б-г будет смотреть в такую «шпаргалку» и прикидывать: «А дустом Я их еще не посыпал?»?!.
Мы, и только мы, еврейский народ, можем остановить «список» на любом этапе и на любом уровне. Ради того, чтобы нас разбудить, весь «сыр-бор». Например — «развяжут войны сыны Ишмаэля по всему миру». Хотите — это будет про борьбу культур? Хотите — об экономических склоках вокруг цен на нефть? Изволите — о международном исламском терроризме? Желаете-с еще локальных войн? Предпочитаете глобальную-с?
Сказано в Талмуде: «Как только раскаются — немедленно будут освобождены». И все человечество больше не будет нуждаться в шоковой терапии. Здесь ни слова про то — вернуться к Б-гу должны «религиозные» или «нерелигиозные» евреи? Просто речь обо мне, о тебе. Но не о твоем или моем соседе.
А Б-г нам очень громко «позвонил» — дзинь-дзинь-дзинь! Как и обычно, Он предупреждает, что может быть следующим шагом… Крепкий мы народ, евреи! Куда до нас фараону…
1 комментарий к “Об алой и белой розах, или Где летают птички?”
Обсуждение закрыто.
And in english \’spirit\’ is also used both as \’soul\’, and as \’alcoholic beverage\’ 🙂