Обручальное кольцо

Из всего разнообразия тем сегодняшнего раздела выберем шаббат, о котором говорится дважды в «Ки тиса». Первый раз — сразу после описания всех строительных работ и приготовлений к храмовой службе, чтобы подчеркнуть: субботние ограничения не отменяются даже ради строительства Б-жественной обители. При втором упоминании шаббат ставится выше заботы о пропитании: «Шесть дней трудись, а в седьмой день прекращай работу — и во время пахоты, и во время жатвы…» (34:21).
Рассмотрим первое упоминание: «Но субботы Мои храните, ибо это — знак между Мною и вами на все поколения ваши…» (31:13).
Представьте, что вы пришли в сапожную мастерскую, где вам много лет чинили обувь. Вы хотите открыть знакомую дверь и вдруг видите, что она заколочена досками. В маленьком подслеповатом окошке черно, никаких очертаний — мастерская пуста. Неужели хозяин продал ее? Нет, не может быть. Над дверью красуется все та же знакомая вывеска с его именем. Может, он уехал надолго или устроил ремонт?
Через два дня вы снова приходите к мастерской — картина та же. Спустя еще неделю вы опять пришли узнать, не вернулся ли хозяин. На этот раз произошло маленькое, но решающее изменение в облике заброшенного фасада — сняли вывеску. Теперь вы уходите и больше не возвращаетесь. Нет вывески — нет и мастерской.
Так и с субботой. Как бы далеко еврей ни ушел от веры отцов, даже если ни одна выполненная заповедь не освещает окна его дома, пока он отмечает субботу или хотя бы просто выделяет ее на фоне серых будней, пусть формально, пусть поверх­ностно, — огонек еврейства продолжает тлеть в его душе. Но как только вывеска «Шаббат» исчезает, огонек гаснет…
Великий еврейский мудрец Хафец-Хаим говорил, что шаббат — это самый драгоценный из даров, полученных евреями от Б-га. Он сравнивал шаббат с обручальным кольцом, которое жених дарит невесте на их помолвке. Как бы они потом ни ссорились и какие бы слухи об их отношениях ни ходили, пока невеста носит кольцо, все поправимо. Но если невеста вернула кольцо жениху — значит, свадьба действительно расстроилась.
Шаббат похож на это кольцо. Он — «вечный знак Союза между Б-гом и сынами Израиля». Евреев называют не только народом Книги, но и народом Субботы. Когда они снимают с себя этот «знак», их связь с Творцом прерывается.
Да, без субботы нет иудаизма. Неслучайно мицва соблюдения шаббата повторяется в Пятикнижии в разных вариациях не менее 12 раз, и наказание за ее нарушение предусмотрено самое суровое: «Осквернитель ее будет предан смерти, ибо душа каждого, кто работает (в шаббат), будет отторгнута от его народа» (31:14). Комментаторы поясняют, что Б-г лично карает лишь в двух случаях: за демонстративное оскорбление Своего святого Имени и за попрание субботы.
Шаббат — не просто одна из Десяти заповедей. Он, как сказано в сегодняшнем разделе, «напоминание о том, что шесть дней творил Б-г небо и землю, а в седьмой — прекратил и обратился к мирам духовным». Тот, кто отрицает шаббат, отрицает и сам факт Б-жественного творения и Его управления миром.

С чувством глубокого удовлетворения
Есть два вида отдыха. Первый — это отдых от усталости, возможность подзарядить свои аккумуляторы, чтобы с новыми силами продолжить работу. Ведь никто не может трудиться непрерывно, каждому нужна передышка.
Отдых второго типа наступает после выполнения работы, как теперь модно говорить, по окончании проекта: последний мазок на холсте, последняя фраза в романе, последний кирпич в новом доме. Затем вы отступаете на шаг и любуетесь результатом. Вас охватывает «чувство глубокого удовлетворения», тихой радости, внутренней гармонии. Душу наполняет ощущение приятной пустоты: все, баста, можно отдохнуть. Если потом в работе обнаружились дефекты или недоделки, нам ох как не хочется возвращаться к ней: все, с плеч долой! Пусть другие разбираются.
«Шесть дней будет делаться работа…» Как можно сделать всю работу за шесть дней? Евреи доказали, что за шесть дней можно наголову разгромить коалицию вражеских армий. Но, к примеру, построить дом за этот срок даже им, кажется, не удавалось.
Тора учит нас: когда приходит суббота, даже если работа сделана лишь наполовину, мы все равно должны ощущать ту самую приятную пустоту, как будто мы ее кончили — и «с плеч долой».
Шаббат — не передышка для физического отдыха. Мы должны испытывать в этот день радость полного завершения работы и отключения от нее, нежелание даже вспоминать о ней — вплоть до завершения этого святого дня. Именно такое «настроение» испытывал, видимо, Творец, когда закончил шестидневное строительство мира. В конце шестого дня Б-г взглянул на Вселенную и решил, что пора кончать — «стройка века» была завершена успешно и в срок: Земля и небеса со всем, что их наполняло, были пущены в эксплуатацию. Без недоделок. Субботний отдых был учрежден в память об этом моменте, о заслуженном «отдыхе» Творца после шести дней Творения.
В том и состоит принципиальное отличие нашего шаббата от нееврейской концепции «дня отдыха». У других народов «выходной день» — это всего лишь передышка в работе, чтобы затем с новыми силами… У нас суббота — это особое состояние души, ощущение, что все завершено, все остановилось. Можно откинуться на спинку кресла и вспомнить о вечности, которую нам бывает некогда заметить в суровых суетливых буднях. Недаром мудрецы Талмуда говорили, что шаббат — это одна шестидесятая часть Мира грядущего.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора