— Этот человек — настоящая «башня света»! — с восхищением сказал Алекс, делясь со мной своими впечатлениями от встречи с равом Гроссманом — основателем школы «Мигдал Ор», что в переводе означает «Башня света».
Несколько лет назад я был в Израиле с группой молодых людей. Мы посещали образовательные центры и исторические места. Всем все нравилось, но не Алексу. Он постоянно жаловался, находя у всех недостатки. Как же будет реагировать Алекс, встретив пожилого раввина с длинной седой бородой и пейсами? К моему удивлению, вместо того чтобы критиковать его, Алекс выразил восхищение. Хотя удивляться было нечему: рав Гроссман действительно излучал свет. С первой же секунды знакомства вы ощущаете тепло его искрящихся светом глаз, а слова приветствия становятся настоящим благословением.
— Я подумал, что в Иерусалиме достаточно бородатых евреев, и в 1968 году решил переехать в Мигдаль ха-Эмек, — делился с нами уроженец столицы Израиля в шестом поколении. Мигдаль ха-Эмек был одним из самых криминальных городов страны, заселенных репатриантами, приехавшими в 50-е годы. Многие не знали языка, не имели профессии, не могли найти работы. Их дети заполняли ночные клубы и дискотеки, становились от беспросветности наркоманами и преступниками.
И вот в этот город пришел свет — рав Гроссман, которого стали называть «Диско Ребе». Он приходил на дискотеки, танцевал с молодежью, посещал тюрьмы.
«Когда рав Гроссман пришел в тюрьму навестить меня, я понял, что впервые встретил человека, который искренне интересовался моей судьбой, — вспоминал бывший преступник. — С этого момента моя жизнь изменилась».
Рав Гроссман приглашал к себе на субботу преступников и наркоманов, возвращая их к жизни. В основанной им школе «Мигдаль Ор» сегодня учатся более 6 тысяч учеников.
— Я открываю двери своей школы прежде всего для нуждающихся и репатриантов,- делился с нами рав Гроссман, цитируя слова «Хофец Хаима»: «Тьму не «изгоняют палками», а рассеивают светом!»…
Как общаться с трудными людьми?
Что делать, когда вы сталкиваетесь с теми, кто пытается вас унизить, угрожает, повышает голос? Казалось бы, естественная реакция — ответить агрессией на агрессию. Но прежде стоит задуматься, почему кто-то пытается унизить других. Для того, чтобы возвысить себя!
— Если вы ответите агрессией на агрессию, то не только опуститесь до уровня того, кто унижает вас, но и ничего не добьетесь, — утверждает рав Авраам Тверский в своей книге «Successful Relationships». — Ваша попытка грубостью остановить обидчика нанесет удар по его самолюбию и обострит конфликт.
В общении с «трудными» людьми прежде всего нужно помнить о собственном достоинстве. Не следует бросаться в крайности: отвечать колкостью на колкость или подчиняться их воле. Ищите золотую середину, проявляя гибкость, стойкость и мудрость.
Например, когда Яаков узнал, что ненавидящий его Эйсав идет ему навстречу, то послал ему подарки: «Уйму гнев его дарами» (Брешит, 32:21). Встретив Эйсава, Яков ему поклонился. Подарки Яакова — не взятки, поклоны — не умиротворение зла, а попытки, оказав уважение Эйсаву, избежать кровопролития, сохранить жизнь семье.
Но когда Эйсав обнял Яакова и предложил ему пойти с ним, Яаков вежливо, но твердо отказался: «Пусть же пойдет господин мой впереди слуги его, а я пойду медленно» (Брешит, 33:13-14).
Однако лишь Йосеф обладал силой победить Эйсава. Не случайно после рождения Йосефа Яаков больше не опасается Эйсава и возвращается в Святую Землю. «После того как Рахель родила Йосефа, сказал Яаков Лавану: отпусти меня» (Брешит, 30:25).
«Когда родился «антипод» Эйсава — Йосеф, Яаков решил возвратиться, ибо сказал пророк Овадия (1,18): «И будет дом Яакова огнем, и дом Йосефа — пламенем, а дом Эйсава — соломой», — приводит Раши слова Талмуда».
Пламя Йосефа не только сжигает солому, но и рассеивает тьму, согревает сердца!
Йосеф был продан в рабство в дом Потифара, но «обрел Йосеф милость в глазах его и… назначил он его над домом своим» (Брешит, 39:4).
Йосеф был брошен в тюрьму, но там «был Всевышний с Йосефом, и простер к нему милость, и даровал благоволение в глазах начальника темницы» (Брешит, 39:21-22). И из темницы был вызволен Йосеф к свету, когда назначил его Фараон правителем страны!
Тайна успеха Йосефа в слове «милость» — хен, в исходящей из сердца искренней симпатии, доброжелательности к людям. Свет его души поворачивал к нему светлой стороной даже самых «трудных» людей. В слове «хен» — также секрет Хануки, празднике света, который напоминает нам: «немного света рассеивает много тьмы»!