В начале года на сайте российского кабельного телеканала Russia Today или RT, который вещает в нашем эфире на чистом английском языке, появилось любопытное сообщение. Со ссылкой на недавнее исследование, которое провела в 7 европейских странах по заказу Американской Антидиффамационной Лиги авторитетная служба изучения рынков Taylor Nelson Sofres (TNS), там сообщалось, что «всемирный экономический кризис вызвал в Европе вспышку антисемитизма». Опрошены были 3500 человек, по 500 в Австрии, Великобритании, Венгрии, Германии, Испании, Польше и Франции.
По данным TNS (или RT), одна треть европейцев возлагают на международную еврейскую общину полную ответственность за новую Великую депрессию. 40 % опрошенных заявили, что они не против изгнания бизнесменов-евреев с международных рынков. 31 % выразил уверенность, что евреи сделали этот кризиc возможным, и 41 % согласился, что на финансовых рынках мира евреям принадлежит огромная власть, причем в Испании так считают 74 %, а в Венгрии 67 %. Опросчики Taylor Nelson Sofres также установили, что так называемый «антисемитизм в бизнесе» с 2007 года вырос во Франции на 5 %, в Польше на 6 % и в Венгрии на 7 %. Сокращением ксенофобии и антисемитских настроений смогла порадовать только Англия.
«В стереотипах антисемитизма для Европы нет ничего нового, — говорится в сообщении российского англоязычного телеканала. — Но больше всего настораживает то, что его пик еще не наступил. Это автоматически означает, что настроения ксенофобии станут еще сильнее. И вот пример: судя по тому же опросу, 44 % европейцев считают «возможно, правдой», что евреи слишком много говорят о Холокосте.
Европа Европой, но и у нас в звездно-полосатом отечестве на этот счет не все в порядке. После ареста финансиста Бернарда Мэдофа, которого по воле народа отправили за решетку на 150 лет, в адрес евреев-финансистов посыпались обвинения, и заодно досталось Айре Соркину, адвокату Мэдофа, которого обвинили в том, что он, еврей, защищал еврея, обездолившего тысячи других евреев. «Как еврей еврею, — написал один негодующий гражданин адвокату, дедушки и бабушки которого приплыли в США из царской России, — выражаю глубокое сожаление, что семья Соркиных не погибла в нацистских лагерях смерти».
Что правда, то правда — по вине Мэдофа еврейские федерации и больницы потеряли миллионы долларов, а некоторым еврейским фондам пришлось закрыться. Кеннет Бандлер из Комитета американских евреев (American Jewish Committee или AJC) заметил, что после ареста Мэдофа еврейские организации и синагоги задавались вопросом: как мог такой высокоуважаемый в общине человек сознательно обирать тех, кого считал друзьями?
«Это трагедия по меркам любого воображения, — сказал Джеффри Соломон, председатель Фонда имени супругов-филантропов Бронфман, — но с учетом того, что на благотворительность в Америке жертвуется 300 млрд. долларов в год, мы не должны терять образ общей картины щедрости американцев и эффективности системы некоммерческих организаций». Уже упомянутая Антидиффамационная Лига, которая стоит на страже доброго имени евреев мира, после ареста Мэдофа в декабре прошлого года нашла в Интернете антисемитские комментарии, и директор Лиги Эйбрахам Фоксман в беседе с корреспондентом АР назвал дело Мэдофа «кормушкой для расистов», которое «и досадно, и болезненно». В другом заявлении Фоксман напомнил, что, как свидетельствует новейшая история, «стоит мировой экономике пойти вниз, и тут же уровень антисемитизма и предвзятости идет вверх», что в очередной раз видно сегодня. Даже такой еврей, как Генри Киссинджер, родители которого спаслись с ним от Гитлера в 1938 году, как-то заявил, что «народ, который преследовали две тысячи лет, должен был сделать что-то не так». В общем, если в кране нет воды…