От конца к началу

Текст Торы надо уметь читать на нескольких уровнях.

Кроме простого понимания сюжета, необходимо рассматривать персонажи Торы как прототипы, а события — как схематическое описание каббалистических моделей.

В Торе и Танахе есть несколько странных историй, которые напоминают поговорку «начали за здравие, а кончили за упокой».

В начале историй персонажи находятся на вершине успеха, а чуть позже на них обрушиваются проблемы.

Рассмотрим две такие известные истории.

Наш праотец Яаков после возвращения от Лавана встречается со своим братом Эсавом. Яаков сначала боится встречи, но в результате после мистического поединка с ангелом Яаков получает новое имя — Исраэль, он мирится с братом, и сюжет приходит к полному умиротворению.

Очень скоро после этого на Яакова обрушиваются проблемы его детей — насилуют дочь Дину, Шимон и Леви вырезают целый город Шхем, братья продают в рабство любимого сына — Иосефа.

Вторая подобная история происходит с царем Шломо. Во время его царствования Израиль находится на вершине славы и могущества. И вдруг после смерти Шломо происходит раскол царства и масса других неприятностей.

Наши мудрецы дают разные объяснения на уровне простого понимания историй.

На самом деле Тора (и Танах) описывают на символическом уровне смену этапов и уровней реализации.

Первая история — переход от эпохи праотцев к эпохе прасыновей.

Яаков — как «финальный» праотец должен был пройти испытания с Лаваном (белый) и с Эсавом-Эдомом (красный). Пройдя их, он получает максимум самореализации. Данное ему имя Исраэль обозначает «прямо к Б-гу», выражая максимальную связь со Вс-вышним. В этот момент Тора завершает описание каббалистической схемы «хесед-гвура-тиферет», где праотцы — прототипы трех сфирот.

Двенадцать сыновей Яакова — символы двенадцати аспектов личности, активно входят в историю (не считая пары эпизодов) после завершения «карьеры» Яакова.

Каждый этап начинается с наиболее незрелых реакций. Четыре старших сына попарно участвуют в двух конфликтах.

Интересно, что «послерайская» история тоже начинается с конфликта — Каин убивает Авеля.

Итак, Шимон и Леви ненавидят обидчиков Дины. Максимально несдерживаемая ненависть приводит их к убийству целого города — Шхема.

Братья завидуют любимому сыну Яакова — Иосефу. Реувен и Иегуда удерживают Шимона (главного «головореза») и сначала бросают Иосефа в яму (идея Реувена), а потом продают его в рабство (идея Иегуды). «Конкурента», которому завидуют, убирают подальше со сцены.

Тора начинает историю жизни братьев с ненависти и зависти. Не очень позитивно для описания любимого народа. Но цель Торы — не рисовать «святочные картинки». Тора учит нас, как преодолевать внутренние негативные качества. От плохого — к хорошему. В конце книги «Берешит» братья примиряются и проявляют максимальную зрелость и взаимовыручку.

Еще одна каббалистическая схема для описания этого переходного процесса — «швират келим», разбитие сосудов.

Яаков, достигнув совершенства, спустил в мир мощный свет. Его дети, будучи не столь совершенными (тем более в начале жизни), не выдержали света. «Сосуды разбились». И далее братья строят свои «новые сосуды», проходя свои испытания.

То же происходило со Шломо. История подводит к великому царю Давиду («финальная» сфира — малхут). Он же — величайший воин и поэт.

Еще выше — уровень гармонии и целостности (на иврите — шлемут). Его олицетворяет царь Шломо. Он добивается мира. Он строит Иерусалимский Храм. Все народы мира приходят в Храм и уважают евреев.

Танах, используя персонажи в качестве символов, описывает вершину духовной реализации. Давид — седьмая эмоциональная сфира. Шломо — следующий царь, символизирует восьмерку, знак выхода в бесконечность. Храм — связь с бесконечностью.

Но все это «идеальная» часть истории.

После смерти Шломо — мы снова (как в случае сыновей Яакова) переходим к описанию более приземленного этапа.

Сын Шломо провоцирует раскол страны, символически связанный с фигурами Иосефа и Иегуды. Начинается новое «детство» народа с «детскими болезнями».

Мы живем в эпоху приближения следующего уровня совершенства. Геула и приход Мошиаха — это глобальная реализация схемы раскрытия света на «народном» уровне.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Брук

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора