Дорогие читатели, представляем вам галерею всех чемпионов мира по шахматам, вошедших в историю этой неисчерпаемой мудрейшей игры человечества. Это они стали украшением, сокровищем шахмат и обогатили шахматную теорию своей великолепной поучительной игрой, глубину и мудрость которой не могут исчерпать до сих пор самые гениальные шахматисты.
Но прежде чем приступить к рассказу о первом чемпионе мира, следует отметить, что совсем недавно, в октябре этого года в Бонне состоялся очередной матч на первенство мира по шахматам, в котором замечательный 39-летний индийский шахматист Вишванатан Ананд вновь завоевал чемпионский титул по версии ФИДЕ, победив Владимира Крамника, считавшегося до сих пор чемпионом мира по версии ПША. Наконец-то шахматный мир стал един под флагом ФИДЕ и нумерация чемпионов мира будут вестись, начиная с первого, Вильгельма Стейница.
Матч Ананд — Крамник из 12 партий закончился со счётом 6,5:4,5 в пользу Вишванатана Ананда, и он был объявлен абсолютным чемпионом мира по шахматам.
Призовой фонд в сумме 1,5 млн. евро был поделён поровну между участниками. Теперь Ананду в 2009 году предстоит встретиться с победителем претендентского матча Веселин Топалов — Гата Камский. Матч должен состояться в этом году во Львове. Уточняются призовой фонд и дата встречи.
А теперь вернёмся к рассказу о первом чемпионе мира по шахматам Вильгельме Стейнице.
Гениальный шахматный мыслитель, смелый новатор и мужественный борец, первый официально признанный чемпион мира по шахматам Вильгельм Стейниц родился 14 мая 1836 года в Праге, входившей тогда в состав Австрийской империи Габсбургов. Он рос в бедной еврейской семье, в которой был тринадцатым ребёнком. Нарекли его именем Вольф.
Его отец Йожеф Стейниц занимал невысокий административный пост в Пражской еврейской общине. Он сумел хорошо воспитать своих детей, а самому младшему Вольфу старался дать хорошее образование. С восьми лет Вольф ходил в хедер в Праге, где проявил недюжинные способности в математике, а в двенадцать лет научился играть в шахматы. Затем он учился в реальном училище, где много времени уделял шахматам.
Окончив реальное училище в родной Праге, Вольф в 1858 году поступил на первый курс Венского политехнического института, одновременно сменив своё имя Вольф на более «благозвучное» Вильгельм. Однако завершить техническое образование, о чём мечтал его отец, ему не пришлось. Занимался он слабо, почти всё своё время проводил в венском кафе «Куропатки», где собирались сильнейшие шахматисты столицы. Вскоре Вильгельм стал сильнейшим шахматистом Вены. Именно в это время он почувствовал в себе способности достигнуть вершин в шахматах и одолеть известных в то время шахматистов.
Выбранный им жизненный путь профессионального шахматиста принёс ему немало триумфов и не меньше горьких разочарований.
Он бросил занятия в политехническом институте и стал работать репортёром, продолжая играть в шахматы. Они захватили его целиком и стали его страстью.
Венское шахматное общество в 1862 году направило Вильгельма Стейница как сильнейшего шахматиста в Лондон на Второй международный турнир. И хотя он занял там скромное шестое место, но обратил на себя внимание участников своей смелой и находчивой игрой. Победу в этом турнире, как и в первом Лондонском турнире 1851 года, одержал Адольф Андерсен — сильнейший шахматист того времени.
После этого турнира, в котором приняли участие сильнейшие шахматисты мира, Вильгельм Стейниц принимает решение остаться в Англии, в столице которой играли самые популярные и известные шахматисты мира. Это был город шахматной Мекки. В то же время он окончательно утвердился как первый профессиональный шахматист высшего класса.
Уровень его игры рос как на дрожжах, буквально от партии к партии, приводя в восторг одних и в изумление других. Он не знает себе равных среди лучших шахматистов Лондона. В 1862 году Стейниц одержал яркую победу над англичанином Джозефом Блекберном (1841 — 1924) — блестящим игроком комбинационного стиля, впоследствии полвека представлявшим Англию на международной арене.
В 1863 — 1866 годах Вильгельм Стейниц выходит победителем во всех турнирах и матчах. Это позволило ему бросить вызов и организовать матч с прославленным и легендарным Адольфом Андерсеном.
Матч между Вильгельмом Стейницем и Адольфом Андерсеном состоялся в 1866 году в Лондоне. Это был практически матч на звание чемпиона мира. Волшебнику комбинационного стиля Адольфу Андерсену противостоял сторонник новой шахматной школы Вильгельм Стейниц, который впитал всё новое и прогрессивное от великих предшественников — француза Франсуа Андрэ-Даникан Филидора и американца Пола Морфи. (Впоследствии этот стиль игры был назван позиционным, в котором продолжают играть современные мастера. А комбинационный стиль игры стал именоваться романтическим и редко встречается в современной практике, за исключением фрагментальных вспышек и отдельных эпизодов в партиях.)
Убедительную победу в этом матче со счётом 8:6 без единой ничьей одержал Вильгельм Стейниц. После этой победы он был признан шахматным королём и провозглашён первым чемпионом мира по шахматам. Правда, многие злопыхатели не признавали за ним его титул. У многих ещё свежи были в памяти убедительные и изумительные по красоте победы американца Пола Морфи (1837 — 1884) во времена его триумфа (1858 — 1859) в Европе и, в частности в Лондоне и Париже, над сильнейшими маэстро шахмат, включая Адольфа Андерсена. Однако дальнейшие шахматные успехи Вильгельма Стейница и его творческая деятельность на ниве шахмат изменили их скептическое отношение к нему. К тому же в это время гениальный Пол Морфи практически отошёл от активных шахмат, подтверждением чему служит тот факт, что в 1863 году он в последний раз посетил шахматный Париж, но уже не играл и отклонял приглашения на матчи. Вильгельм Стейниц об этом очень сожалел.
Сам Стейниц признавал, что, пока жив Пол Морфи, сильнейший шахматист своего времени, он не может считать себя чемпионом мира. И это при том, что Пол Морфи не встречался с Вильгельмом Стейницем за шахматной доской!
Лишь в 1884 году, после смерти Пола Морфи, Стейниц признал себя чемпионом мира — с 1866 года после победы над Адольфом Андерсеном. Многочисленные поклонники считают Вильгельма Стейница чемпионом мира именно с 1866 года.
Как истинный шахматный боец и бесстрашный рыцарь он сам искал встреч за шахматной доской с лучшими известными игроками. Играл он на любых условиях и регламентах матчей. Как шахматного профессионала его считали бессребреником — призовой фонд матча для него был не главным условием. Зачастую он соглашался оплачивать аренду помещения, гостиницу и среднее годовое проживание семье претендента.
Репутацию чемпиона мира по шахматам Вильгельм Стейниц подтвердил блистательными победами в матчах над самыми лучшими английскими шахматистами. Он буквально сокрушил широко известного Генри Берда (1830 — 1908) и разгромил с сухим счётом в двух матчах амбиционного Джозефа Блекберна со счётом 5:0 при одной ничьей и 7:0 без единой ничьей!
Вместе с тем, в турнирах, где квалификация игроков была неоднородной и где имелась большая вероятность досадной осечки со слабым противником, особенно в коротких состязаниях, Вильгельму Стейницу не всегда сопутствовала удача.
В начале семидесятых годов Вильгельм Стейниц стал сотрудничать с лондонской спортивной газетой, а с 1873 года — с журналом «Филд». Комментарии партий лучших шахматистов современности и прошлого позволили Вильгельму Стейницу на живом творческом материале открыть общие законы и основные принципы шахматной стратегии, а также использовать идеи своих предшественников.
Вильгельму Стейницу, благодаря его продолжительной и упорной аналитической и практической работе, удалось сформулировать немало теоретических положений, которые на долгие годы определили направление шахматной мысли и актуальны до сих пор. К чему они сводятся? Вильгельм Стейниц исходил из того, что все позиции на шахматной доске делятся на две группы. Первая — это позиции с решающим преимуществом одной из сторон. В этих позициях если сильнейшая сторона правильно атакует, она всегда выигрывает, независимо от противодействия другой стороны. Конечно, о существовании и возникновении на шахматной доске таких позиций знали и предшественники Вильгельма Стейница. Однако они считали, что талантливый шахматист своей фантазией и точностью расчётов вариантов атаки всегда сможет довести партию до выигрыша. А играть осторожно, считали они, означает одно: надеяться только на ошибку или зевок партнёра. Вильгельм Стейниц доказал ошибочность таких взглядов.
Рассматривая позиции второй группы, которые он называл позициями равновесия, т. е. с равными шансами, Вильгельм Стейниц доказывал, что ни одна сторона не может выиграть, если партнёры играют правильно. Выигрыш возможен лишь в том случае, если одна из сторон сыграет неправильно. Отсюда, исходил Стейниц, стратегия игроков и результат партии зависят от типа позиции.
В позициях равновесных, с равными шансами, считал он, атаки ни к чему не приведут; необходимо с каждым ходом накапливать мелкие позиционные преимущества, которые в сумме могут дать большое преимущество. А когда позиция становится выигрышной, то атака, как решающее средство достижения победы, становится решающим необходимым средством борьбы. В противном случае преимущество теряется.
Он выделял следующие основные позиционные преимущества: превосходство в развитии фигур в дебютной стадии партии; большая подвижность и мобилизация сил; владение центром, слабыми полями в позиции противника; лучшая пешечная структура; пешечное преимущество на ферзевом фланге; владение открытыми линиями; преимущество двух слонов против двух коней или слона над конём.
Так зародилась позиционная школа Вильгельма Стейница, которую он назвал «новой шахматной школой», чтобы подчеркнуть её принципиальное отличие от установок старинных итальянских маэстро шахмат.
В обоснование своей новой теории, названной впоследствии теорией позиционной игры, Вильгельм Стейниц выпустил в свет две книги с глубоким анализом и теоретическим обоснованием нового стиля игры, сделанным на основании титанического труда над более чем тысячью сыгранных партий. Это мог проделать только такой великий теоретик и неутомимый шахматный фанат, каким был Вильгельм Стейниц.
На его трудах воспитывались и учились многие великие шахматисты прошлого и настоящего, и продолжает постигать тайны и волшебство шахмат молодое поколение шахматистов.
Одновременно рос и спортивный авторитет Вильгельма Стейница. К очередному международному турниру 1883 года в Лондоне мировое шахматное сообщество называло имена только двух соперников, достойных оспаривать его чемпионский титул — это были Иоганн Цукерторт и Джозеф Блекберн (Адольф Андерсен умер в 1879 году и унёс с собой неосуществлённую мечту о матче-реванше с Вильгельмом Стейницем). Первые три места заняли соответственно Иоганн Цукерторт, Вильгельм Стейниц, Джозеф Блекберн.
Сенсацией турнира явился блестящий результат Иоганна Цукерторта, который не только взял первый приз, но и оторвался от Вильгельма Стейница, второго призёра, на три очка. А сам Вильгельм Стейниц оторвался от третьего призёра Джозефа Блекберна на 2,5 очка. Стало ясно, что Иоганн Цукерторт стал претендентом на шахматную корону в матче с её обладателем Вильгельмом Стейницем и что матч вскоре должен состояться. Новинкой этого лондонского турнира явилось то, что соревнование проводилось по круговой системе, но ещё без контрольных часов, которые были изобретены в 1883 году и стали основным двигателем шахматной жизни.
Окончание следует




