— Здравствуйте, дорогой рав Элиягу. Известно, что почти 80% новоприбывших не являются евреями, и большой процент из них антисемиты. Это видно любому, кто общается в соцсетях. Почему религиозная община Израиля не поднимает этот вопрос и не борется с этим? Я вернулся в Израиль после многих лет в Америке и с ужасом вижу, что в Израиле антисемитизм просто ужасен, по сравнению с Америкой. Почему религиозная община совершенно равнодушна к этому? Такое впечатление, что религиозных не интересует ничего вокруг.
Роман. Беэр Шева
— Уточню, что обозначенные Вами 80 процентов — приблизительные статистические сведения за последние 10 лет. Кроме того, подчеркну, что социальные сети в определенном смысле — «помойка», где, наряду с толковыми, дельными идеями и материалами, очень много откровенной чуши и проявлений мелкой злобности, взращенной на ощущении собственного бессилия (что для нас, конечно же, хорошо). Внесу мелкую поправку и в последнюю часть Вашего короткого письма. Религиозная община — не равнодушна к этому явлению. Она просто не знает, что с этим делать. Приоткрою ее «секрет». Перед религиозной общиной в Израиле стоит дилемма: бороться, воевать и т.п. (и тем самым только распалять страсти злобствующих антисемитов) или не обращать особого внимания на них (за исключением редких случаев, когда совсем не реагировать уже нельзя). В этой дилемме большинство людей, которые стараются жить по законам Торы — выбирают второй путь. Дело в том, что в нашей еврейской традиции говорится, что антисемитизм — данность, которая существовала и будет существовать всегда. До конца Шестого тысячелетия. Написано в Талмуде, что Эсав всегда ненавидит Яакова, ибо так устроен мир. Надежды на то, что потомков Эсава можно перевоспитать, что антисемитов можно убедить не быть антисемитами и т.п. — тщетны. ХХ век нанес этим наивным мечтам сокрушительный удар. Оказалось, что коммунисты, бесконечно повторяющие догмы о братстве и равенстве народов — запустили в Советском Союзе и в большинстве других стран «победившего социализма» мощную машину, производящую и распространяющую по всему миру ненависть к евреям и Израилю. Второй масштабный, достаточно известный пример — это культурная, цивилизованная Германия, с ее выдающимися достижениями в науке и кульуре. Германия стала центром (и вдохновителем) идей, реализуя которые евреев отправляли на расстрелы, лагеря и в газовые камеры. И все это при поддержке единомышленников, которые нашлись во всей «цивилизованной» Европе, что называется, от Атлантики до Урала. Мы все это хорошо и помним, и осознаем. И в составе религиозной общины Израиля, если ориентироваться на ее старшее поколение, немало близких и прямых потомков жертв немецкого фашизма и коммунистического бреда. Так что, пока в Израиле антисемиты не стали руководящим большинством (на сегодняшний день они — неприятно, дурно пахнущее меньшинство), многие религиозные евреи считают, что самый эффективный способ борьбы с антисемитизмом, если нет физической угрозы — духовное укрепление собственных рядов. Иначе говоря, распространение в еврейской среде знаний Торы, углубление ее изучения, повышение уровня серьезности в выполнении заповедей и, конечно же, активизация в осуществлении добрых дел.
Отвечает рав Элиягу Эссас