Жить по-еврейски. Праздники Суккот и Шмини-Ацерет Недельная глава Торы «Ве-зот а-браха»

Заключительный раздел Пятикнижия «Ве зот а-браха» будет прочитан в следующий вторник 28 сентября — в праздник Шмини-Ацерет, он же Симхат-Тора. Это единственный не субботний, а праздничный раздел. А в ближайший шаббат, пятый день Суккота, вместо очередного недельного раздела прочтут специальные праздничные отрывки из Торы, а также книгу «Коэлет» («Экклезиаст»), содержащую мудрые изречения царя Шломо. 

***

Виленский Гаон говорил, что из всех 613 заповедей Торы только две предоставляют возможность физически «войти в мицву» Одна из них: «ишув а-арец», заповедь проживания в Эрец-Исраэль; а вторая – обязанность жить в сукке в праздник Суккот. Пересекая границу Страны Израиля или входя в сукку, вы оказываетесь как бы внутри мицвы.

Но какова смысловая связь между Эрец-Исраэль и суккой?

Иудаизм уникален тем, что в нем тесно переплетаются национальные и религиозные концепции. Процветание еврейского народа в Стране Израиля составляет основу наших духовных устремлений. Другие народы могут считать своей родиной одно место и поклоняться святыням в другом месте. У нас по-другому. Эрец-Исраэль – это не только наш дом, национальный очаг, но и святая земля, к которой направлены наши чаяния и молитвы. Это оптимальное место для исполнения заповедей Б-га. 

Не случайно Тора включает в себя как гражданское, так и чисто религиозное право. Честность в коммерции и выполнение ритуальных законов (например, накладывание тфилин и соблюдение кашрута в еде) в равной мере наделяют человека святостью. Когда евреи вошли в Эрец-Исраэль после сорокалетних скитаний в пустыне, их лидер Иегошуа бин-Нун, преемник Моше-рабейну, проявил равную заботу о планировании городов и переносе Ковчега со скрижалями Завета. 

Живя в Эрец-Исраэль, еврей получает уникальную возможность освящать каждое свое действие, каждый шаг – жить по-еврейски. Даже покупая огурцы на рынке, он вносит вклад в историческую судьбу своего народа. 

Точно так же, когда еврей находится в сукке, хрупком шалаше с кровлей из ветвей и листьев, в дни праздника Суккот, что бы он в ней ни делал – спал, ел, играл с детьми или читал книгу – каждое его действие представляет собой акт святости, выполнения Б-жественного предназначения. 

Двойная мицва

Между заповедями «ишув ха-арец» и проживания в сукке есть еще одно важное сходство. Обе эти мицвы надо заслужить. В Пятикнижии, особенно в книге «Дварим», часто повторяется предостережение, что, если евреи будут плохо себя вести, они будут изгнаны из Эрец-Исраэль

Для выполнения заповеди проживания в сукке тоже требуется достойное поведение. В Талмуде, трактате Сукка, сказано, что сильный дождь отменяет заповедь сукки: «Идет дождь… С чем это можно сравнить? Со слугой, который приходит, чтобы налить вино в бокал хозяину, но хозяин гневно выплескивает вино ему в лицо». Если евреи не следуют путями Торы, Всевышний посылает дождь, лишая их возможности выполнить мицву

Но почему надо заслужить именно эти две заповеди? Потому что обе они тесно связаны с получением всей Торы, всего комплекса ее законов. В начале первого раздела книги «Берешит» РАШИ объясняет, почему Тора начинается с рассказа о Сотворении мира, а не с первой мицвы, освящения нового месяца. Б-г создал этот мир, говорит великий комментатор, и Он вправе даровать Эрец-Исраэль кому пожелает. 

Эрец-Исраэль принадлежит еврейскому народу волею Творца. Значит, и Тора, неразрывно связанная с этой землей, тоже принадлежит евреям. Ведь, как уже говорилось, эта земля – оптимальное место для выполнения законов Торы. 

В талмудическом трактате «Авода зара» рассказывается, как Б-г сравнивает еврейский народ с другими народами, проверяя их готовность выполнять заповедь сукки. Эта мицва, подобно лакмусовой бумажке, должна показать, достойны ли другие народы получить Тору. Испытание простое: представители народов должны жить в сукке несколько дней и не уходить из нее несмотря на жару. Экзамен не выдержан: испытуемые, обливаясь потом, выходят из сукки и даже пинают ее с досады. 

Страна Израиля тоже напоминают сукку: маленькая, жаркая и очень уязвимая страна. Если несмотря на все трудности и неудобства еврей стремится жить в Эрец-Исраэль и, если он отважно спит в сукке, не страшась ни воров, ни террористов, значит, он достоин владеть Торой и быть проводником Высшей истины, связующим звеном между Небом и Землей.

Содержание раздела «Везот а-браха»

Следуя примеру праотца Яакова, Моше благословляет евреев перед смертью. Он дает каждому колену лаконичную, порой мистически загадочную характеристику, определяет его место и задачу в еврейской истории. Пророк заверяет сынов Израиля, что Б-г щедро вознаградит их за все грядущие беды и страдания. Затем он восходит на гору Нево, с которой Б-г показывает ему всю Страну Израиля и события, которые произойдут в будущем в ней и с еврейским народом. Перед Моше открывается вся историческая перспектива вплоть до мессианской эпохи. Он умирает легко – от «Б-жественного поцелуя», в 120-летнем возрасте, полный сил и энергии. Б-г сам хоронит своего любимого пророка, но держит в тайне место его погребения. Евреи оплакивают Моше тридцать дней.

***

Иной порядок

«Счастлив ты, Израиль! Кто подобен тебе, народ, спасаемый Б-гом, щитом и помощником твоим?» Моше благословляет колена Израиля не в том порядке, в котором они рождались. Он руководствуется другими критериями. Вот как объясняет их РАМБАН (рабби Моше бен-Нахман, также Нахмани́д; 1194 г. – после 1270 г., один из величайших авторитетов Галахи и комментаторов Танаха и Талмудакаббалист и поэт).

Первым упоминается Реувен. Он был старшим из братьев и первенцем у Яакова и своей матери Леи. Моше не хотел допустить, чтобы имя Реувена было вычеркнуто из-за совершенного им проступка. Когда умерла Рахель, Яаков переселился к ее служанке Бильге, но Реувен усмотрел в этом выборе унижение своей матери Леи, старшей жены Яакова, и самовольно поменял их ложа. Стремясь защитить Реувена от наказания, Моше просил в своей последней молитве, чтобы его статус старшего сына остался неизменным.

Дальше следует Иегуда. Он первым получил наследие на территории Эрец-Исраэль (к западу от Иордана), и он же стал основателем царской династии, возглавлял еврейские полки во время сражений.

Леви. Ему, как основателю династии священников, предстояло жить в Иерусалиме вместе с Иегудой и приносить жертвы в Храме.

Биньямин. Его наследный удел располагался рядом с уделом Иегуды, поскольку Иерусалим и Храм находились между ними, и левиты жили среди потомков Биньямина. Эти три колена – Иегуда, Леви и Биньямин – сохранились после разрушения обоих иерусалимских Храмов, и им предстояло играть важную роль в еврейской истории.

Йосеф (точнее, его сыновья Эфраим и Менаше) следует за Биньямином, т. к. он получил свое наследие после него.

Звулун и Иссахар. Эти два младших сына старшей жены Яакова Леи были благословлены вместе, поскольку они действовали в тандеме. Причем, купец Звулун назван перед знатоком Торы Иссахаром за то, что он материально поддерживал его, и еще потому, что именно в таком порядке они получили свои земельные наделы: вначале Звулун, а потом Иссахар.

Гад, Дан, Нафтали и Ашер. В конце своей предсмертной речи Моше благословляет сыновей двух служанок Бильги и Зильпы, которые вместе с Леей и Рахель тоже считались женами Яакова. Он перечисляет этих братьев в порядке их рождения, за исключением Гада, родившегося после Нафтали. Моше поставил его первым в этой группе, потому что он был первенцем у Зильпы, служанки Леи, и, к тому же, его колено находилось в первом походном стане под флагом Реувена, старшего из братьев.

Дан, Нафтали и Ашер сформировали отдельный стан, который шел последним в строю.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора