Продолжение. Начало в № 802
Когда интерес к ильфопетровскому юмору стал повальным (а случилось это после «оттепели» в шестидесятые и последующие годы), моё увлечение и пиетет перед кумирами поумерился. Пропал ореол исключительности, а шагать в толпе показалось занятием малоинтересным.
Шли годы, менялись интересы, привязанности, а почерпнутая из бессмертной дилогии фразеология помогала формировать с возрастом становившиеся всё более убогими мысли вслух.
Такое потребительское отношение длилось приблизительно до конца восьмидесятых годов, когда на нашей неисторической родине начались процессы, никогда ранее не имевшие аналога во всей истории отечества, события, ход которых никто в мире не мог предугадать (в том виде, как всё происходило).
Эйфория, вызванная горбачевским прорывом (не путать с Брусиловским) на Запад, сменилась полной обескураженностью, а порой и отчаянием «при виде всего, что происходит дома». Чтобы как-то отвлечься от скверны окружающего бытия, я призвал в помощь книги — своих старых и верных друзей, общение с которыми всегда служило бальзамом для сердечных ран…
И о, чудо! Удивительное вторичное откровение знакомого до последней буковки текста: Ильф-Петров, «Стулья» и «Теленок» — да это же один к одному то, что происходит сегодня! Подобно Нострадамусу, зашифровавшему будущее мира на сотни лет вперёд, Ильф и Петров сделали то же самое, но только с шестой частью планеты, и пока прогноз их исчисляется лишь многими десятилетиями.
Казавшиеся просто остроумными репликами фразы и выражения сегодня несут совершенно иной смысл, чем прежде, ибо сейчас их и запретить-то невозможно. Да и бессмысленно.
Дышите глубже:
вы взволнованы
Началось всё с занозившегося в памяти, на первый взгляд бессмысленного каламбура, когда «подследственный» Скумбриевич, сдавший подельников, объясняет Остапу, что сделал это «не в интересах истины, но в интересах правды».
Десяток — полтора лет после обнаружения этой словесной каракатицы я подумал, что слишком просто было бы для моих любимцев всё свести к хоть и остроумному, но только каламбуру. Что-то здесь не так…
Эврика! Если слово «правда» взять в кавычки да ещё написать с большой буквы, всё становится понятным. Конечно, всё в те благословенные партией годы делалось в интересах «Правды», но не истины! Причём «Правд» было неисчислимое множество: и Украины, и Биробиджана, и, наверное, мифического Черноморска. «Правдами» была забита вся страна. А роднило их всех именно то, что к истине они не имели никакого отношения.
Если же взять ситуацию в России начала 90-х, она зеркально повторяет «Правдо-любивый» приём советской власти, когда суетящиеся словами политики, вроде Гайдара, Немцова, Хакамады, объясняют обнищавшему, люмпенизированному люду, что всё это происходит уже не интересах «Правды», но в интересах «истины». В развитие этой темы радикальный идеолог псевдодемократов Вера Засулич современной российской демократии г-жа Новодворская даже разъяснила непутёвому народу, что тому следовало бы вымереть, чтобы не мешать продвижению уже по освободившейся территории этой самой «истины».
Так вот какие хитрецы эти два коренных одессита: они «заформулизировали» происходящее в нашей стране на столетие вперёд. Остаётся только в формулу подставлять исходные данные событий текущего времени.
Такая же метаморфоза произошла с, в общем-то, простенькой фразой достопочтенного М. С. Паниковского, обращенной к гражданину Балаганову:
— А вы пилите, Шура, пилите…
Страна Советов приходила в упадок, а людям в течение десятилетий пичкали мозги пятилетними планами, продовольственными и жилищными программами, передовицами бесчисленных «Правд», инициативами и починами:
— А вы пилите, пилите…
И пилили же пока всё политбюро не спряталось в кремлёвской стене или возле неё!..
… «Пиво — только членам профсоюза!» Как не вспомнить тут кремлёвские распределители, Четвёртое управление Минздрава, базы райпотребсоюзов, где во время ОНО был действительный рай (по понятиям ОНО) для номенклатуры, согласно совпартийной иерархии. Разумеется, члены были другие, но смысл — тот же.
Не зашифровано ли в известном выражении сына турецкоподанного: «Не делайте из еды культа!» появление Продовольственной программы партии полвека спустя? Очень даже похоже…
Попробуем пройти с этим логическим ключом по страницам порой весёлой, порой язвительной, а иногда и с грустинкой сатирической библии.
Ба, знакомые
все лица!
Развал Советского Союза, повальная эмиграция, потеря нравственных ориентиров, всеобщее обнищание — всё это по масштабам достойно случившейся в семнадцатом году небольшой «заварушки».
Но если тогда все мозги властным образом были развёрнуты в сторону марксистско-ленинского «опиума для народа», то ныне, словно тараканы из открытой банки, индивидуумы бросились назад в религию, секты, союзы, общины, ложи и ордена.
Особенно стало модным прикасаться влажной от слёз умиления щекой к действительным и мнимым дворянским, казацким, диссидентским родословным; обнимать стволы генеалогических древ, пытаясь их вырвать вместе с родовыми корнями для индивидуального употребления.
Толпы прототипов детей лейтенанта Шмидта бродят по России и её окрестностям, собираясь в конвенции, где смысл единения определён словами старого анекдота:
— Ты меня уважаешь? И я тебя уважаю… Значит, мы уважаемые люди!
Примером такой конвенции может служить собранный с бору по сосенке «Комитет 2008», где в виде наживки на идеологическом крючке пробуется шахматный гигант современности. Политическая программа Комитета по преобразованию России (явное преувеличение!) напоминает знаменитый проект О. Бендера о создании центра мироздания в Нью-Васюках.
Шахматный король делает ход конём, чтобы стать ферзём в политике, хотя и слону понятно, что в ладейном окончании, увы, пока ему уготована роль непроходной пешки.
«Заграница нам поможет!» Пожалел волк кобылу…
А в рядах эмиграции нетрудно встретить внуков тех самых черноморских «пикейных жилетов», которые, сохранив в память о дедах парадную форму одежды, клеймят предателя Шарона и заклинают его не давать газу из сектора Газы; готовы совершенно бескорыстно посоветовать Бушу, как усмирить Ирак и принять иудаизм. Несмотря на возраст, они отважно защищают Израиль в окопах Гудзона, но при всей своей смелости палец в рот этому кагэбисту Путину не положат…
Продолжение следует