Продолжение.
Начало в № 785
Политические разногласия и социальное неравенство между эмигрантами из Восточной и Западной Европы, а также проявление личного честолюбия ряда еврейских лидеров еврейства Аргентины в течение некоторого времени препятствовали совместным действиям евреев. Первая центральная еврейская организация была основана в 1915 году — Центральный комитет помощи евреям — жертвам войны. В 1916 г., по инициативе сионистов и при участии других еврейских организаций, кроме крайних левых, был созван конгресс аргентинского еврейства. Конгресс решил требовать по окончании мировой войны признания независимости евреев в Эрец Исраэль и предоставления евреям диаспоры всех прав граждан данной страны.
После большевистского переворота 1917 г. в России правительство Аргентины опасалось роста революционной активности в стране. Обыватели слабо отличали евреев из России от этнических русских. Поэтому антиреволюционные настроения приняли антиеврейскую направленность. Всеобщая забастовка 1919 г. послужила поводом для крупной антисемитской провокации. Власти распространили слух, что сформировано тайное правительство во главе с евреем П. Вальдом, якобы ставшим диктатором-президентом, а забастовка изображалась как предпринятая этим правительством попытка большевистской революции.
Последовавшие за этими слухами многодневные погромы вошли в историю евреев Аргентины под названием «Трагическая неделя». Руководители еврейских организаций опубликовали воззвание к народу страны. Делегация евреев была принята президентом Аргентины, который выразил недовольство погромщиками и тем, что делегация говорила от имени евреев Аргентины как некой общности.
Растущий антагонизм по отношению к евреям усложнил к 1920-м годам еврейскую иммиграцию. Тем не менее, в 1920-е гг. в Аргентину прибыли около 79 тыс. евреев.
Экономическое положение иммигрантов, прибывших в страну в конце XIX в. — начале XX в., продолжало улучшаться. Были созданы 15 кредитных товариществ. Увеличилось число благотворительных учреждений. Большого расцвета достигла пресса, литература и театр на идиш. Евреи -уроженцы Аргентины, для которых родным языком стал испанский, создали в 1926 г. «Сосиедад эбраика Архентина» (Аргентинское еврейское общество — АЕО).
После революции 1930 г. в Аргентине наступил период расцвета антисемитских организаций. Начиная с 1933 г., они стали пользоваться поддержкой германских дипломатов и местного филиала германской нацистской партии. В 1939 г. была создана Организация самозащиты аргентинских евреев (ОСАЕ), объединившая и ашкеназов, и сефардов.
В 1934 г. был основан комитет для централизации всей системы еврейского образования. Ряд новых организаций, как культурных, так и религиозных, основали еврейские иммигранты из Центральной Европы.
28 июля 1938 г. было опубликовано официальное сообщение, резко ограничивающее иммиграцию в Аргентину и предусматривающее жесткие меры борьбы с нелегальной иммиграцией. Правительство Аргентины, проводившее политику дружественного нейтралитета по отношению к нацистской Германии, до 1944 г. не разрешало еврейским беженцам, прибывавшим в порт Буэнос-Айреса, сойти на берег. В период 1938 — 44 гг. в Аргентину прибыли 35 судов с еврейскими эмигрантами. Увы, большинство беженцев вынуждены были вернуться в Европу, и только незначительная часть смогла получить убежище в Чили и на острове Кюрасао.
В 1933 г. — начале 1945 г. в Аргентину прибыли 39400 еврейских беженцев, из них 26500 легально, хотя дискриминация еврейских иммигрантов продолжалась.
Приход к власти Х. Д. Перона в 1946 г. был встречен еврейским населением с чувством тревоги, которая была частично рассеяна Конституцией 1949 г., запретившей расовую дискриминацию, и заявлениями Перона о поддержке его правительством прав евреев и права Государства Израиль на существование. В эти же годы Аргентина стала пристанищем для тысяч немецких военных преступников, что превратило Буэнос-Айрес в международный центр нацистской, в том числе и антисемитской активности. Свержение Перона (1955 г.) сопровождалось ростом антисемитской деятельности крайне правого движения аргентинских националистов — «Акуара».
Антисемитские настроения еще более усилились после поимки А. Эйхмана (1960 г.) и его казни в Израиле в 1962 г. Неприятие антисемитизма сенатом Аргентины не было подкреплено законодательными мерами, и хотя в 1963 — 64 гг. антисемитские организации были объявлены вне закона, это не положило конец антисемитизму.
Продолжение
следует