Американизм и библейский сионизм

Последствия (б) в схеме американизма Гелентера о божественной миссии американского общества связаны с американской версией библейского сионизма. Основатели американизма видели свою миссию в создании общества, продолжающего выполнять вселенскую задачу, поставленную некогда Всевышним перед евреями, возвращавшимися в Сион. Выдающийся лидер пуритан Джон Винтфроп писал в 1630 году: «Мы должны осознать, что Б-г Израиля среди нас». Томас Джефферсон в своей речи во время второй инаугурации произнес: «Я нуждаюсь… в помощи Всевышнего, в руках которого все мы, который вёл наших отцов, как Израиль в старые времена, из их родных мест, и поместил их в стране, приносящей всё необходимое для хорошей жизни». (Джефферсон не решился произнести: «текущей молоком и мёдом»). Авраам Линкольн заявлял о желании быть «покорным инструментом в руках Всевышнего и его почти избранного народа». О Соединённых Штатах как о библейском Израиле и об американцах как об избранном народе продолжали говорить и лидеры следующих поколений американцев, включая Джона Кеннеди и Мартина Лютера Кинга.

Претензии американизма на роль идеологии избранного или «почти избранного» народа, на вариант библейского сионизма, отразились и в национальных символах. В день, когда была принята Декларация Независимости США, была учреждена комиссия, в которую вошли Бенджамин Франклин, Джон Адамс и Томас Джефферсон, для создания проекта государственной печати. Отцы-основатели предложили печать, изображавшую народ Израиля, переходящий Красное море, и Моисея, освещённого огненным столпом. Это предложение не приняли — ограничились изображением орла. Но (можете проверить) на однодолларовой купюре над головой орла на «Великой печати» помещён выложенный пятиконечными звёздами, символами отдельных американских штатов, Магендавид — звезда Давида.

Но почему же в стране христианской, а Соединённые Штаты, безусловно, страна христианская, нелегко проследить влияние идей «Нового Завета» христианской Библии на политическую систему американизма? Может быть, одна из причин в том, что новозаветные идеи в организации общества были скомпрометированы ещё до открытия Америки в идейных исканиях дореформационного христианства XI — XIII веков. Тогда различные христианские секты: катары, апостольские братья, манихейцы — пытались реализовать идеи, будто аскетизм и отказ от собственности являются квинтэссенцией библейского учения. Понимаемые таким образом христианские идеи вдохновили, например, Крестьянскую войну 1304 — 1307 годов под руководством Дольчино из Наварры против богатства Папства, сопровождавшуюся почему-то кровавым избиением евреев. Впрочем, победившие эти секты монашеские ордена доминиканцев, создателей инквизиции, и францисканцев относились к проблеме собственности сходным образом. Вот слова основателя ордена: «Святая бедность прогоняет всякую алчность, скупость и заботы мира сего, — говорил Франциск. — Ведь учил Христос: «Не берите с собой ни золота, ни серебра, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха. Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на небе (Матфей 2,9)».

Такая идеология подходит для духовного пути отдельного христианина, особенно собирающегося принять обет монашества. Но это не очень удобная база для развития капиталистического общества. Поэтому развитие такого общества началось в основном после реформации ХVI века. Идейная основа возникшей цивилизации зиждется на общей для иудеев и христиан Книге -ТАНАХе.

«Новый завет» в свою очередь явился одним из нескольких истоков либерализма, современной «секулярной религии», развившейся в Соединённых Штатах и в странах Западной Европы во второй половине ХХ века и явившейся антитезисом американизма. Конечно, секулярность либерализма проистекает не от христианства, а от другого его истока — материалистических концепций социализма. От христианства можно усмотреть чувство виновности, характерное для либералов, за материальное благополучие: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Б-жие» (Матфей 19,24). Выразилось оно в таком благородном качестве либерализма, как забота о бедных. Особенность либерализма в отношении благотворительности заключается в том, что либерализм настаивает на переводе помощи бедным из личной обязанности членов общества в обязанность государства. Практически это означает высокие налоги и перераспределение доходов.

Можно усмотреть истоки либерализма и в иудаизме. Так выдающийся раввин начала ХХ века Хофец Хаим разработал законы Ш’мират хаЛашон, правила чистоты речи и запретов злословия. Либерализм распространил эти законы, созданные «для личного пользования», на общество в целом, создав систему «политической корректности».

Наивысшие достижения либерализма — в области прав человека. Здесь и десегрегация чернокожих, и равные права для женщин и для различных этнических групп, здесь и права сексуальных меньшинств.

Имея корни и в религии, и в секулярных теориях, либерализм не является антирелигиозным. Пожалуй, единственная из десяти заповедей, которую он отменил, это седьмая — о запрещённых сексуальных связях.

Духовное развитие Соединённых Штатов последних десятилетий — это борьба и взаимное влияние либерализма и консерватизма, идеологии сохранения ценностей американизма.

В Европе, не имеющей в основании аналога идеологии американизма, общество более либерально, чем американское — либерализм там не имеет серьёзного оппонента. Гелентер, объясняя разницу в политическом видении мира с разных берегов Атлантического океана, отмечает, что «контраст между американским и европейским мышлением — это не столько контраст между христианством и атеизмом, сколько разница между двумя видами христианства… Пацифистское умиротворение, в которое религиозно верит Европа, есть антитезис христианству «Ветхого завета» пуритан и американизма; но это вполне аутентичное христианство, имеющее глубокие корни в «Новом завете».

Продолжение следует

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора