Лиза Юдин
Народ заволновался. Израильский — что будет? Российский — как это, как наши позволили?
В ночь на четверг, 7 сентября появилась информация о том, что израильские ВВС разбомбили в в западной Сирии совместное ирано-сирийское предприятие, где разрабатывалось химическое и биологическое оружие.
Итак, что будет и как позволили?
Как? Очень просто. Впервые что ли? Напоминаю.
9 июня 1982 года. Операция «Медведка»
… В составе находившейся в то время в Ливане группировки сирийско-советских войск («советских» можно сказать с полным основанием, поскольку советским там было все) имелись на вооружении: зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) С-75М «Волга», С-125М «Печора», «Куб» («Квадрат») и входившие с ними в комплект самоходные установки разведки и наведения (СУРН), стационарные радиолокационные станции (РЛС), несколько комплексов войсковой ПВО «Оса», зенитные самоходные установки (ЗСУ) «Шилка», средства ведения радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
Более того, вместе с сирийским персоналом эту технику обслуживали советские офицеры. В сирийской армии работало тогда порядка тысячи советских военных специалистов и инструкторов, значительная часть которых служила и в сирийской группировке, оккупировавшей Ливан.
«Миротворил» тогда Советский Союз, просто можно сказать «мироточил»… Боролся за мир, аж до последней капли крови, своей и чужой. Кто там у нас сегодня его преемником объявился? Российская Федерация?
9 июня 1982 год, 14:00. Командовали операцией начальник Оперативного управления израильских ВВС Авиам Села и командующий ВВС Давид Иври.
За первых два часа уничтожены 15 сирийских ЗРК, 3 серьезно повреждены.
Не на шутку всполошившиеся сирийцы и Советы, напрочь забывшие уроки Шестидневной войны, лезут на те же грабли – ночью на территорию Ливана вводятся: 82-я смешанная зенитно-ракетная бригада и три зенитно-артиллерийских полка.
Таким образом, 24 (!!!) сирийских зенитно-ракетных дивизиона развёрнуты боевым порядком протяжённостью 30 км по фронту и 28 км в глубину. Они и должны прикрывать сирармию в ливанской долине Бекаа.
10 июня операция возобновляется. Удары наносятся как по ЗРК, не уничтоженным в прошлый день, так и по введённым ночью. Еще четыре уничтожены. Оставшиеся спешно отведены сирийцами вглубь Ливана.
Израильтяне активно используют ложные цели «Шимшон». На экране радаров они создают отметку полноразмерного самолёта. Сирийцы радостно лупят по ним. Кроме того, большое количество сирийских радаров испорчены израильскими системами радиоэлектронной борьбы.
Далее следовал удар по РЛС ЗРК противорадиолокационными ракетами «AGM-78 «Стандард-АРМ». Около 20 «Фантомов» выпустили более 30 таких ракет. По целям противника лупят также «Кахлилит» и «Керес» — противорадиолокационные ракеты наземного базирования.
Израильские «Скайхоки», «Кфиры», «Фантомы» и «F-16» наносят удары по «ослеплённым» ЗРК с использованием кассетных и обычных осколочно-фугасных бомб. Сброс бомб осуществлялся со средних высот, чтобы избежать потерь от огня противозенитных комплексов.
Огонь ведет и наша артиллерия.
Апогей операции «Медведка» – воздушное сражение, вошедшее в историю, как «битва в долине Бекаа».
Сирийцы с участием советских «друзей» поднимают в воздух 100 истребителей «МиГ». Затем, еще и еще…
Что было дальше? А пусть расскажет главный военный советник в вооружённых силах Сирии, командующий группой советских военных специалистов в Сирии генерал-полковник Григорий Яшкин:
Все приемники сирийских комплексов подавлялись помехами очень высокой плотности во всем диапазоне частот. И чтобы с ними бороться, надо было не менее, чем в 20-30 раз ослабить их мощность. К сожалению, таких возможностей сирийцы не имели. Не имели их и мы.
Средства радиоэлектронной разведки и помех ВС САР в то время не могли обеспечить ни нарушение управления войсками и оружием противника, ни даже минимальную защиту своих самолетов, ЗРК и других своих сил и средств ПВО только по одной причине — ограниченного частотного диапазона подавления.
В этой войне израильтяне создали хорошо действующую и оснащенную современной техникой систему РЭБ. Средства РЭБ были установлены даже на танках, кораблях, не говоря уж о боевых самолетах, и тем более специальных, таких как «Боинг-707», С-97 «Хокай», «Фантом»(АФ-4джи). Комплексное и массированное применение средств РЭБ, ракет и управляемых бомб с оптико-электронными и радиолокационными головками самонаведения явилось решающим условием успеха Израиля по подавлению сирийской группировки средств ПВО в Ливане и завоевания господства авиации в воздухе.
Абу Джихад (Дайяб Абу Джахья) — глава Арабской европейской лиги, бывший ХАМАСник:
Все смотрели в воздух. Я тоже посмотрел наверх — и увидел одно из самых захватывающих дух зрелищ, которые мне когда-либо доводилось наблюдать. Прямо над нашими головами развернулось сражение сотен истребителей.
Израильские воздушные атаки никогда не наносили нам существенного ущерба, но на этот раз речь шла не о бомбардировках: борьба шла между израильскими и сирийскими истребителями. Израиль бомбардировал сирийские ракеты, размещенные в долине Бека, и теперь сирийские истребители пытались предотвратить уничтожение остатков сирийского ПВО израильтянами.
На наших глазах разворачивалась весьма трагическая картина. Израильские истребители подстреливали сирийские самолёты один за другим, как мух, и поддержка Объединенных Вооружённых сил с земли была бесполезной…
Итог: с обеих сторон в сражении участвовало около 350 самолётов. Согласно оценкам участников событий, в отдельных фрагментах боёв одновременно участвовало по 120—200 боевых машин. Сирийские ВВС потеряли 86 самолётов МиГ-21, МиГ-23 и Су-22 и 30 батарей ЗРК. «Сирийские ВВС разбиты, ракеты «земля-воздух» бесполезны, без прикрытия с воздуха армия не может сражаться», – констатировал в своем докладе Хафезу Асаду министр обороны Сирии генерал Мустафа Тлас.
У израильтян потерь не было. Один израильский самолёт был поврежден, но благополучно приземлился на базе.
Как написал в своем дневнике про те события Анатолий Черняев, «тогдашний» сотрудник международного отдела ЦК КПСС:
«…там мы, конечно, нарвались… И арабская пресса, включая ООП, западноевропейская, иранская усиленно обс… нас. Мол, кроме грозных слов ничего не сделали…».
Кстати, это так, на десерт — когда в январе 91-го во время «Бури в пустыне» антисаддамовские силы начали воздушное наступление на Ирак, иракская система ПВО, построенная советскими специалистами по советскому образцу и оснащенная советскими ЗРК, советскими самолетами и советскими РЛС, тоже оказалась недееспособна…
Мало? Пожалуйста, еще.
7 июня 1981 года. Операция «Вавилон». Иракский атомный реактор
… Где-то около 18.00 7 июня на мониторе нашей СРЦ (станции разведки и целеуказания) появилась крупная отметка, следовавшая с запада. На запрос «свой – чужой» цель не отвечала. Через пару минут экран радара стал «белым». Помехи? Активные? Но ведь иранцы доселе никогда не баловались подобными «игрушками»?!
Один наш убеленный сединой майор-ленинградец, занимавшийся настройкой индикатора кругового обзора, попросил иракского оператора–наводчика сорвать пломбу и перейти на запасную частоту. Тот обратился за разрешением к своему капитану. Действуя в соответствии с инструкциями, которые он крепко усвоил со времен недавней учебы в Одесском военном училище, офицер бросился к городскому телефону, чтобы получить на это санкцию у оперативного дежурного по штабу ВВС и ПВО Ирака.
Пока продолжалась эта чехарда, на моих глазах из-за пальм, буквально касаясь их верхушек, появился тот самый «неопознанный объект» – шестерка Ф-15, с громадной скоростью пронесшаяся в сторону ядерного центра. Вслед за этим последовал первый глухой взрыв, от которого вздрогнула вся округа. Затем в течение минуты взрывы повторялись.
Самолеты же, сделав крутой вираж с удалением до 6 км, поочередно уходили в обратном направлении. Получив «добро» на запасную частоту, наша СРЦ засекла более 10 целей противника. Тут же местные ракетчики выпустили вдогон несколько ракет, но тщетно. Истребители были уже недосягаемы. Стреляли и соседние дивизионы, также безрезультатно. Иракские истребители попросту не никого не догнали. Минут через десять установилась мертвая тишина…
(Из воспоминаний полковника запаса Валерия Яременко).
Ох! Опять эти «чертовы грабли»!!!!!!!!!!!!!!!!!
Именно по этому Путин так «милостиво» позволяет израильтянам уничтожать караваны оружия и прочие объекты, работающие на «Хизбаллу». Ведь если его подданные «ошибутся», то от того места, где оказались нарушители соглашения, к моменту выяснения — кто виноват — ничего уже не останется, и не важно, толи это комплекс С — 4ОО, или аэродром. Точно такое же предупреждение должны получить спонсоры и поставщики ракет для ХАМАСа. Ливан уже знает, во что он превратиться в случае провокаций с его территории. Сектор Газы маленький, но и его поставщики должны знать, что они легко досягаемы, и будут обязаны прочувствовать именно то, что испытывает, при налётах, наше гражданское население. Убедительные, ответные действия — самое надёжная система агитации. И Иран и Турция, тоже должны нести солидные потери, в случае активной поддержки террора. Подрывная деятельность против Израиля, без объявления войны, уже давно ведётся этими странами, так сказать, по умалчиванию. Мы тоже будем работать молча!
Вы очень смелая, Полина! Израилю еще очень далеко до статуса великой и совершенно независимой державы. И у Израиля есть спонсоры, прикрывающие его. Они тоже работают молча.
«И Иран и Турция, тоже должны нести солидные потери, в случае активной поддержки террора.» Потери Израиля в этом варианте будут гораздо больше.
Если бы все можно было бы решить ночным тайным налетом…
Это, Анатолий, не смелость, а диванная безбашенность.