На первый взгляд, ситуация на Корейском полуострове быстро достигает точки невозврата. В прошлый вторник Северная Корея произвела учебные стрельбы боевыми снарядами разом из 400 стволов. Она свято верит, что «артиллерия – это Бог войны» и развернула вдоль границы со своей южной соседкой тысячи орудий и систем залпового огня, то есть «катюш».
Принято считать, что в случае войны они сотрут с лица Земли густонаселенный Сеул. Правда, десятимиллионный город находится в 55 километрах от демилитаризованной зоны, и до него способны дострелять лишь 170-миллиметровые гаубицы и ракеты северян. Но и того тоже много.
Качество их боезарядов вызывает оптимизм. Например, в ноябре 2010 года северные корейцы обстреляли необитаемый южнокорейский остров с непроизносимым для меня названием, выпустив более сотни снарядов большого калибра. Более 25% из них не взорвались.
Но остальные-то сработали. Неделю назад Трамп пригласил к себе всех сенаторов на инструктаж по поводу ситуации на Корейском полуострове. Инструктаж проводился в секретной комнате со звуконепроницаемыми стенами.
На первый взгляд, это очень тревожный признак. На второй, не обязательно. Трамп все же знатный шоумен, и наши левые сразу заподозрили, что он позвал сенаторов чисто для пиара, чтобы потом представить это мероприятие в рамках празднования своего сотого дня в Белом доме.
Я понятия не имею, так ли это, чужая душа потемки. Он мог созвать сенаторов, чтобы устроить психическую атаку на Пхеньян. А заодно и на Пекин. Многие возлагают надежды на Китай, который кормит Северную Корею и держит ее на коротком поводке. Я уже говорил, что Пекин приказал своим компаниям резко сократить закупки северокорейского угля, 2 миллиона тонн которого ожидают сейчас разгрузки в китайских портах.
Американцы вечно надеются на китайскую помощь в корейском вопросе, но я подозреваю, что Пекин никогда не бросит Пхеньян в набежавшую волну. Уголь углем, но одновременно Китай читает Сеулу и Вашингтону нотации и грозит последствиями за развертывание в Южной Корее американских зенитных ракет THAAD.
Китайцы жалуются, что мощные радары ракетной батареи, которая дислоцируется на поле для гольфа к югу от Сеула, угрожают безопасности Китайской Народной Республики. Чтобы Сеул к ним прислушался, китайцы резко сократили объем своего туризма в Южную Корею. В марте туда приехали на 40% меньше китайских туристов, чем обычно.
В прошлом году Южную Корею посетили в общей сложности 17 миллионов туристов. 8 миллионов из них были китайцами, которые к тому же привозят с собой много денег и щедро их тратят.
На руку Пекину играют и либеральные граждане Южной Кореи, которые устраивают бурные протесты против развертывания американских зенитных систем и, видимо, надеются отбиться от северокорейских ракет мячиками для гольфа.
9 мая в Южной Корее состоятся президентские выборы. Ведущий кандидат по фамилии Мун (как мой любимый официант из «Русского самовара») является либералом и предлагает повременить с развертыванием американской ПРО. Такие вещи отбивают у меня охоту воевать за Южную Корею. Воевать с Северной – при всех ее свинцовых мерзостях – большого желания тоже нет. Династия Кимов, которая правит в Пхеньяне уже три поколения, не пытается выйти в региональные гегемоны, как Иран. Она не пыталась убить американского президента, как Саддам Хусейн, который готовил покушение на Буша-старшего в отместку за то, что тот выдворил его из Кувейта.
Она не угрожала нефтяным месторождениям планеты, не завоевывала соседние страны (ну, может, один разочек), не топила наших авианосцев, а поколениями балансировала на грани войны. Может, пусть балансирует и дальше?
При условии, что мы доведем до ума свой противоракетный щит, а то военные говорят, что КНДР уже реально угрожает Гавайям.
Комментатор Чарльз Краутхаммер, которого я весьма уважаю, по профессии психолог и говорит, что нынешний юный вождь КНДР Ким Чен Ын не кажется ему душевнобольным, что тот, видимо, вполне рационален и не горит желанием наложить на себя руки, ввязавшись в тотальную войну с США. Он просто не хочет, чтобы янки произвели в его стране смену режима, как они сделали в Ливии и Ираке после того как те отказались от атомной бомбы, и поэтому бряцает оружием. Трамп, который считает, что сможет договориться с кем угодно, сейчас заявил, что «почтет за честь» встретиться с толстячком Кимом. Говорящие головы закатили глаза, но они же сами все время жалуются, что трамповские слова ничего не значат. Так и тут: я не удивлюсь, что он просто пытается заранее размягчить малыша.