Как Никита Хрущев решал еврейский вопрос

Окончание. Начало тут

325473e_mediumВ марте 1958 года Хрущев принимал французского журналиста Сержа Груссара. Зашла речь об освоении евреями Биробиджана. Хрущев признал этот опыт неудачным, но обвинил евреев. Они, мол, не любят коллективный труд, дисциплину. Советский лидер вновь и вновь говорил о плохом характере евреев. «Они, — философствовал Хрущев, — интеллигенты, все и всегда стремятся в университеты».
Никита Сергеевич не ограничивался разговорами, он активно действовал. В конце 50-х годов ЦК КПСС принял решение об усилении атеистической пропаганды. Наступление начали прежде всего на иудаизм. Его преследовали не только как религию, но и как классово враждебное явление. Развернулась кампания по закрытию синагог. В 1953 году, когда умер Сталин, в СССР еще существовало примерно 400 синагог. Через десять лет, к концу правления Хрущева, их осталось менее ста. Эти данные приводит Шмуэль Эттингер в книге «История еврейского народа» (Иерусалим — Москва, 2002).
…Тимофей Кичко до Отечественной войны работал в аппарате ЦК Компартии Украины. Оставшись на оккупированной территории, сотрудничал с немецкими властями. Перед приходом Красной Армии подсуетился и стал изображать из себя активного подпольщика. Это ему не помогло, его исключили из партии коммунистов как коллаборациониста. Однако Кичко не растерялся. Он предложил свои услуги партаппарату и КГБ в качестве эксперта по иудаизму и вообще по еврейским делам.
В 1963 году Тимофей Кичко издал в Киеве книгу «Иудаизм без прикрас». В ней под видом антирелигиозной пропаганды он возродил самые нелепые вымыслы о евреях, широко использовал «творчество» фашистских идеологов расизма. Что касается иллюстраций, которых в книге было великое множество, то они были скопированы с нацистского журнала «Штюрмер», который издавал Юлиус Штрейхер. Тот самый, который за подстрекательство к убийствам евреев был приговорен к смертной казни Международным трибуналом в Нюрнберге. Выход этой книги вызвал скандал. Посыпались запросы руководства зарубежных компартий. Скандал замяли, а ходатайство Кичко о восстановлении в КПСС удовлетворили… Его и в дальнейшем использовали в качестве «эксперта по еврейским делам».
Справедливость требует отметить, что свои «труды» Кичко несколько раз пытался представить в качестве докторской диссертации, но уровень их был так низок, что они были отклонены даже теми учеными советами, где заседало немало антисемитов.
Но вернемся к Хрущеву. После смерти Сталина и особенно после ХХ съезда появилась надежда возродить издание книг на идиш, еврейский театр и другие учреждения культуры. По этому вопросу многие обращались в ЦК КПСС. Вначале казалось, что вопрос будет решен, однако быстро выяснилось, что никакого продвижения не будет, ибо первый секретарь ЦК против подобных предложений.
Еврейская культура существует тысячелетия. Одной из политических целей Сталина было стремление отсечь от нее советских евреев, лишить их исторической памяти. Эту же линию продолжал Никита Хрущев. В национально-культурном отношении дискриминация евреев носила особенно грубый и жестокий характер.

***

Неудивительно, что в докладе на ХХ съезде, где речь шла о преступлениях Сталина, даже не были упомянуты «дело ЕАК», убийство Михоэлса и прочее. Умолчание — вот характерная черта политики Хрущева в еврейском вопросе. В период его правления, да и после убийства евреев немецкими фашистами и их пособниками всячески замалчивались. Подвиги воинов-евреев в период Великой Отечественной войны, в том числе Героев Советского Союза, тоже не вспоминали. А если о ком-то писали, то старались скрыть его национальность. О евреях — честных и самоотверженных тружениках нельзя было встретить не только статьи, но даже маленькой заметки в районной газете. Что уж говорить о центральных и республиканских газетах.
chruschtschow-768x758Вместе с тем евреи, составлявшие один процент населения страны, часто изображались советской прессой как сплошь расхитители социалистической собственности, живущие за счет трудового народа. Ну а чтобы не сомневались, что это именно евреи, подбирались для негативного изображения люди со специфическими именами, отчествами и фамилиями.
Начавшаяся при Сталине дискриминация евреев была закреплена как политика государственного антисемитизма Хрущевым, а затем проводилась его преемниками. Как известно, в Бабьем Яру на месте массового расстрела немецкими оккупантами и их пособниками еврейского населения Киева отсутствовал какой-либо памятник погибшим жертвам. Любые попытки решить этот вопрос тогдашние руководители Украины пресекали. Писатель Виктор Некрасов напечатал в «Литературной газете» письмо, в котором выразил возмущение таким позорным фактом. Широкий общественный резонанс вызвало стихотворение Евгения Евтушенко «Бабий Яр», в котором поэт заклеймил антисемитов. Против него ополчились многие «деятели культуры», науськиваемые партийными бюрократами. Евтушенко приклеили ярлык прислужника сионистов. На Украину после публикации этого стихотворения въезд поэту был вообще закрыт. Он смог посетить республику только уже во времена Горбачева.

***

Антисемитские выпады Хрущев допускал и во время своих встреч с творческой интеллигенцией. Например, на одной из таких встреч в марте 1963 года он обрушился на Эренбурга и Евтушенко, заявил, что «они поют с чужого голоса». Здесь же он пустил в ход байку о еврее, который якобы служил в штабе Паулюса.
Ее придумал или сам Никита Сергеевич, или кто-то из его помощников. Этот вымысел имел целью доказать, что и среди евреев были люди, которые сотрудничали с фашистскими властями. Конечно, эта клевета была на руку всякого рода коллаборационистам и юдофобам.
Антисемитские акции в период правления Хрущева приобретали все больший размах. В 1961 году по инициативе первого секретаря ЦК КПСС были приняты указы об усилении ответственности за экономические преступления, вплоть до применения смертной казни. Гнусное лицемерие тогдашнего руководителя партии и советского правительства проявились в том, что эти указы были приняты вскоре после отмены в СССР смертной казни и обращения к правительствам других стран мира последовать этому примеру.
Но не привык жить ученик и соратник Сталина Никита Хрущев в условиях, когда нет смертной казни. Прошло совсем немного времени после этого лживого обращения правительства СССР, как началась волна судебных процессов по экономическим преступлениям, на которых выносились смертные приговоры. Киевский писатель, в прошлом корреспондент «Комсомольской правды» Михаил Канюка подсчитал только на основании сообщений в прессе, что с июля 1961 года по 5 января 1963 года в СССР состоялся 51 судебный процесс по экономическим делам. На них было вынесено 104 смертных приговора, в том числе 60 евреям.
С самого начала всем было ясно, что чрезвычайные указы имеют четкую направленность — против евреев. Средства массовой информации изо дня в день убеждали население СССР, что евреи почти сплошь спекулянты и взяточники. При этом само слово «еврей» упоминалось редко, зато шли списки фамилий и имен, которые не вызывали ни у кого сомнений, к какой национальности принадлежат эти люди. Вся схема была отработана еще во времена «великого вождя партии и народа». При этом евреи не имели возможности защитить себя от клеветы. Когда один из адвокатов сказал, что его подзащитный — жертва антисемитизма, судья заявил, что у нас такого нет, потому что не может быть. А за подобную клевету на социалистический строй адвоката следует самого привлечь к уголовной ответственности.
…Ян Рокотов и Владислав Файбишенко спекулировали валютой. Масштабы их «коммерции» были довольно ограничены, а по теперешним временам просто смехотворны. Их арестовали и собирались судить. Следствие вел КГБ СССР. Никита Сергеевич считал, что в СССР «черной биржи» нет, ибо она никому не нужна. Случайно узнал, что есть, и был очень удивлен. Вот как раз сейчас доложили ему: арестовали и будут судить евреев — спекулянтов долларами. «Ах, опять евреи!» — закричал Никита Хрущев. За две недели до суда над незадачливыми бизнесменами принимается указ, который увеличивает срок наказания за незаконные валютные операции до 15 лет. Ранее этот срок составлял 8 лет. Общеизвестно: закон обратной силы не имеет. Но принимается специальный указ, по которому закону давалась обратная сила. Рокотова и Файбишенко осудили на 15 лет. Когда о приговоре узнал Хрущев, он был взбешен. «Всего 15 лет вместо расстрела!» — бушевал советский лидер. И никак не мог втолковать ему генеральный прокурор Руденко, что закон предусматривает максимальный срок 15 лет, раньше за такое давали только 8 лет.
На следующий день после вынесения приговора Хрущев улетел в Алма-Ату. Здесь, выступая на митинге, он сказал: «Вы читали, какую банду выловили в Москве. И за все эти вещи главарям дали всего 15 лет. Да за такие приговоры самих судей судить надо». Председателя Московского горсуда Л. Громова тут же снимают с работы. Срочно принимается новый указ, который допускает применение смертной казни за спекуляцию валютными ценностями. Указ принимался специально для Рокотова и Файбишенко. Их дело теперь уже рассматривает Верховный суд РСФСР и приговаривает к расстрелу. Это дело наглядно показывает, что собой представляла «социалистическая законность» уже после Сталина, при Никите Хрущеве.
Рост антисемитизма в СССР при явном поощрении властей, громкие судебные процессы, смертные приговоры евреям вызвали волну возмущения во многих странах. Выдающийся английский философ, лауреат Нобелевской премии Бертран Рассел послал Хрущеву телеграмму, в которой выразил возмущение в связи с преследованием евреев и открытым поощрением антисемитизма со стороны властей. Долго он ждал ответа, но так и не получил его. Через год Рассел опять обратился к советскому лидеру в связи с тем же еврейским вопросом. Никита Сергеевич вынужден был дать ответ. Авторитет Рассела в мире был очень велик, к тому же его считали другом СССР.
1 марта 1963 года «Правда», «Известия» и другие газеты опубликовали ответ Хрущева. В нем он пытался «навести тень на плетень», нагло отрицал всему миру известные факты, которые приводил Рассел. 8 марта 1963 года на встрече с деятелями литературы и искусства Хрущев заявил, что враги подняли в зарубежной прессе шумиху по поводу преследований евреев в СССР. «У нас не существует еврейского вопроса, а те, кто выдумывает его, подпевают империалистической пропаганде», — сказал первый секретарь ЦК КПСС. Итак, евреи есть, а еврейского вопроса нет.
Проводившаяся Сталиным, а затем Хрущевым политика государственного антисемитизма ограничивала евреев даже в самых элементарных правах, в том числе в праве на труд. Юдофобия способствовала пробуждению национального самосознания евреев. Они убедились в том, что и после осуждения культа личности Сталина антисемитизм не только жив, но даже набирает новые обороты. Надежд на лучшие времена советские лидеры им не сулят. И развернулась борьба за выезд советских евреев из СССР. Еще до Гагарина они бросили клич: «Поехали!»

***

Никитиа Хрущев и Гамаль Абдель Насер
Никитиа Хрущев и Гамаль Абдель Насер

Отношение к евреям неразрывно связано с отношением любого политика к Государству Израиль. Десять лет Никита Хрущев руководил Советским Союзом. За это время в своих многочисленных выступлениях он не сказал о нашей стране ни одного доброго слова. Если говорил об Израиле, то только с неприязнью, не скрывая ее. Тесную дружбу с арабами поддерживал не столько из-за любви и уважения к ним, сколько из-за неприязни к евреям. Конечно, не будем упрощать — были и другие факторы этой дружбы, за которую СССР много заплатил и ничего не получил. Ну а скандальное присвоение Насеру звания Героя Советского Союза. Оно шокировало даже приближенных первого секретаря ЦК. Ведь Насер уничтожил сотни коммунистов, а тех, кто уцелел, пытали и держали в тюрьмах. Но для лидера КПСС важнее было то, что он, как и сам Никита Сергеевич, не любил евреев и с ними боролся изо всех имевшихся у него сил.
Говорят, у каждого антисемита есть свой еврей. У Хрущева и такого не было. Его сын Сергей живет и работает в США. На вопрос американского журналиста, были ли евреи в близком окружении Хрущева, сумел назвать только одного, Леву Римского, с которым якобы его отец дружил с дореволюционных времен. Но хорошо известно, что не только в ближнем, но и в дальнем окружении Хрущева евреи отсутствовали. Никита Сергеевич их не любил и близко к себе не подпускал.
Оттепель — так Илья Эренбург назвал период после смерти Сталина. Появились надежды на то, что исчезнет чудовищная дискриминация. Однако надежды быстро испарились. Да была ли оттепель? Сам Никита Сергеевич в своих воспоминаниях признавал: «Решаясь на приход оттепели, руководство СССР, в том числе и я, одновременно побаивались ее, как бы не наступило половодье, которое захлестнет нас».
Надежда на лучшие времена у евреев пропала. Никита Хрущев и его соратники быстро дали понять, что государственный антисемитизм — это всерьез и надолго. Даже у очень наивных людей иллюзии исчезли.
Свыше десяти лет вершителем судеб народов СССР был Никита Хрущев. Тот самый, который на попойках у Сталина играл роль дурачка и бросался в пляс по команде вождя. Тот самый, кто усердно выполнял любой его приказ, кто участвовал в «тройках» — его подписи стоят под тысячами смертных приговоров. И именно этот человек на ХХ съезде выступил с докладом о преступлениях Сталина.
Бывший председатель КГБ Владимир Семичастный говорил, что чекисты могли бы выпустить много томов с анекдотами про Никиту Сергеевича. Когда речь заходит о Никите Хрущеве, часто люди начинают смеяться, вспоминая его выходки. Однако не так уж он был прост. Хрущев был малообразованным, но хитрым политиком. Его отличала жестокость и мстительность. По отношению к евреям он был наполнен предрассудками. Хрущев был достойным учеником Сталина и по многим вопросам продолжал его политику, особенно по части юдофобии. Именно при Хрущеве окончательно сформировался государственный антисемитизм в СССР, который вошел в плоть и кровь Страны Советов.

Иосиф ТЕЛЬМАН, Израиль
http://www.isrageo.com

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора