Я люблю тебя больше, чем можно!
Больше, чем невозможно люблю! Е. Евтушенко
Не кажется ли вам, что на этот раз я перегнул палку? Слово «Иеуди» – еврей, означает «благодарный». Благодарность является основой еврейской веры.
Семь дней Всевышний уговаривал Моше идти спасать свой народ из плена. После семидневных уговоров Моше согласился, но поставил условие, чтобы тесть Итро ему разрешил. Потому что тот его кормил. Взамен Моше на него пахал, женился на «дочке врага народа». (Потому что Итро отказался от служения идолам). Вообще, качество благодарности является не только основой еврейской веры, но и необходимым качеством для неевреев тоже. Причем не только к человеку, который лично тебе что-то сделал, но и к его внукам и правнукам. А евреи выражают благодарность даже лягушкам, ослам и собакам.
Мне вопрос о неблагодарности Моше даже в голову не мог прийти. Но жена у меня умная, любит задавать вопросы, на которые у меня нет ответа. Я в основном отвечаю только на те вопросы, которые сам когда-то задавал своим учителям. А задавал я их очень много, так что у меня почти всегда есть готовый ответ.
Итак, вопрос моей жены: «Фараон воспитывал Моше как внука на своих руках. Лично нарушил ради него свой же, продиктованный безопасностью Империи закон. Он назначил Моше управляющим дворца. Послал в ответственную командировку. Освободил по совету Моше евреев от работы в субботу. Явно готовился в скором будущем передать ему трон. Как же Моше ответил ему черной неблагодарностью и убил его слугу?»
Я ничего не читал на эту тему. Ответа на вопрос жены у меня не было. В ешиве каникулы. Звонить было некому. Попытаюсь при помощи Евгения Евтушенко ответить на вопрос супруги. Какие качества нужны были Моше, чтобы преодолеть дарованное ему Б-гом чувство благодарности? Чтобы из стремления к истине вступиться за избиваемого еврея.
Моше в качестве последнего аргумента в споре с Всевышним попросил послать вместо него ангела. Чем евреи, мол, хуже жителей Сдома? Моше не догадывался, что ангелы не умеют любить. Они только боятся. Поэтому не смогут преодолеть чувство благодарности, страха и так далее. Для этого надо любить свой народ «больше, чем можно». И только такой человек, а не ангел, способен вывести евреев из Египта.
Мы, евреи, очень любим, чтобы нас любили. А, впрочем, кто не любит? Но мы, евреи – особенно. Но что-то желающих любить нас пока находится не слишком много.
Теперь хочу остановиться на следующей фразе Евтушенко. Можно ли «любить больше, чем невозможно»? Чаще всего христиане в полемике с нами называют ту причину, что Б-г нас разлюбил из-за греха с Золотым Тельцом. И теперь любит их. Возможно, так оно бы и было, если бы Б-г был человек и менял свои привязанности.
Если бы наш Учитель, Моше Рабейну трижды бы не доказал, что он любит нас больше чем невозможно: в первый раз, выхватив из рук Б-га скрижали и разбив их, тем самым, придав нам временно статус неевреев, для которых служение Б-гу и идолам одновременно запрещено не по всем мнениям. Второй раз – предложив Всевышнему для искупления евреев весь свой будущий мир, как будто бы он никогда не жил. Причем Моше знал, от чего он отказывался. В третий раз он проявил это качество, когда он отказался от своей супруги Ципоры ради счастья человечества. Чтобы никогда не было пророка больше, чем он. Но, возможно, последний эпитет недостаточен. Ведь он при этом еще обидел любимого человека. Но у меня уже кончились поэтические сравнения. Может, мой друг поэт их добавит. Или хотя бы задумается и позже сочинит стихотворение?