Суд над Романом Селезневым, сыном депутата Госдумы от ЛДПР Валерия Селезнева, должен был начаться в Сиэтле 9 мая, но на днях был перенесен на 15 августа по просьбе защиты и вопреки пожеланиям прокуратуры.
Последняя доказывала судье, что это очередная попытка подсудимого оттянуть процесс в надежде на новую разрядку между Москвой и Вашингтоном или на приход к власти республиканца Дональда Трампа. Как с надеждой сказал Селезнев по телефону своей подруге Анне Отиско, Трамп ладит с Владимиром Путиным.
Прокуратура Западного округа штата Вашингтон, после которого россиянина должны судить в Неваде и Джорджии, доказывала, что Селезнев тянет время, серийно меняя адвокатов. Два месяца назад он нанял уже шестую команду защитников во главе со знаменитым Джоном Генри Брауном, в прошлом представлявшим серийного убийцу Теда Банди и ефрейтора Роберта Бейлса, который застрелил в 2012 году 16 мирных афганцев и был приговорен к пожизненному заключению.
Браун заявил судье, что ему придется изучить 10 тысяч страниц документов, 4,75 терабайта изображений и массу других вещдоков, которые прокуратура по закону должна была предоставить защите. Судья внял его доводам и согласился отложить процесс.
Селезнев, которому 31 год, долго пытался защищать себя сам, регулярно попадая впросак, и в последнее время почти полностью полагается на туземных адвокатов. В случае неблагоприятного для него исхода процесса ему теоретически грозит 30 лет лишения свободы за мошенничество, банковские аферы и хищение номеров кредитных карт из кассовых терминалов сотен американских фирм, включавших множество пиццерий, газетный киоск в Чикаго, нью-йоркский бар Latitude и сберкассу работников «Боинга».
Кредитные компании American Express, MasterCard и Visa заявили, что потерпели в связи с его махинациями совокупный убыток в 35 млн долларов. Якобы пострадал от него и зоопарк в Финиксе.
Прокуратура утверждает, что Селезнев и его сообщники похитили номера до 2 млн кредиток и продали их на черном рынке.
В списке свидетелей обвинения, который оно предоставило на прошлой неделе суду, фигурируют большая группа пострадавших бизнесменов, члены следственной бригады Секретной службы США, разрабатывавшей Селезнева, и некая Светлана Жарова.
Селезнев впервые попал в поле зрения Секретной службы 7 лет назад, когда его заподозрили в хищении номеров кредиток в ресторане города Кур-д’Ален, в Айдахо. Как выразилась в воскресенье, 10 апреля, «Лос-Анджелес таймс», электронный след вел оттуда к другим заведениям, и к 2012 году Селезнева обвинили по 13 пунктам. Сейчас это число выросло до 40 пунктов.
Пока Роман Селезнев отказывается от признательной сделки с прокуратурой, которая, по его словам, предложила ему 17 лет. Прокуратура в таких случаях всегда оговаривается, что приговоры выносит не она, а судья, который не связан ее обязательствами. Но судьи, как правило, редко отклоняются от срока, на котором прокуратура поладила с обвиняемым.
Что прокуратура предложила Селезневу в обмен на признание вины именно 17 лет, известно из его недавнего телефонного разговора с Отиско, который, как всегда, записывался администрацией его тюрьмы. Следует отметить, что заключенные знают о прослушке из предупреждений, вывешенных рядом с телефонами.
– Нет, я на это не пойду! — сказал ей Селезнев, которого мы цитируем в обратном переводе с английского. — Абсолютно нет!
– Абсолютно! — вторила ему Отиско. — Эта цифра никуда не годится! Не о чем даже говорить! О каких 17 годах они говорят?! Это что, шутка?! Нет, нет и нет!
– Они раньше говорили 20, — со смехом утешил ее Селезнев. — А теперь меньше. Так что…
– Мы еще немножко подождем, и они сделают как надо, — уверенно сказала Отиско. — Им тоже надо включать мозги. Они думают, что просто скажут тебе: «Давай, подписывай!» Правильно?
– Похоже, политические отношения улучшаются, — отметил Селезнев. — Трамп у них будет президентом. Они с Путиным, похоже, ладят.
– Да, я это тоже заметила, мы здесь тоже болеем за Трампа, — со смехом ответила Отиско. — Мы за него болеем. Он хороший мужик…
– Он суперский! — согласился Селезнев.
– Да, да, да! — воскликнула Отиско. — Трамп на днях сказал: «Если Путин говорит, что я хороший, это значит, что я самый лучший!..»
– Все его поддерживают! — резюмировал американский узник.
20 декабря 2015 года его отец Валерий Селезнев высказывался в таком же духе, заметив сыну:
– Отношения между странами могут улучшиться. Ты понимаешь, что я имею в виду?
– На это я и надеюсь, — сказал сын.
– Ну… они улучшатся, я в этом уверен, — сказал отец.
Как писала прокуратура судье в минувший четверг, «ложная и наивная вера обвиняемого в то, что американская политическая ситуация может как-то повлиять на его дело, является постоянным лейтмотивом его разговоров с отцом. Это убеждение обвиняемого безосновательно, но оно побуждает его постоянно придумывать предлоги для отсрочки суда».
Последним таким предлогом, по словам прокуроров, служат утверждения защиты о том, что следователи Секретной службы якобы незаконно залезали в ноутбук, изъятый у Селезнева 5 июля 2014 года при аресте на Мальдивах, еще до того, как заручились ордером на обыск, и к тому же манипулировали содержащимися в нем файлами.
Адвокат Браун говорит, что эти манипуляции обнаружил нанятый защитой эксперт, и требует тщательного анализа ноутбука, который займет по меньшей мере месяц.
Прокуроры парируют, что обнаруженные экспертом изменения в селезневских файлах были вызваны не противоправной манипуляцией, а «рутинной активностью операционной системы», которая автоматически поддерживает ноутбук в рабочем состоянии или борется с вирусами.