Русские в Израиле не ходят в синагогу, сказал мне мой знакомый американский религиозный еврей, недавно вернувшийся из поездки по Земле Обетованной. Под словом «русские» мой американец имел в виду всех репатриантов («олим»-ивр.) из бывшего СССР. Я задумался… Проводя часть времени в Израиле, при этом проживая в Америке, мне есть с чем сравнивать, и что сказать по этому поводу.
Конечно он обобщает и есть несколько русскоязычных раввинов пользующихся авторитетом на русской улице Израиля, такие, например, как Элиягу Эссас или Арье Барац-религиозный философ, проживающий в поселении Иудеи. Кстати, не секрет, что именно среди “поселенцев», то есть тех, кто проживает на «спорных» (мне больше импонирует эпитет «освобожденных”) территориях западного берега реки Иордан, наибольшее количество русскоязычных, практикующих иудаизм.
Но в сущности он прав. В отличие от Соединенных Штатов, где русскоязычные евреи, даже самые что ни на есть секулярные, часто собираются при религиозных центрах на праздники как на своеобразную тусовку, подавляющее большинство олим из бывшего Союза напрочь оторваны от религии и ведeт секулярный образ жизни. Более того, многие из них не любят на грани ненависти “датишных”, поскольку те, по их мнению, «не ходят в армию защищать свою страну, а сидят на шее у государства». Справедливости ради надо отметить, что так называемые «вязанные кипы»-религиозные сионисты, среди которых так же много «поселенцев», пользуются неизменным уважением среди русскоязычных израильтян за службу в армии и за активную вовлеченность в изрильский рынок труда.
Но далее о наших бывших, израильских, соотечественниках. Шаббат для большинства из них, -это тот день, когда самое время выбраться в «русский» ресторан, поскольку израильские как правило закрыты, чтобы потанцевать или хорошо выпить. Шаббат-это выходной, дабы прокатится на машине, вырвавшись из рутины бытия и осесть где-нибудь в национальном парке или на берегу моря. При этом нормой считается разжечь огонь (что напрочь запрещено делать в Субботу книгой Торы) для приготовления барбекю и сделать хороший пикничек с друзьями или родственниками.
Можно прислушаться и к аргументам таких секулярных, кстати не только «русских», израильтян, являющихся часто, при этом, патриотами своей страны. Например, при вождении машины в Субботу, говорят они, давление педали на газ-это гораздо меньшая «работа», чем ходьба пешком. Или разжигание огня в современных условиях и легкость его разведения, отличается от такого во времена Ветхого завета, когда требовались неимоверные усилия для возгорания пламени. То есть и в том и другом случае не работа, а удовольствие.
Еще Хаим Бялик, поэт и прозаик творивший на иврите и идише, на заре становления сионистского государства писал о тель-авивцах, что те нашли «негу Шаббата» на пляжах Средиземного моря. Купание и проведение времени на песчаном берегу-вот есть для них высшее наслаждение Субботой.
Ну что ж каждый, как говорится, по-своему…
У моих знакомых, приехавших двадцать лет назад из Воронежа, дочка стала встречаться с молодым человеком в вязанной кипе, родители которого выходцы из Марокко. Когда русскоязычная семья с многочисленными родственниками собирается в ресторане, мальчик ничего не ест, только сосет колу, ибо ресторан, где собирается семья невесты, как правило, не кошерный. За такое поведение за столом во время пира, за кипу, и за то, что тот ходит в синагогу, парень является объектом незлых шуток со стороны компании его возлюбленной, a в приватных разговорах с девушкой часто проскальзывает: «Ты что, нормального «русского» найти не могла?»
Впрочем, и девушке не позавидуешь, поскольку семья парня так же хочет видеть невесту, соблюдающую заповеди, а не «русскую шлюху», как, не редко, любят выражаться не самые достойные представители сефардского религиозного сектора. Хочется все-таки надеяться, что любовь победит и ребята сами определятся в своих отношения, как им дальше жить и по какому пути следовать. К слову, совсем недавно по иврито-язычному ТВ прошел сюжет о плавильном израильском котле, где показана семья, муж в которой религиозный, а жена секулярная. В другом эпизоде парень из России женат на черной девушке из семьи выходцев евреев Эфиопии. Любовь делает чудеса! Становление израильской нации из рассеянного по разным частям света еврейского народа, чудо еще более высокой категории.
Но вернемся к нашим «русским». Можно ли их осуждать за пренебрежение всеми канонами иудаизма, да еще при проживании на Святой Земле? Да, говорят раввины ультрa-ортодоксальных районов Иерусалима и Бней Брака в Израиле, Монси и Краун Хайтс в Нью-Йоркe.
Нет, говорят многие равнины Хабада, ибо цель не оттолкнуть, но приблизить. Нет, говорят многие «баалей тшува»-люди переменившие секулярный образ жизни на религиозный. Нет, считаю и я, поскольку надо понимать, что за семьдесят с лишним лет советской власти у людей напрочь вытравливалась вера в Б-га. Воинственный атеизм злобной пеной брызгал на нас из советских учебников, радио, газет, телевидения.
И вдруг мы увидели, что отсутствие веры в Б-га, явилось разрушительным для Советского Союза, ибо к моменту распада, почти никто уже не верил в рукодельную религию коммунизма и трехголового «мессию»-Маркса-Энгельса-Ленина.
И Европа, ставшая секулярной, потеряла внутренний стержень, что сделало ее рыхлой и превращающейся на наших глазах в трухлявое дерево, которое вот-вот рухнет из-за нескончаемого потокa беженцев с чуждой религиозно-культовой структурой.
Церковь переделанная в бар в Англии
Но атеисты-это еще пол проблемы. В Израиле существует достаточное количество русскоязычных евреев, принявших Христианство в конце 80-х, начала 90-х на нашей доисторической, в эпоху всеобщего обнищания населения, когда от безысходности обратиться, кроме как к Б-гу, было некуда. Следуя тренду большинства постсоветского населения, многие нашли утешение в Иисусе и привезли это с собой в Израиль. Вот типичный аргумент таких израильтян.
«Посмотрите вокруг-говорят они-все наиболее развитые страны- это христианские страны! Все достижения в науке, технике, культуре, все революционные изменения в сторону улучшения нашей жизни, были сделаны в странах верования в Иисуса. Прощение и толерантность, заповеданное Христом, вот залог успешного развития цивилизации!»
Эту тему я попытался раскрыть в статье «Кома Христианства…». И если не вдаваться в подробности, то суть ответа на такие заявления будет заключаться в том, что Израиль, будучи иудейской страной, является одним из лидеров высоких инновационных технологий в мире, а также входит в лидирующую группу стран с самым высоким уровнем жизни. Значит христианство не является обязательным условием процветания нации.
Следует помнить, что огромное количество открытий, приведших к феноменальному развитию науки, а вместе с тем к улучшению качества жизни, было сделано учеными еврейского происхождения. Именно христианство, после того, как евреи две тысячи лет назад ушли в изгнание и были вынуждены закрыться в скорлупе талмудических учений, стало, по сути, продолжением иудаизма для народов Европы, а затем и Америки. И именно с этим вероисповеданием, основанном на заповедях Моисея, были связаны все успехи христианского мира в развитии прогресса, а также в борьбе с язычеством и исламом.
Повторюсь, с отходом от Синайских заповедей в западных странах, происходит высыхание христианский ветви учения Торы.
Почти лишенное ныне смысла, христовое «всепрощение и толерантность» приводят к вырождению европейцев и замещению последних на своих откровенных ненавистников, в лице орд мусульман с Африки и Ближнего Востока. Все больше отчаявшихся последователей Иисуса, видят в воссоздании Израиля перст божий и тянутся к еврейскому народу, ища ответы на мучающие их вопросы в первоисточнике.
Ну а что наши секулярные, русскоязычные израильтяне? Людей не переделать. На данном этапе достаточно того, что все они, даже верующие в Иисуса, как и весь Израиль, собираются на Рош ха Шана, Песах, Хануку и празднуют с семьей и детьми эти еврейские праздники.
Гораздо важнее, в моем понимании, то, что меняется образование для детей в обычных школах, где наряду с изучением точных наук, необходимых для сохранения лидирующего положения еврейского государства в сфере высоких технологий, расширяется изучение Танаха. Ибо без основной духовной составляющей, даже самые «продвинутые» цивилизации обречены на вымирание.
На мой взгляд, многим русским олим просто некогда заниматься духовностью.Большинство работает по шесть дней в неделю и остаётся только один день-Субота, когда можно куда либо выбраться.Ну а религия, это к пенсии, может быть…
Я не согласен. На мой взгляд, миссия человека не только в создование материальных ценностей, но и работа по духовному возвышению. Всегда можно найти оправдание, что нет времени, нет денег или чего нибудь еще. Потом приходит и пенсия и непонятно, а зачем жизнь то прожита..
Ппрекрасная статья, показывающая сложность израильского общества. Интересна так же интерпретация автором проблем запада в контексте изменений религиозных ценностей
Спасибо, Лина за комплимент. Любое общество в любом государстве имеет свои сложности. Но такой мозаики как в Израиле-ашкеназы, мизрахи, сефарды, эфиопы, арабы, бедуины, друзы, христиане, мусульмане, ит.д, найдешь далеко не везде. Особенно учитывая небольшие размеры страны.