Единственный из виденных мной фильмов, значительно превосходящий, на мой взгляд, свой литературный источник, — это «Бегущая по волнам», поставленный в 1967 году по мотивам романа Александра Грина. Автор сценария Александр Галич полностью переиначил сюжет Грина, фактически придумал иную историю. Он создал драму отказа людей от своей исторической памяти.
Злой персонаж Бутлер легко уговаривает народ разрушить скульптуру Фрези Грант — «Бегущей по волнам» — таинственной женщины, спасающей от гибели моряков. Герой фильма Гарвей, которого также спасла Фрези Грант, протестует: «Это же наша память!» Но Бутлер лжёт: «Мы создадим лучшую скульптуру — золотую», — и люди приветствуют разрушение их памяти. За кадром звучит несравненный голос Галича: «Все наладится, образуется, // Виноватые станут судьями. // Что забудется, то забудется: // Сказки — сказками, будни — буднями».
Позже Гарвей встречает людей с завязанными глазами, которые ищут море. «Зачем же вы завязали глаза?» — спрашивает их Гарвей. «Мы боимся его найти», — отвечают люди. Правдоискатели, боящиеся правды.
Конечно, Галич придумал и рассказал на киноязыке того времени параболу о «стране с непредсказуемым прошлым» — об СССР. Отказ от намерения понять себя, своё прошлое убивал там надежду на будущее.
Но отказ от осмысления своей истории, поиски правды с завязанными глазами характерны и для западного мира. Действия, оказавшиеся трагической ошибкой, встраиваются в ложный нарратив, а катастрофические последствия действий принимаются как желанные. Общество продолжает бегать кругами «с завязанными глазами», так и не приближаясь «к морю».
Кто задумывается сейчас: какой катастрофой для чёрной Африки и всего мира стала насильственная деколонизация 60–70-х годов ХХ века, уничтожавшая привитые европейцами ростки цивилизации и отдававшая население континента в руки безумным тиранам? Брет Стефенс в эссе для WSJ 15 сентября 2014 года рассуждал: «Самоопределение обещает свободу лишь в теории. Оно заменяет права индивидуума правами группы, а далёкого колониального правителя на местного деспота. Оно подменяет историю мифом, факты — байками».
Такие события, как геноцид в Руанде в 1994 году, где за короткий срок были убиты от полумиллиона до миллиона человек, не наводят ли на мысли о вине в чудовищной резне и западных либералов с их кличем «Свободу Африке»? Стоит ли «право народов на самоопределение», зафиксированное в Уставе ООН, многих сотен тысяч беззащитных руандийцев, зарубленных в течение нескольких дней мачете? В независимом с 2011 года Южном Судане в «забытой войне», как её назвал журнал New Yorker в своём июньском номере, погибло только за 2014 год около 100 тысяч человек. «Гражданская» война в Конго длится со времени «освобождения», с 1965 года. В один период в неё были вовлечены 9 африканских стран, и количество погибших там давно перевалило за 6 миллионов. Все эти десятилетия пресса старательно игнорировала это истребление народа, и общественность, «освобождавшая Африку», ответственности за совершённое, лежащей на ней, не замечает.
Юлия Латынина, обсуждая проблему африканцев, бегущих от ужасов обретённой «свободы» в Европу и тонущих в больших количествах в Средиземном море (где ты, Фрези Грант?) заметила, что помочь «этим беженцам можно только одним: реколонизацией Африки». Такое благое желание неосуществимо среди прочего и потому, что для этого нужно осознать совершённую ошибку. Впрочем, Латынина на роль новых колонизаторов прочит несентиментальных китайцев.
В 80-е годы у мира, «разобравшегося» с колониализмом, не оказалось более насущной задачи, чем покончить с апартеидом в ЮАР. Южная Африка являла собой страну «первого мира», с развитой экономикой и высоким уровнем жизни. Показателем тогдашнего потенциала ЮАР может служить разработка там ядерного оружия.
Созданная переселенцами из Голландии, а позже из других европейских стран, ЮАР привлекала экономическую эмиграцию с близлежащих территорий Африки. Власть политическая, экономическая, полицейская оставалась в ЮАР в руках белого меньшинства. Экономические возможности и защищённость жизни чернокожих были, однако, несравненно выше, чем в других местах континента.
Мир напрягся, ввёл жестокие санкции, бойкоты, эмбарго и добился в начале 90-х годов передачи власти в Претории чёрному большинству. Ныне ЮАР опускается к уровню прочих африканских стран. Белое население, эмигрируя, стремительно сокращается. Преступность — среди стран, ведущих такую статистику, — самая высокая в мире. Количество изнасилований тоже несравнимо с иными странами. Как и размеры населения, больного СПИДом, вызываемым, по мнению одного из последних президентов ЮАР, бедностью. Но хоть с правами человека-то там стало лучше?
В ЮАР со времён апартеида ещё сохраняются экономические возможности, привлекающие эмигрантов, большей частью из Индии. Это не раз приводило к бунтам местных жителей, убивавших иностранцев и сжигавших их бизнесы. А в последнее время стали сжигать живьём и самих иностранцев, надевая им на шеи автомобильные камеры, наполненные бензином. Такая технология убийства была создана на Гаити.
Понятно, дружеские отношения ЮАР с Израилем времён апартеида сменились враждой «свободного народа» к еврейскому государству.
Кто помнит и, главное, анализирует политику США относительно ядерной программы Северной Кореи? Торг об американских поставках топлива и прочих платах за отказ корейцев от создания атомной бомбы начал с Ким Ир Сеном в 1994 году, во времена президентства Клинтона, Джимми Картер. Позже координатором переговоров была назначена Венди Шерман.
В 2001 году она писала в The New York Times, что единственным способом решить северокорейскую ядерную проблему является дипломатия и диктатор Ким Джонг Ил «похоже, готов взять на себя исторические обязательства». Пять лет спустя корейцы провели первое испытание своей атомной бомбы.
Какой урок извлекли лидеры США из провала той политики? Переговоры об иранской ядерной программе поручено вести теперь уже первому заместителю госсекретаря… Венди Шерман! Встречаясь с лидерами реформистских евреев США в апреле этого года, Шерман повторила своё утверждение периода её переговоров с Северной Кореей, что единственным способом решить проблему является дипломатия. Какого результата добьётся человек, считающий, что можно повторять одно и то же действие, но ожидать другой результат?
Ещё Шерман пригрозила евреям, что если Израиль не будет следовать политике «двух государств для двух народов», то Америка не будет поддерживать его на международной арене. Как обещал нам когда-то Галич, «виноватые стали судьями».
Заявление Шерман лишний раз иллюстрирует, как либеральное «мировое сообщество» переключается в наше время с задачи «свободы Африке» и разрушения ЮАР на новую цель. Оно отодвинуло в глубь сознания и забыло о своих действиях, уничтоживших зачатки цивилизации в Африке и вернувших континент в дикость. Не допускается мысли, что уничтожение власти цивилизованного белого меньшинства в Южной Родезии (ныне эта несчастная голодная страна, бывшая житница Африки, зовётся Зимбабве) и в ЮАР обрекло эти государства на упадок и хаос. Американские либералы забыли, как привели Северную Корею к статусу ядерной державы, и повторяют тот же путь с рвущимся к ядерному оружию Ираном.
Новой целью либеральных политиков становится разрушение Израиля. Понятно, что создание на холмах Иудеи и Самарии «арабского государства», как обозначили свою цель Европейский союз и администрация Обамы, — под главенством ли террористов ФАТХа, или ХАМАСа — приведёт на эти холмы ракеты из Ирана и закончит возможность еврейского пребывания в Земле Израиля. Почему такое развитие столь жизненно важно для нынешних либералов?
Историческая амнезия, похоже, заложена в природу либерального видения мира. Идеология западной цивилизации произросла из еврейской Библии. Племена и народы Европы принимали её в христианском изложении. Непросто, зачастую с войнами эта идеология постепенно распространялась по континенту. Век назад в ходу была формула, что Европа — это христианство. Либералы всемерно силятся забыть это.
Бессмысленная и кровавая Первая мировая война закончила Belle Еpoque конца XIX — начала XX веков. На обломках континента, оставленных той бойней, взросли побеги либерализма — социализм, пацифизм. Пышным цветом либерализм зацвёл после следующей мировой войны, добавив в букет в 60–70-е годы атеизм.
Либерализм не опроверг Библию. Он постарался её забыть. Европа последние полвека стремится отказаться от своей памяти. Объединившись в Евросоюз, народы забывают свою национальную и религиозную принадлежность, культурную идентификацию. Почти бесконтрольное переселение народов других цивилизаций меняет лицо Европы без возражений аборигенов, которым в беспамятстве уже нечего защищать. Отменяются семейные связи вместе с разрушением самого института семьи. Современное либеральное общество стремится отменить даже половые различия между людьми.
Но как бестактное напоминание либералам о том, что они стремятся забыть, остаётся на Ближнем Востоке крохотный народ с сильной исторической памятью, с мощной религией, со своим национальным государством, с нормальными семьями с детьми — народ, не желающий растворяться и исчезать, как европейцы.
Либеральный Запад чувствует, что или он разрушит Израиль, или тот будет постоянно будить память народам, напоминая о том, чего их лишает современный либерализм. Борьба европейцев и либеральной Америки против Израиля — это борьба против своего иудео-христианского духовного наследия, против своей исторической памяти.
Книги Бориса Гулько
Путешествие с пересадками. Три книги воспоминаний
397 страниц, включая фотографии. Очерки о чемпионах мира от Ботвинника до Каспарова и других великих шахматистах. Стоимость $26, включая пересылку по США и Канаде.
Мир еврея
Избранные эссе с начала тысячелетия до 2012 года. 269 страниц. Стоимость $20, включая пересылку по США и Канаде.
Заказать книги можно у автора: gmgulko@gmail.com.
Книги продаются также на Amazon и Amazon Europe.