Кошки-мышки Недельная глава Торы «Ваера»

«По сему узнаешь ты, что Я — Б-г» (7:17).
Упрямство фараона не поддается логическому объяснению. Моше и Аарон раз за разом убедительно доказывали свое полное превосходство над ним и его чародеями, мастерами «нечистой силы». Каждый замысел посланников Всевышнего неотвратимо осуществлялся, каждое обещание выполнялось, и вся фараонова рать была не в силах предотвратить очередную казнь.
Успех миссии еврейских лидеров был подтвержден и тем, что за весь этот период (первые пять казней заняли около пяти месяцев) ни один еврей не пострадал, и фараон прекрасно знал об этом: его осведомители исправно сообщали о положении в провинции Гошен, где жили еврейские семьи.
Казалось бы, фараону просто некуда отступать. Перед лицом тотального разрушения страны он должен был проявить гибкость и подчиниться более могущественной силе, чем его собственная. От своего упрямого отказа он ничего не выигрывал. Слуги умоляли его отпустить евреев, отказаться от заранее проигрышной войны с Б-гом, и фараон, казалось, вот-вот уступит.
Он просил Моше помолиться Б-гу, чтобы прекратилась очередная казнь, обещал уступить его требованию, но всякий раз шел на попятный, не желая окончательно признать превосходство Творца. В своей необузданной гордыне и упрямстве он поставил страну и народ на грань полного краха. Египет так и не оправился от десяти казней, не вернул себе былое величие.
Рабейну Бахья писал, что фараон отвергал три аспекта Б-жественной власти: что Б-г существует, что Он управляет всеми событиями в мире и что Он всесилен. Вот почему, поразив Египет жабами, Творец сказал фараону через Моше: «Дабы знал ты, что нет подобного Б-гу», — все сущее проистекает из Его существования. Дикие звери заполнили страну, «чтобы знал ты, что Я — Б-г среди земли» (и управляю всем происходящим). А град должен был научить упрямого правителя, что «вся земля подчинена Б-гу» и Он делает на ней все, что хочет, без малейшего сопротивления или ограничения.
Каждая казнь была своеобразным ответом на высокомерное заявление фараона при первой встрече с Моше и Аароном: «Не знаю я Б-га» (5:2). «Так знай же, — как будто говорил ему Творец. — Вот сейчас ты узнаешь!» Урок очевиден. Воле Б-га невозможно противостоять. С Ним нельзя играть в шахматы. Такая игра неизбежно превратится в кошки-мышки.

«И воскишит Нил жабами...»
«И воскишит Нил жабами…»

Пятый — не лишний

«Поэтому скажи сынам Израиля: Я — Б-г, и выведу Я вас из-под ига египтян, и избавлю вас от служения им, и спасу вас мощью великой и страшными карами. И возьму Я вас народом себе, и буду вам Господом, и узнаете вы, что Я — Б-г… И приведу вас в страну, которую Я поклялся отдать Аврааму, Ицхаку и Яакову, и отдам ее в наследие вам! Я — Б-г!» (6:6-8).
На пасхальном седере мы пьем четыре бокала вина, символизирующие четыре этапа освобождения из египетского рабства, которые перечислены в этих стихах.
1. «И выведу Я вас из-под ига египтян»: евреи будут избавлены от бремени рабства еще до того, как им позволят уйти из страны. Рабство прекратилось в месяце тишрее, но Исход состоялся лишь через шесть месяцев — в нисане.
2. «И избавлю вас от служения им»: Б-г выведет евреев из Египта — полный конец физического рабства.
3. «И спасу вас мышцею простертою и страшными карами»: рассечение Красного моря и гибель египетской армии. Полный разгром рабовладельческой империи позволил евреям свободно вздохнуть. До этого они боялись, что египтяне догонят их и снова обратят в рабов.
4. «И возьму вас народом Себе»: на пятидесятый день после Исхода евреи получили Тору у горы Синай и стали избранным народом.
Четвертый этап не связан прямо с первыми тремя, отмечающими избавление от внешних сил зла. Эти три этапа ни к чему не обязывают евреев и позволяют им вести обычную жизнь, без выполнения заповедей, отличающих их от других народов. Вот почему четвертый этап «и возьму вас…» выделен в отдельный стих. Можно также сказать, что первые три этапа символизируют физическое освобождение, а четвертый — духовную свободу.
Но почему мудрецы не ввели еще один бокал в честь следующего, пятого по счету обещания: «И приведу вас в страну… и отдам ее в наследие вам» (6:8)? Ведь такой бесценный дар тоже заслуживает нашей благодарности и специального тоста на пасхальном седере. Тем более что Всевышний еще у горящего, но несгорающего куста сформулировал эту конечную цель Исхода: «привести (евреев)… в страну прекрасную и просторную, текущую молоком и медом» (3:8).
Ответ прост. Мы ушли из Египта навсегда, чтобы никогда не возвращаться туда — как в буквальном смысле (Тора запрещает евреям селиться в Египте), так и метафорически: покинув рабовладельческий Египет, мы стали слугами Б-га — за то и пьем четвертый бокал. С тех пор мы не были ничьими рабами, ничьей собственностью. В последующие столетия нас преследовали, изгоняли, убивали, но никому не удавалось поработить нас.
С Эрец Исраэль положение другое. Б-г осуществил свое обещание, привел евреев в «страну, текущую молоком и медом», но это обещание не носит безусловного, бесповоротного характера. Наше пребывание в Эрец Исраэль зависит от нашего поведения. Когда мы изменяли Б-гу и своей миссии, нарушали Синайский договор, нас изгоняли. Поэтому пятый бокал на седере пока лишний.
И все же этот бокал наливают, хотя и не пьют. Он предназначен для пророка Элиягу. Этим дополнительным бокалом мы демонстрируем свою веру в мессианское будущее. Он напоминает нам о том дне, когда Элиягу Анави возвестит о приходе Машиаха, который вернет нас навсегда в Эрец Исраэль, избавит от врагов и отстроит Храм на той самой горе, которую у нас так настойчиво пытаются отобрать.

Большая жаба на Храмовой горе

Рав Биньямин-Зеев Кахане (сын основателя движения КАХ рава Меира Кахане), убитый вместе с женой арабами несколько лет назад (да отомстит Всевышний за его кровь!), был не только «правым экстремистом», как утверждает израильская пресса, но и знатоком Торы, учителем и автором недельных комментариев «Дарка шель Тора», которые печатались на иврите, английском и русском языках. В память о нем предлагаем один из его политических комментариев, написанный к этому разделу.
Б-г устами Моше грозит фараону: «И воскишит Нил жабами, и поднимутся они, и придут в твой дворец, и в спальню твою, и на постель твою, и в дома слуг твоих, и к народу твоему, и в печи твои, и залезут в квашни твои» (7:28).
Мидраш «Шмот раба» объясняет, как началась эта казнь: «Из реки выпрыгнула огромная жаба ужасного вида, открыла свою пасть и изрыгнула огромное множество мелких жаб-детенышей».
Арабы планомерно восстанавливают свои заброшенные мечети по всему Израилю. Они утверждают, что это делается для обеспечения религиозных нужд мусульман. Очевидно, что проблема не в арабах. Они делают именно то, что можно ожидать от них. Проблема — в другой стороне, в нашем государстве, потерявшем волю к национальному выживанию, покорно уступающему любой арабской прихоти.
Откуда произросла эта проблема? Из корня. Все началось с большой мечети на Храмовой горе, воплощения «хилуль Ашем» (осквернения Имени Б-га). Все прошедшие годы мы игнорировали этот позор на нашем самом святом месте, допускали это кощунство, даже не пытаясь защитить честь Всевышнего. Но теперь, когда мечети стали «проникать» в наши еврейские кварталы, жители Тверии и Старого города в Иерусалиме вдруг очнулись и шумно запротестовали. Что случилось? Чем мешают им маленькие мечети? «За честь Б-га вы не вступились, а свою честь защищаете?» — грозно предостерегали мудрецы.
Большая мечеть на Храмовой горе похожа на ту большую жабу, которая изрыгнула множество мелких квакушек. Мы не раздавили эту мечеть, поэтому нам будут досаждать орды ее мелких порождений. Они придут «в спальню твою, и на постель твою, и к народу твоему, и в печи твои».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора