Источник неизвестных фактов и неожиданных открытий Седьмой ежегодный фестиваль российского документального кино

В начале октября в Нью-Йорке прошел Седьмой ежегодный фестиваль российского документального кино. На самых престижных киноплощадках города — Tribeca Cinemas, Down Town Community Television Centre, Brooklyn Public Library — было показано более двадцати работ российских и американских кинематографистов. И, как отметили организаторы акции, все эти показы для американской аудитории — премьерные.

Генеральный консул РФ в Нью-Йорке Игорь Голубовский и куратор фестиваля Марина Адамович
Генеральный консул РФ в Нью-Йорке Игорь Голубовский и куратор фестиваля Марина Адамович

Что и говорить, ньюйоркцам в очередной раз повезло больше, чем москвичам или, скажем, петербуржцам, которые уже давно лишены возможности видеть документальное кино: прокат его в России практически развалился. Так что за редким исключением, к которому можно отнести, к примеру, фильм Елены Якович «Василий Гроссман. Я понял, что я умер», показанный по центральному российскому телеканалу, программа нью-йоркского фестиваля вполне могла бы быть премьерной и в России.
Традиционному организатору фестиваля — корпорации старейшего в мире интеллектуального литературного издания русскоязычной диаспоры «Нового журнала» — удалось заручиться поддержкой влиятельных институтов: Россотрудничества, фонда «Русский мир», Президентского центра Б. Н. Ельцина, Российского Еврейского Конгресса, Российского военно-исторического общества, а также ряда американских общественных и коммерческих организаций. Наверное, такой внушительный состав спонсоров позволил пригласить к участию кинематографистов с очень разными жизненными позициями и интересами. Что и обеспечило в конечном счете успех фестиваля.9sjsphgpu5gw
Ведь сегодня, в эпоху буйства информационных потоков, документальное кино интересно не столько как источник неизвестных фактов или неожиданных открытий, сколько как взгляд публициста, возможность услышать обоснованное мнение, убедительную трактовку пусть и известного события. В отличие от телевизионных документальных работ, пронизанных прямолинейной государственной пропагандой, независимое документальное кино пока сохраняет право на собственное суждение. Не случайно это кино в основе своей авторское.
Совокупность суждений и взглядов воссоздает довольно точный и объемный портрет современного российского общества. Правда, читает этот портрет каждый по-своему.
Генеральный консул РФ в Нью-Йорке Игорь Голубовский сказал на приеме по случаю открытия фестиваля: «Продвижение документального кино — очень важная созидательная задача. Это то, чем мы можем гордиться. Это кино серьезное, политическое, это индикатор зрелости нашего общества».
В Российском Еврейском Конгрессе (РЕК), организации, которая принимала участие в создании двух показанных на фестивале картин — уже упомянутого здесь фильма Якович и фильма режиссера и журналиста Мумина Шакирова «Холокост — клей для обоев?», — надеются, что подобные фестивали, как и совместные проекты в память о жертвах Холокоста, способствуют продолжению диалога между Россией и США. Представитель РЕК на фестивале Анна Каннер-Данчак не исключила даже, что эти проекты могут стать фундаментом для новой «перезагрузки» в отношениях между двумя странами.
И хотя так высоко организаторы фестиваля не замахивались, они ставили перед собой несколько задач.
«Наш фестиваль знакомит думающую часть Нью-Йорка с тем, что делается в другой стране, а налаживать диалог между людьми разных культур и разных менталитетов очень важно, — считает бессменный куратор нью-йоркского фестиваля и главный редактор «Нового журнала» Марина Адамович. — Нам всем жить в одном мире. Другая наша цель — чисто профессиональная: взаимодействие документалистов, обмен концепциями, идеями о том, что такое современное документальное кино. Профессиональные люди работают на вечность, они поверх всех барьеров. И мы как можем пытаемся этим фестивалем их соединить».
Причем порой бывает сложнее соединить тех, кто работает на одной почве — в одной стране, чем мастеров, разделенных океаном. Это особенно актуально сегодня, когда и во всем российском обществе, и в сообществе кинематографистов происходит серьезный раскол и разобщение. Самый наглядный фестивальный пример: два российских кинематографиста созвучны в своих рассказах о выдающихся личностях, ставших жертвами советского режима, но в отношении к нынешнему российскому режиму и происходящему в стране глубоко и принципиально различны.
Российское общество сегодня растерянно, оно пытается пересмотреть недавно сформулированные ценности и вернуться к бывшим — советским — идеалам. Таково мнение автора фильма, рассказывающего о судьбе романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба».
«К сожалению, мой фильм приобрел какую-то зловещую актуальность с тех пор, как он был закончен год назад, — сказала Якович в интервью «Голосу Америке». — В российском обществе становится все больше запретов».
А вот режиссер, историк Алексей Наумов, представивший на фестивале картину «Медем» о графе Александре Медеме из Саратовской губернии, новомученике русской православной церкви, пострадавшем в период гонения на церковь в 20–30-е годы двадцатого века, убежден, что Россия «поднимается и вновь обретает традиционные ценности». Он не только воспевает графа Медема, о котором написал не одну книгу, но также способствует возрождению религиозного образования и восстановлению церквей в российской глубинке. Наумов, по собственному признанию, полностью разделяет настроение российского общества.
«В нашем обществе еще не созрела грамотная оппозиция — они хотят разрушать, но не знают, как потом создавать, — поделился он своими соображениями с «Голосом Америки». — И я вижу, как в России поднимается пласт национально мыслящих людей — это молодые люди, которые воспринимают Россию в ее историческом обличии. Приятно видеть свой народ в его истинном чине. Русский народ выбрал свой путь тысячу лет назад, когда князь Владимир принял православие. Сильная Россия — это возвращение к идентичности».
Нельзя исключить, что именно нью-йоркский фестиваль станет уникальной площадкой, на которой смогут встречаться представители разделенного российского общества. Но и тогда тема раскола не должна становиться единственным мотивом этого культурного действа. Не была она таковой и сейчас.
О чем свидетельствуют фильмы-призеры:
– Grand Prix — фильм «Кровь» о станции переливания крови в провинции, режиссер Алина Рудницкая (Россия);
– специальный приз жюри — фильм «Катя» о российской девушке, скитающейся по Индии в поисках смыслов, режиссер Анна Шишова (Россия);
– приз «Лица России» — фильм «Василий Гроссман. Я понял, что я умер», режиссер Елена Якович (Россия).
А еще были премии за отражение на экране таких тем, как эмиграция (фильм об Эмиле Горовце «Я был твоим сыном, Россия!», режиссер В. Шатин), Катастрофы XX века.
Призы своим фаворитам вручили «Новый журнал», Американская звукозаписывающая студия VK-Studios и Общество пушкинистов в Америке.
Церемония награждения проходила в Клубе ветеранов Первой мировой войны.
Наоми ЗУБКОВА

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 4,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора