Азиатское турне президента США. Цель и обстоятельства

Находящийся с госвизитом в Японии президент США Барак Обама «здоровается» с роботом Асимо, 24 апреля 2014 года
Находящийся с госвизитом в Японии президент США Барак Обама «здоровается» с роботом Асимо, 24 апреля 2014 года

На исходе апреля, когда напряженность в отношениях между США и Россией в связи с кризисом вокруг Украины непрерывно нарастала и достигла уровня опасного противостояния, когда угроза американских санкций не подействовала и от президента, казалось бы, требовалась решимость на их реальное и неотложное введение, он улетел в недельное азиатское турне с посещением Японии, Южной Кореи, Малайзии и Филиппин, где вроде бы никаких форс-мажорных обстоятельств не наблюдалось.
С какой целью Барак Обама совершил азиатское турне? Первая мысль: чтобы хоть на недельку оторваться от тягостных проблем и забыть о них средь азиатской экзотики. Оказывается, нет, не угадал. «Обама, — сообщил «Голос Америки», — едет в Азию с мыслями об Украине». Почему с мыслями об Украине надо ехать в Азию? Ответ дан такой: «США опасаются, что Китай может повторить “крымский сценарий”». Но ни Пекин, ни Тайвань в турне Обамы не значились.
«Цель визита главы США, — говорилось в другом сообщении агентства, — подтвердить обязательства перед союзниками, обеспокоенными оборонными сокращениями США, осуществляемыми в то время, когда Китай проводит политику расширения своего влияния в регионе».
Совсем иное мнение у Сьюзан Райс, советника президента США по национальной безопасности. Цель турне она определила так: «Наладить более тесные политические и экономические связи с государствами региона. Это очередное свидетельство переориентации политики США на Азиатско-Тихоокеанский регион. Смещение внимания США в сторону Азии остается краеугольным камнем внешней политики Соединенных Штатов».
Всё тут смешалось. Ни цель турне, ни его результаты публике ясно не представлены. И турне нисколько не сняло ту проблему, что безответность Запада на действия России в отношении Украины подрывает имидж США как центра влияния в мире. Вот как это обрисовал сенатор-республиканец Марко Рубио: «Представьте себе, что вы — одна из стран мира, которой угрожают соседние страны. А Соединенные Штаты говорят вам: “Южная Корея, не надо создавать ядерное оружие, Япония, не надо создавать ядерное оружие, мы вас защитим, мы о вас позаботимся”. И какой они сделают вывод, глядя на то, что происходит сейчас с Украиной?» Вывод сделают, очевидно, такой, что надеяться надо на собственные силы, какие бы гарантии им США ни обещали.
В Токио Обама поддержал Японию в ее споре с Китаем относительно принадлежности островов Сенкаку и заверил, что эти острова находятся под защитой договора США и Японии о взаимной безо­пасности, то есть в случае нападения на эти острова США обязуются встать на их защиту. Не уверен, что японцы в это поверили, тем более что по сообщению Associated Press Обама подчеркнул, что хотел бы, чтобы вопрос был решен «путем диалога». Вроде того, наверно, диалога, какой недавно состоялся между Россией и Украиной в Женеве.
Из Сеула Обама строго предостерег Северную Корею от проведения испытаний ядерного оружия, призвал ее отказаться от провокаций.
В Малайзии против его визита протестовали мусульмане, чего он, очевидно, не ожидал, надеясь выразить им свои чувства по поводу пропавшего самолета. Обама, правда, еще рассказал малайзийцам, что США и Европа должны действовать сообща, а о России поведал, что была с нею договоренность о деэскалации напряженности, но «Россия и пальцем не пошевелила, чтобы помочь». Будто подрядилась Россия Западу помогать. За визитом Обамы на Филиппины и продлением соглашения о взаимной обороне с подозрением посматривал Китай, претендующий и на тамошние острова.
Вот и всё, турне закончено, президент возвратился в Белый дом, а там без перемен. Как оценить итог недели, проведенной президентом в Азии? На мой взгляд, впустую, если не считать недвусмысленно продемонстрированную антикитайскую позицию, которая явно нам не на пользу, поскольку подталкивает Китай к сближению с Россией. Чтобы прояснить ситуацию, обратимся к тому, что говорил о Китае Путин в прямой линии 17 апреля.
«Что касается наших отношений с Китайской Народной Республикой, — сообщил тогда Путин, — то они развиваются весьма успешно и находятся на беспрецедентно высоком уровне доверия и сотрудничества. Это касается и политической сферы, наших общих подходов к оценке международной ситуации и обеспечению безопасности в мире… Мы естественные соседи, а в этом смысле и естественные союзники… Никогда не было таких доверительных отношений в военной сфере… То, что мы будем расширять сотрудничество с Китаем, это совершенно очевидно».
Китай, как я уже недавно писал, придерживается пока выгодной ему позиции «мудрой обезьяны, следящей с высокой горы за дерущимися в долине тиграми». При недавнем голосовании в ООН он не присоединился к большинству, осудившему Россию за аннексию Крыма, но и не примкнул к меньшинству, проголосовавшему против резолюции. Из «тигров», выясняющих теперь отношения, идеологически ему ближе, конечно, Россия. Она же ни в данный момент, ни в будущем не представляет для Китая существенной угрозы. Поэтому то, что происходит вокруг Украины, Китай, наверно, рассматривает как тест для оценки стойкости США и западной цивилизации в целом. Тестирование Запада (по-пацански говоря, «проверку на вшивость») для китайских стратегов взялась провести Россия. Тестирование ведется неприкрытой угрозой войны, к которой стали готовить уже и собственное население.
Начало этой подготовки положил опять же Путин, публично рассуждая о русской душе: «Конечно, мы менее прагматичны, чем другие народы, менее расчетливы. Но зато мы пошире душой… Только в России смогли придумать поговорку “На миру и смерть красна”… Именно в этом и есть глубокие корни нашего патриотизма. Отсюда и героизм во время военных конфликтов и войн, и даже самопожертвование… Мы всегда, сотни лет, опирались на свои ценности. Они нас никогда не подводили, и они нам еще пригодятся».
На подмогу национальному лидеру тут же кинулись подручные интеллектуалы и примкнувшие к ним наэлектризованные массы, рассмотреть которые поближе можно, например, на впечатляющем видеоролике «Православный фашизм» по адресу: http://www.youtube.com/watch?v=9rHvt199fKc&app=desktop.
Философ Борис Межуев в «Известиях»: «Русский мир… сообщество людей различных национальностей, говорящих по-русски и живущих в разных регионах мира, людей со своим особым генетическим кодом, людей, не боящихся смерти и презирающих бессмысленный житейский уют, — этот мир способен дать современной Европе то, чего ей, по-видимому, недостает, а именно мужество не подчиняться внешнему и культурно чуждому диктату».
Тут философ «Известий» и «Русского мира», как мне представляется, мечтает о мужестве Европы не подчиняться внешнему и культурно чуждому ей американскому диктату, чтобы принять от России ее особый генетический код людей, не боящихся смерти и презирающих бессмысленный житейский уют. До сих пор подобный генетический код прививали в своей среде террористы-исламисты, теперь шахидов готовит в России компания медиафреников (по выражению замечательного журналиста Игоря Яковенко).
«Россия, приобретя Крым, не уходит из Европы, — философствует Межуев, — но наконец в нее возвращается после двадцатилетней изоляции и пребывания на отдаленном от судеб континента русском острове… Путин празднует триумф возвращения нашего государства в европейскую цивилизацию, и не как непрошеного гостя, но в каком-то смысле как ее грядущего освободителя». Держись, Европа, русские идут!
А кто они, эти русские, которые видятся Межуеву идущими на Европу? Вот как их охарактеризовал Вячеслав Никонов, внук сталинского сподвижника Вячеслава Молотова, ныне председатель комитета Госдумы по образованию (цитирую с газеты «Ведомости»): «Ветвь арийского племени спустилась с Карпатских гор, мирно заселила Великую Русскую равнину, Сибирь, самую холодную часть планеты, дошла до Тихого океана, основала Форт-Росс»… Ну, как тут не вспомнить представителей двух ветвей «арийского племени», заключивших в 1939 году в Москве пакт Риббентропа — Молотова? Тот пакт стал прелюдией Второй мировой войны. Теперь уже и третья на слуху.
«Американцам не стоит вставать на пути истории — она их сметет», — предостерегает с сайта КМ.ру (КМ — это Кирилл и Мефодий) политолог Сергей Черняховский, а вице-премьер России Дмитрий Рогозин между тем заявляет о возможности использования его страной ядерного оружия «как великого уравнителя шансов».
Каков же ответ на новый вызов времени? Готовность защищать от Китая какие-то необитаемые островки, затерявшиеся в Восточно-Китайском море, — это не ответ. Прибытие 150 американских военнослужащих в Польшу и переброска еще 600 для участия в маневрах в странах Балтии — это тоже не ответ. А ситуация, как заявил генсекретарь ООН, выходит из-под контроля. Что же предпримет наш президент и главнокомандующий для восстановления контроля над ситуацией?
«Министерство финансов накладывает санкции еще на семь российских официальных лиц, включая двух членов ближнего круга президента Путина (их активы будут заморожены, а выдача виз США запрещена), а также на 17 компаний, связанных с ближним кругом Путина», — говорится в заявлении Белого дома. Во-первых, скажу, что санкции запоздалые — хоть месяцем бы раньше! Во-вторых, они недостаточны по силе воздействия. В-третьих, поскольку, по словам президента, «эти санкции представляют собой следующий этап постепенных усилий по изменению поведения России», скажу, что в пожарной ситуации постепенность усилий неуместна.
Газета с этой статьей выйдет ко Дню Победы, одержанной 69 лет назад союзниками по антигитлеровской коалиции над смертельным врагом человечества. В память жертв Второй мировой — возродить бы дух той славной Победы и остановить современных поджигателей войны!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Семен Ицкович

Чикаго
Все публикации этого автора