«Довольно! Пришло время переговоров» «Ситуация требует немедленного урегулирования»

Лидеры Майдана: О. Тягнибок, В. Кличко, А. Яценюк
Лидеры Майдана: О. Тягнибок, В. Кличко, А. Яценюк

Две цитаты. Почти одинаковые по смыслу. Из двух высказываний, практически одновременных. Первая — из выступления генсека ООН Пан Ги Муна на конференции «Женева-2» в Швейцарии, посвященной ситуации в Сирии, вторая — с официального сайта президента Украины Виктора Януковича, отреагировавшего наконец на ситуацию в стране. Вопрос у меня такой: если группа государств, назвавшаяся «Друзьями Сирии», собрала международную конференцию, то почему друзья Украины медлят?
Что такое «Друзья Сирии» и почему я взял это определение в кавычки? Формально так называет себя группировка, в прошлом году собравшаяся в Дохе, столице Катара, для координации усилий по поставкам оружия сирийским повстанцам. То есть на самом деле это не друзья Сирии, а друзья, если можно так выразиться, повстанцев. Ядро этих «друзей» составляют суннитские монархии, стремящиеся внедриться в Сирию с помощью местных суннитов, а также иностранных наемников. Примкнувшие к ним США, Великобритания, Франция и некоторые другие государства, если судить не по словам, а по их действиям, внятной цели для вмешательства в сирийские дела не имеют.
Открывший встречу в Дохе премьер-министр Катара шейх Хамад бин Джасем аль-Тани сказал собравшимся, что поставки оружия могут оказаться «единственным средством достижения мира». Тезис «мир посредством оружия» энергично поддержал государственный секретарь США Джон Керри, с присущей ему «логикой» пояснивший, что «помощь повстанцам оружием не преследует цель их победы в войне — цель состоит в том, чтобы у повстанцев было больше аргументов в пользу переговоров». А если повстанцы на этом не остановятся? А если их цель совсем в другом? Нашему хитроумному миротворцу ситуация в Сирии, видно, столь же непонятна (или безразлична), как и ситуация в происходящих теперь под его патронажем израильско-палестинских переговорах.
Итак, «Женева-2». Международные посредники, как сообщается, надеются пока отложить обсуждение главных политических вопросов, таких как судьба Башара Асада или состав переходного правительства (об этом судили-рядили на встрече «Женева-1» в 2012-м), и вместо этого обсудить локальные соглашения о прекращении огня и доступе гуманитарных конвоев. В выступлении Джона Керри, напротив, главным тезисом было устранение от власти Башара Асада. «Невозможно представить, как человек, который руководил столь жестоким ответом на чаяния собственного народа, может вернуть себе легитимность и сохранить власть», — сказал он, чем вызвал резкую отповедь сирийской правительственной делегации.
И действительно, вряд ли наш госсекретарь имел какие-либо основания связывать действия так называемых повстанцев с «чаяниями народа». Не столь однозначно понятие народа этой пестрой в этническом, конфессиональном и идеологическом отношении страны, полвека воспитывавшейся под властью почти социалистической и определенно светской партии БААС (ни шиитской, ни суннитской, а «социалистического возрождения». «Единство, свобода, социализм!» — таким был и для многих еще остается ее девиз).
«Национальная коалиция сил сирийской оппозиции и революции», делегация которой приглашена устроителями конференции в Женеву, даже в оппозиции не доминирует (уступая там «Аль-Каиде») и никак не может представлять «чаяния народа», включающего не приглашенных в Женеву сирийских курдов, а еще важнее — сирийских христиан, которые тоже значительная часть сирийского народа, между прочим, защищаемая режимом Асада от нападений местных суннитских и пришлых боевиков.
Я думаю, что «Женева-2» провалится, ничего существенного не достигнув. Больше толку от нее было бы в том случае, если бы на повестке дня стояло содействие проведению президентских выборов 2014 года, когда полномочия Башара Асада истекут. Он, кстати, может баллотироваться вновь, и неизвестно, какими окажутся всенародные чаяния, когда их выражению никто не будет препятствовать.
Вот на этой ноте, касающейся чаяний народа и выборов, на которых они имеют шанс осуществиться, я на время отойду от проходящих в Женеве разговоров, чтобы перейти к более важной и более близкой для всех нас украинской теме. Обойду при этом и разговоры на одновременно проходящем на швейцарском горнолыжном курорте в Давосе Всемирном экономическом форуме. Он идет под девизом «Переустройство мира: последствия для общества, власти и бизнеса», рассматривает глобальные риски, среди которых названо увеличивающееся неравенство в доходах. Меня уже воротит от этой наивной и глупой социалистической демагогии, будто выйти из нынешних затруднений можно, отобрав что-то у богатых и разделив на всех.
Итак, Украина. До противостояния, похожего на сирийское, там все-таки не дойдет — народ-то в основном цивилизованный. В основном, хотя и не без бандитствующих провокаторов, в том числе ублюдков пронацистского, антисемитского толка, используемых в своих целях как властными структурами, чтобы опорочить оппозицию, так и оппозицией, собирающей всех подряд без крайне им необходимой брезгливости. В семье не без урода, в том числе и в украинской. И, как я уже недавно писал, «за украинцами тяжелым шлейфом многое тянется от хмельнитчины, петлюровщины, от участия в гитлеровских преступлениях… Но теперь я солидарен с вышедшими на Майдан».
Почему? Потому что они, во-первых, за независимость Украины, во-вторых, они за европейский путь ее развития — не за азиатский (в культурологическом смысле), а за европейский. Я не так уж очарован Евросоюзом, однако сближение c ним Украины — это для нее все-таки путь вперед, а не назад, в империю, из которой украинцы еле вырвались, сохранившись как нация, да и то еще не все и не в полной мере.
Евроинтеграция или Таможенный союз с Россией — это для Украины вопрос принципиальный, а не меркантильный. Если исходить из меркантильных интересов, то с Россией на сегодня теплее: она снизила цену на газ, предоставила больший, чем ожидали от Евросоюза, кредит, готова возобновить прежнюю кооперацию российских и украинских промышленных предприятий с соответствующими взаимными поставками, что даст работу людям. Но Украине не нужен российский газ — на ее территории достаточно месторождений сланцевого газа, который можно с большой выгодой добывать по американской технологии, надо только преодолеть инертность и поощряемое российским «Газпромом» сопротивление на местах. Возвращение к прежней кооперации, выгодное в данный момент, привяжет промышленность Украины к российской и затормозит ее развитие на основе новых западных технологий. Но важнее всего еще и то, что сближение с Россией неизбежно сроднит украинскую Раду с российской Думой — принятые Радой 16 января карательные законы, теперь уже под давлением Майдана отмененные, были ведь с российских списаны.
Независимая Украина нужна всему миру. Всем соседям по СНГ и самой России, всей Восточной Европе и всему Западу, включая, конечно, и Америку. Украине надо помочь. Заявлений Запада об озабоченности происходящим недостаточно. Тут прав оказался М. С. Горбачев, поднявший этот вопрос в нелепом по форме, но своевременном по существу письме, адресованном Путину и Обаме: «Владимир Владимирович, господин Обама, я прошу вас найти возможность и сделать решительный шаг, чтобы помочь Украине вернуться на путь мирного развития… Уверен, что в ваших силах добиться этой цели. Противоборствующие стороны должны сесть за стол переговоров».
Обращение Михаила Сергеевича к Владимиру Владимировичу бесполезно — «товарищ волк сам знает, кого кушать», а вот за обращение к президенту США ему спасибо, ибо что мы слышали до последнего времени? Вот что, например: «Мы продолжаем утверждать, что мирное урегулирование этого кризиса — ключ для удовлетворения чаяний украинского народа»… «Мы» — это кто? Президент? Госсекретарь? Нет, и не его заместитель. Может быть, пресс-секретарь? Увы, только заместитель пресс-секретаря.
Теперь же можно было ожидать, что сам г-н Обама откликнется на призыв своего коллеги по нобелевскому лауреатству г-на Горбачева. Однако, как в те дни сообщил миру «Голос Америки», президент был озабочен «сексуальным насилием в университетах», которое он «намерен обуздать». Поэтому Януковичу позвонил вице-президент США Джозеф Байден. Он призвал президента Украины к содержательному ответу на законные требования протестующих.
Признает ли Янукович требования протестующих законными? Ближайшие недели покажут, а что они покажут, предсказать не берусь. Ну вот уже премьер-министр Азаров отправлен в отставку, но успокоения нет. «Улица полна неожиданностей» — была такая кинокомедия, теперь как бы улица трагедией не обернулась…
Когда обстановка обострилась кровопролитием, один из лидеров Майдана Виталий Кличко заявил, что если раньше протестующие требовали отставки правительства и проведения досрочных выборов, то теперь речь идет об отставке президента Украины Виктора Януковича. Ибо «невозможно представить, как человек, который руководил столь жестоким ответом на чаяния собственного народа, может вернуть себе легитимность и сохранить власть».
Как вы уже поняли, читатель, я здесь повторил цитату из заявления госсекретаря США Джона Керри на конференции «Женева-2» в отношении президента Сирии. В отношении президента Украины он так пока не высказывался.
О том, что «все не так, как надо», еще Высоцкий пел. Теперь тоже все не так, и это особенно ощутимо в преддверии столь для многих радостного и всеохватного события, как Олимпиада. «О спорт, ты — мир!» — вещал когда-то барон де Кубертен. Спорт есть, а мира нет, времена теперь тревожные, и как еще эта Олимпиада пройдет? Но есть и радостная весть — вышел на свободу Платон Лебедев, экс-глава ограбленного «Менатепа». Более обстоятельный разговор об этом нам еще предстоит.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 6, средняя оценка: 4,33 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Семен Ицкович

Чикаго
Все публикации этого автора

1 комментарий к “«Довольно! Пришло время переговоров» «Ситуация требует немедленного урегулирования»

  1. Снова сталкиваюсь с ситуацией, отличная статья получает «единицу» от трусливого безымяного оценщика.

Обсуждение закрыто.