Причина и следствие. Недельная глава Торы «Микец» и суббота Хануки

Содержание раздела
Фараон видит загадочные сны о семи тощих коровах, съедающих семь тучных коров, и семи тонких колосьях, поглотивших такое же количество крепких и полных колосьев. Во дворец спешно доставляют из тюрьмы Йосефа, и он объяс­няет эти сны: Египту предстоят семь лет изобилия и последующие семь лет неурожая. Он советует заготовить как можно больше зерна в первую семилетку. Фараон поручает эту задачу самому Йосефу, назначив его управляющим империи. Египет становится всемирной житницей. Тем временем Йосеф женится на Оснат, дочери Поти-Фера (Потифара), и у них рождаются сыновья Менаше и Эфраим. После недолгого процветания во всем регионе начинается засуха. Хлеб есть только в Египте. Яаков посылает туда сыновей из опустошенного голодом Ханаана. Йосеф сурово встречает гостей, обвиняет их в шпионаже. Продав им зерно, он берет в заложники Шимона и требует, чтобы они привели из дома младшего брата Биньямина: лишь тогда он поверит в их благонадежность. На обратном пути братья находят в своей поклаже ранее уплаченные ими деньги. Они растеряны. Выслушав их рассказ, Яаков не соглашается отпустить Биньямина, но голод усиливается, Шимон томится в заточении, и отец вынужден уступить. Перед уходом в Египет Иегуда берет на себя личную ответственность за младшего брата. Йосеф принимает их с почетом, тайно плачет при виде Биньямина, но затем вновь велит слугам подложить братьям перед уходом уплаченные за хлеб деньги, а Биньямину еще и свой кубок. Посланный вдогонку слуга находит кубок в вещах Биньямина. До сих пор не узнанный Йосеф обвиняет младшего брата в краже и в наказание объявляет его своим рабом. Иегуда предлагает себя вместо Биньямина, но Йосеф отказывается от замены.

* * *
 «И было: по прошествии двух лет фараону приснилось, что он стоит у реки…» (41:1).
Видя преуспевающего бизнесмена, мы думаем, что он добился успеха благодаря своей деловой хватке и трудолюбию. Но иудаизм говорит, что причинно-следственная связь здесь другая.
Каждый Рош ха-Шана, еврейский Новый год, Б-г решает, сколько денег получит каждый человек на весь ближайший год, а чтобы осуществить свое решение, Он наделяет нас необходимыми способностями и возможностями для обогащения или, наоборот, ленью и безволием, чтобы мы не вздумали превысить установленный Им лимит наших доходов.
Короче, наши способности и обстоятельства — это не причина успехов и неуспехов, а лишь следствие Б-жественной воли и инструмент ее исполнения.
Точно так же и сны фараона не были причиной освобождения Йосефа из тюрьмы. Причиной было решение Б-га, что срок заточения Йосефа истек, что ему пора выйти на свободу и сделать головокружительную карьеру. В результате этого решения фараон увидел вещие сны, побудившие его призвать во дворец будущего спасителя Египта.

Времени вопреки…
«И съели коровы тощие и невзрачные семь коров тучных и холеных…» (41:4).
«И поглотили колосья тонкие семь колосьев крепких и полных…» (41:7).
Объясняя фараону его сны, Йосеф отметил, что проглоченные семь коров и семь колосьев — это семь лет изобилия, а те семь коров и семь колосьев, которые их проглотили, указывают на семь голодных лет, которые за ними последуют. Причем голод будет так силен, что «забудутся годы сытости в земле Египетской…» (41:30).
«То есть как это забудутся? — спрашивает рав Йосеф-Хаим Зонненфельд, духовный наставник иерусалимских евреев в конце XIX — начале XX века. — Можно, конечно, съесть семь коров и семь колосьев так, что о них никто не вспомнит. Но память о хорошем времени так уж запросто не сотрешь. Как могут мрачные, голодные годы ретроактивно уничтожить воспоминания о благополучных светлых годах, тоску по этим годам, прожитым целой страной, как будто их и не было?»
Рав Зоннефельд сам же отвечает на свой вопрос. Если бы семь плохих лет наступили неожиданно, сразу после завершения периода изобилия, такая забывчивость действительно была бы маловероятна. Но в Египте произошло нечто другое. Там люди были заранее предупреждены тем же Йосефом, когда он толковал сны фараона, что на смену семи годам процветания придет опустошительный голод. В результате беспокойство и страх перед будущим отравили им радость, не позволили от всей души порадоваться изобильным урожаям первой семилетки. К тому же Йосеф, став властелином Египта, ввел жесткие меры экономии, стремясь накопить как можно больше зерна на период голода, что тоже не прибавило оптимизма египтянам.
Поэтому неудивительно, что годы изобилия были основательно «забыты» в Египте еще до того, как они кончились и сменились голодом. А всему виной пророчество Йосефа, высказанное вслух в царском дворце. Знание будущего, как видим, не всегда приносит счастье.

Компенсация за страдания
«И нашелся кубок в суме Биньямина» (44:12).
Этот кубок был подложен Биньямину по прямому указанию Йосефа перед тем, как братья вторично отправились домой из Египта. Но они не заметили подлога и признали обвинения против своего младшего брата как неопровержимый факт.
В мидраше говорится, что братья стали ругать и стыдить Биньямина. Они били его по спине между лопатками и называли вором и сыном воровки, намекая на то, что его мать Рахель сама прихватила божков-истуканов у своего отца Лавана, когда семья Яакова тайно бежала из Харана.
Но поскольку их подозрения были совершенно необоснованны, Биньямин удостоился того, что именно в его наследном уделе, в Иерусалиме, «между плеч его», как сказано в конце книги «Дварим», много лет спустя был построен Храм.
И это еще не все. Поскольку Биньямин был вынужден разорвать свои одежды в знак отчаяния и покорности судьбе, хотя он был совершенно невиновен, от него произошел Мордехай, руководитель еврейской общины в Персии во время событий Пурима, описанных в Книге Эстер.
Через много веков после встречи Йосефа и его братьев в Египте Мордехай тоже разорвал на себе одежды, когда узнал о злодейском постановлении, внесенном Аманом и подписанном царем Ахашверошем, согласно которому все евреи Древней Персии подлежали уничтожению в один день.
Хотя братья Биньямина тоже разорвали на себе одежды одновременно с ним, будучи также абсолютно невиновными, они, по крайней мере, заслужили такое наказание за то, что за 13 лет до этих событий вынудили своего отца Яакова (опять-таки) разорвать одежду в знак скорби по исчезнувшему любимому сыну Йосефу. Ведь именно они солгали Яакову, что Йосеф был растерзан диким зверем.
Короче, мы видим, какую огромную роль играет в иудаизме принцип «мида кенегед мида», мера за меру, — как в награду, так и в наказание.

Прототип «братской вражды»
Раздел «Микец» почти всегда выпадает на ханукальную субботу, и нынешний год не исключение. К сожалению, суть Хануки часто искажают. Ее главной темой считают победу маккавеев («хашмонаим») над греко-сирийскими захватчиками, хотя на самом деле центральное место в событиях той эпохи, от которой нас отделяют более 2100 лет, стало чудо, произошедшее с храмовым светильником, менорой. После освобождения и очищения Храма она горела восемь дней от однодневной порции ритуально чистого масла, случайно найденного в оскверненном Святилище.
Впрочем, военно-политическая сторона Хануки интерпретируется тоже неправильно. Маккавеи вели не столько национально-освободительную, сколько религиозную войну. Вместе с греками им противостояли евреи-ассимиляторы, стремившиеся — агрессивно и бескомпромиссно — подменить Тору «универсальной» «общечеловеческой» культурой, импортированной из Эллады.
Ханука — наш общий праздник, и мы не хотим омрачать его историческими изысканиями, подсчитывать, сколько «просвещенных» эллинизированных евреев помогали захватчикам, преследуя своих «фанатичных» братьев; мы не будем разбирать поведение ассимиляторов и тех, кто равнодушно или даже со злорадством наблюдал за кровопролитной войной в Эрец Исраэль из своей комфортабельной диаспоры. К сожалению, внутренними распрями отмечена вся еврейская история, от библейских времен и до наших дней.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора