Еврейка в звании почётной казачки

 

       Любимице публики, народной артиске СССР Элине Авраамовне Быстрицкой испонилось 85 лет. Элина родилась 4 апреля 1928 года в Киеве, в семье военного врача-инфекциониста Авраама Петровича Быстрицкого и больничного повара Эсфири Исааковны Быстрицкой.  Элина, одно из двух «л» потеряла паспортистка, означает «мудрая». Родители взяли это имя у писателя Кнута Гамсуна, не зная, насколько пророчески верным оно будет на всем жизненном пути их дочери. Элина Быстрицкая — одна из самых красивых актрис российского кинематографа —   вспоминает: «Мне никогда в детстве не говорили о моей внешности. Впервые я услышала об этом в 13 лет, в госпитале. Двое раненых разговаривают: «Посмотри, какая хорошенькая девушка!» Оглянулась — никого… Потом долго смотрела в зеркало — ничего интересного не нашла. Мама воспитывала меня очень строго».  С 1950 года Быстрицкая снимается в кино. Исполняла роли Лены Алексеенко в фильме «В мирные дни» (1950), Елизаветы Максимовны («Неоконченная повесть», 1955), Аксиньи («Тихий Дон» по Шолохову, 1957—1958), Лели («Добровольцы», 1958), Ксении Румянцевой («Всё остаётся людям», 1963) и другие. В разные годы она была (или есть) актрисой Московского драматического театра имени А.С.Пушкина, Академического Малого театра, педагогом ГИТИСа им. А.В.Луначарского и Высшего театрального училища им. М.С.Щепкина.

      Элине Быстрицкой пришлось одолеть немало крутых поворотов, прежде чем зрители узнали и полюбили ее. Глядя на Быстрицкую, невозможно представить ее вне актерской профессии. Прекрасные внешние данные, красивый голос, изящество движений — все в ней кажется созданным для сцены и экрана. Имя Быстрицкой стало легендой. Она покорила наших соотечественников в 50-х годах, покоряет, восхищает и сегодня. В ее жизни было все: стремительные взлеты, трагические годы простоя, поисков, ожиданий. Всенародную славу ей принесла роль Аксиньи в фильме Сергея Герасимова “Тихий Дон”.

 

           Из рассказов друзей, хорошо знающих актрису: »Однажды вечером в квартире режиссера С. Герасимова раздался телефонный звонок.
— Говорит актриса Быстрицкая. Прошу вас, дайте мне пробу на роль Аксиньи… Обычно обращаться к режиссеру с такими просьбами не принято. И Сергей Аполлинариевич понял: раз почти незнакомая актриса просит дать ей пробу, значит, ее желание сыграть Аксинью очень велико. А так как он и сам собирался вызвать Быстрицкую, то охотно согласился. Через несколько дней на студию имени М. Горького, где ставился «Тихий Дон», приехал Михаил Шолохов. В небольшом студийном зале Герасимов показывал писателю его героев. Это был волнующий для авторов фильма день: узнает или нет Шолохов своего Григория Мелехова, Аксинью, Наталью… И вот на экране появилась Аксинья — она смеялась, лукаво сверкая из-под платка черными глазами.  — Похожа… — сказал писатель. Надо ли говорить о том, как счастлива была в этот день актриса: вот оно, воплощение заветной юношеской мечты! Теперь — работать!»

       На съемках «Тихого Дона» она прошла курс мастерства у Герасимова. Он требовал абсолютного внутреннего и внешнего перевоплощения, помог ей лучше разобраться в собственных возможностях. С. А. Герасимов требовал максимальной правды даже в мелочах. Артистке пришлось даже потолстеть почти на 15 кг, через силу объедаться сметаной и медом. Специфический говор, повадки словно были переданы Аксинье — Быстрицкой многими поколениями казаков. Когда фильм вышел на экраны, тридцать старейшин донских казаков предложили актрисе зваться Аксиньей Донской! Она ответила, что оставит фамилию родителей, но сохранит преданность казачеству. Роль в «Тихом Доне» стала подлинной победой актрисы, ее звездным часом. Нерусская артистка, еврейка Элина Быстрицкая была удостоена звания почетной казачки.

   Но из песни слово не выкинешь. Люди моего поколния помнят совсем другую Быстрицкую. 1984 год, советское ТВ показывает антисемитский шабаш – выступления членов Антисионистского Комитета. Проклинают Израиль и евреев-эмигрантов, восхваляя Советскую власть. Среди них генерал Драгунский, Блантер. Лиознова и наша “первая красавица”. Молчать не позволено никому, и все отрабатывают задание Партии и Правительства, включая Быстрицкую. Таковы времена. Райкин однако тогда наотрез отказался позориться, и никого не испугался. Напомню, что Антисионистский Комитет Советской Общественности (АКСО) — общественная организация в СССР, состоявшая из деятелей-евреев и занимавшаяся противостоянием и критикой сионизма. Действовала с 24 марта 1983 по октябрь 1994. Создана по распоряжению Юрия Андропова. Занималось пропагандистской и издательской деятельностью. По определению АКСО  »сионизм концентрирует в себе крайний национализм, шовинизм и расовую нетерпимость, оправдание территориальных захватов и аннексий, вооружённый авантюризм, культ политической вседозволенности и безнаказанности, демагогию и идеологические диверсии, грязные маневры и вероломство». Ни меньше, ни больше!  И ни слова о том, что сионизм – это естетвенное желание народа жить на своей исторической родине. Тем не менее в 2003 году Элина Быстрицкая после длительного перерыва снялась в главной роли в фильме «Бабий Яр».  И снова игра актрисы была трогательной и волнующей. В заключение несколько отрывков из интервью Элины Быстрицкой на интересующую нас еврейскую тему.

 *****

Не совсем понимаю, что такое еврейский менталитет. Я считаю, что ни при каких условиях это не может быть чем-то определенным. Есть люди с дурными наклонностями, а есть с добрыми. Главное, в каких условиях люди живут, и чего они хотят. Именно это для меня основа отношений между людьми, а принадлежность к любой нации это не главное. (Из интервью на сайте Jewish.ru 10.05.2001 – A.З.)

******

Это было в ту пору, когда в нашей стране начался антисемитизм. Например, в 1953 году после окончания театрального института нас распределяли по театрам. Исходя из моих результатов, я должна была получить место в очень хороший театр, но я его не получила. Говорили, что это из-за моей национальности. Подобные случаи повторялись неоднократно… Тогда были очень трудные времена. Моя мама была комсомолкой. И, откровенно говоря, в фильме “Добровольцы”, где я сыграла главную роль Лели Тепловой, образцом для меня была моя мама. Такими были мои родители: преданные люди, которые служили своему времени, своему делу. В моей семье мы не поддерживали национальной традиции. Я выросла на Украине и скорее впитывала обычаи окружающей среды. На иврите мы не говорили, поскольку, как мне кажется, этот язык появился только тогда, когда появилось государство, а до этого он не был так распространен. И вообще воспитание я получила скорее интернациональное. Но мы поддерживали очень близкие отношения со своими родственниками. Они всегда приезжали к нам в гости. Проводили время очень весело. Например, среди танцевальной музыки я помню фрейлехс…

*****

В марте — комсомольское собрание, на котором разбирали мое персональное дело, состоялось аккурат после смерти Сталина. На нем меня стали обвинять в… сионизме, кто-то сказал, что в университете уже открыли сионистскую организацию и мы, дескать, тоже должны быть бдительными… Мне было странно слышать такие слова от однокурсников, с которыми общалась. Я заявила им: «Как вы можете говорить такое, когда я вместе с вами над гробом Сталина стояла?». Это имя для меня было свято!.. Я дежурила возле бюста Сталина и наблюдала из окна нашего института, как киевляне слушали радиотрансляцию из столицы. Даже сейчас, только закрою глаза, вижу Крещатик, запруженный людьми, и руки, вздымавшиеся над огромной толпой… Вот такой у меня был аргумент!.. Вас удивляет. все-таки, как это классик утвердил меня, еврейку, на роль казачки Аксиньи, когда вокруг было столько актрис казачьих кровей. Думаю, о моей национальности Шолохов мог и не знать.(Из интервью на сайте ”Бульвар Гордона” № 13/1.04.2008 – А.З.)

  Источник:   www.zelikm.com  »Евреи глазами именитых друзей и недругов»             

 

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 2,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Anatoliy Zelikman

Родился 14 октября 1936 года в белорусско-еврейском городе Бобруйске. В отличие от президента Беларуссии Александра Лукашенко мне близки и понятны стенания авторов Ильфа и Петрова в ‘Золотом телёнке”: “При слове “Бобруйск” собрание болезненно застонало. Все соглашались ехать в Бобруйск хоть сейчас. Бобруйск считался прекрасным, высококультурным местом”. В то время там, по крайней мере, каждый второй житель был этническим евреем и двое из трёх понимали и говорили на идиш. За несколько часов до прихода немцев волею случая нашей семье удалось покинуть пределы города и после долгих скитаний эвакуироваться в Среднюю Азию. Все оставшиеся евреи города были безжалостно уничтожены, вне зависимости от социального положения, возраста и пола. Нелюди убили безвинных людей только за то, что они были евреями. В узбекском городе Фергана учился в первом классе, который закончил с похвальной грамотой. Впоследствии за годы многолетней учёбы подобной оценочной вершины больше не покорял никогда. После окончания войны вернулся в родимые места, где освоил десятилетку хорошистом. В 1954 году поступил во второй Ленинградский мединститут (ЛСГМИ) и спустя шесть лет получил специальноть санитарного врача. За год-два до моего поступления приём евреев в медицинские вузы был практически прекращён, ввиду компании борьбы с ”космополитами ” и сфальсифицированного властями ”дела врачей”. Работал с 1960 по 1995 год в различных врачебных должностях – от главного врача санэпидстанции Хасанского района Приморского края до дезинфекциониста и эпидемиолога Белорусского Республиканского Центра гигиены и эпидемиологии. Виноват. Был членом профсоюза, комсомольцем, состоял в КПСС (1969-1991), колебался вместе с партией и поддерживал её. Был активен, как и многие личности моей национальности. Знал о многих безобразиях, терпел, так как сознавал, что от меня ничего не зависит. Теперь про таких говорят, что они ”держали фигу в кармане”. Возможно. Показать этот кукиш у меня, как и у большинства смертных, смелости не хватало. Что было, то было. О прошлом не жалею. Покаяться должен не человек, а общество, в котором он жил. Обстоятельства силнее нас. Женат. Её величают Кларой. Люблю свою супругу со школьной скамьи. Однолюб. У нас два сына (Гриша, Дима) , внучка Клара и внук Сэм. Я, можно сказать, свой, ”совейский” человек, так как имею честь быть происхождения пролетарского. Отец – портной. Всю жизнь вкалывал, как раб, чтобы накормить пятерых детей. В юности закончил три класса начальной еврейской школы для изучения мальчиками основ иудаизма (хедер), что соответствует нынешнему семи-восьмилетнему образованию. Молился. Вместо синагоги собирался с другими верующими на ”конспиративных” квартирах, т.к. государство этого, мягко говоря, не поощряло. Мать – домохозяйка. Днями у плиты, заботы по хозяйству. Как и положено еврейской маме, она прекрасно готовила фаршированную рыбу и хорошо рожала ребят. Предки мои были уважаемыми соседями : русскими, белорусами, евреями. Родители навечно покоятся вместе на бобруйском еврейском кладбище, в их родном городе, свободном, к удовольствию белорусского населения, в настоящее время от живого еврейского присутствия. Не знаю, на сколько стало лучше от этого местным аборигенам. Не я им судья. Приехал я со своей семьёй в США (г. Миннеаполис, шт.Миннесота) в 1995 году. И последнее . О моих увлечениях. Книги, стихи, филателия, шахматы, иудаика и компьютер. С друзьями напряжёнка. Иных уж нет, а те далече. Приобрести новых в моём возрасте трудно. Чёрствому сердцу не прикажешь. Любые суждения, кроме человеконенавистных, имеют право на существование. Уважаю всех, кто уважает меня. Не люблю нелюбящих. Если вас заинтересовал мой сайт, пишите. Буду рад. Анатолий Зеликман.
Все публикации этого автора