Миллион на иешиву

«Это были те самые Аарон и Моше, которым Б-г велел вывести сынов Израиля из страны Египетской воинским строем» (6:26).
Представьте, что вы идете по улице с чемоданчиком, в котором лежит миллион долларов. Будучи человеком широкой души, вы решили пожертвовать эти деньги на строительство иешивы и вот теперь направляетесь в банк, чтобы перевести свой миллион на счет будущих строителей.
Вдруг перед вами вырастает человек с натянутым на лицо чулком. Он выхватывает чемоданчик у вас из рук и, направив на вас пистолет, злобно шипит: «Немедленно скажи хоть одно гадкое слово о своем соседе Хаиме или распрощайся с денежками!»
Что делать? Тора категорически запрещает «лашон ха-ра», злоречие. Лучше потерять все деньги и все имущество, чем сознательно нарушить хотя бы одну запрещающую заповедь. И вот вы смирно стоите и заворожено наблюдаете, как человек в маске обливает бензином ваш драгоценный чемоданчик и подносит к нему зажигалку…
Теперь другой сценарий, менее печальный. Тот же чемоданчик и те же миллион долларов. Но в этот раз никакого бандита в маске нет и в помине. Вы благополучно доносите свое щедрое пожертвование до банка, и спустя некоторое время в городе вырастает здание иешивы с табличкой, на которой золотом выбито ваше имя.
Однажды вы заглядываете в «бейт-мидраш» (учебный зал) своего детища. Несмотря на очень поздний час, там учат Гемару четыреста учащихся. Представьте, с каким радостным чувством вы ляжете в постель в эту ночь.
А теперь контрольный вопрос. Неужели ваша радость будет меньше, если в тот день вы умудритесь не сказать ни одного плохого слова о Хаиме или о ком-то другом?
«Это были те самые Аарон и Моше, которым Б-г велел вывести сынов Израиля…»
РАШИ объясняет, что в повествовании об Исходе Тора все время меняет местами Аарона и Моше. Иногда она упоминает первым Моше, а иногда Аарона. Для чего это делается? Чтобы показать их равенство, убедить нас, что братья из колена Леви ни в чем не уступали друг другу.
Но позвольте, ведь в самой Торе сказано, что Моше был вне конкуренции и ни один смертный не мог с ним сравниться по величию: «И не было более пророка в Израиле, подобного Моше…» (Дварим, 34:10).
Да, Аарон не мог сравниться с младшим братом по дару пророчества. Но Тора ставит между ними знак равенства, потому что Аарон, как никто другой, умел максимально, с предельной пользой использовать те свои личные качества, которыми наградил его Всевышний.
Мы часто думаем, что велик лишь тот, кто совершает важные, всеми признанные дела, чьи достижения у всех на виду. Например, если он пожертвует миллион долларов на иешиву…
Но это не так. Правда состоит в том, что даже если Б-г не дает нам возможности совершать большие дела, дорога к величию все равно открыта перед нами. Ее могут осилить и те, кто «всего лишь» умеет контролировать свою речь и за целый день не произнесет ни одного худого слова.

Граница на замке
«И сделали то же самое волхвы чарами своими, и вывели жаб на страну Египетскую» (8:3).
Последние слова в этом стихе — «на страну Египетскую» — кажутся лишними. Однако в них скрыт важный смысл. Мидраш связывает их с пограничным конфликтом между Египтом и Абиссинией за спорную территорию. Дело дошло до вооруженных столкновений. Именно тогда египетскую землю заполнили жабы в ходе второй казни. Земноводные твари не только посеяли панику среди местных жителей, но и помогли решить давний межгосударственный спор.
Жабы предназначались только для Египта, а не для Абиссинии. Карта их распространения и определила границы.
Первоначально волхвы создали жаб в гораздо большем количестве, чем требовалось, стремясь распространить казнь на Абиссинию и тем самым расширить владения фараона за счет южного соседа. Но этот фокус не удался. Как сказано в стихе, они «вывели жаб на страну Египетскую» — и ни метром дальше. При всем своем изобилии и кажущейся неподконтрольности, жабы вели себя дисциплинированно: они не переходили законные границы империи.

Без твердой опоры
«И делали то же волхвы чарами своими, пытаясь произвести вшей, но не могли, и покрыли вши и людей, и животных» (8:14).
Почему египетские чародеи сплоховали во время третьей казни? Ведь первые две — кровь и лягушки — они успешно воспроизвели, обесценив тем самым их в глазах фараона и египтян. РАШИ объясняет, что демоны, услугами которых пользовались волхвы, не могут создавать очень мелких тварей, размером меньше чечевицы.
Однако РОШ (рабби Ашер бен Иехиэль, XIII–XIV вв.) приводит другое объяснение. Придворные волхвы пользовались не демонами, а приемами черной магии. Между тем черная магия эффективна только в тех случаях, когда маг стоит на твердой почве. Вот почему рабби Шимон бен Шетах велел своим ученикам в Ашкелоне поднять в воздух восемьдесят ведьм, оторвать их от земли. В результате ведьмы были обезврежены; они лишились своих колдовских чар и были отправлены на костер.
В данном случае вшей было так много, что они в буквальном смысле пропитали собой землю, «весь прах земли стал вшами во всей стране Египетской» (8:13). Земля ушла из-под ног волхвов; они уже не чувствовали ее, не могли на нее опираться и в результате лишились способности колдовать.

Сердце из печенки
«И сказал Б-г Моше: «Упорно сердце фараона, отказывается он отпустить народ» (7:14).
В оригинале «упорно» передано словом «кавед», что на святом языке означает также «печень».
Печень существенно отличается от других видов мяса. Обычное мясо, чем дольше его варить, тем мягче оно становится. Печень обладает прямо противоположным свойством: оно не только не размягчается при варке, а наоборот, твердеет. Точно так же и фараон: чем сильнее карал его Б-г, тем жестче становилось его сердце, тем больше он упорствовал в своем нежелании отпустить на свободу еврейских рабов.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора