Турецкий демарш. В аспекте израильских обстоятельств

Авигдор Либерман: «В таком непростом регионе слабым государствам не выжить, а значит, Израиль обязан жестко реагировать на политические провокации турецкой стороны, будь то откровенно антиизраильские сериалы или попытка прорыва блокады сектора Газы».

Заявление турецкой стороны о высылке израильского посла и снижении уровня дипломатических отношений до секретарей посольств, причем даже не первых, а вторых секретарей, поразительно по наглости, но это как раз то, что называют моментом истины: исламисты, пришедшие к власти в Турции, открылись миру. Вопрос лишь в том, что западный мир — Европа и США — в этом усмотрит и как долго сможет еще оставаться безучастным к тому, что ему грозит не меньше, чем Израилю.
2 сентября на специально созванной пресс-конференции в Анкаре глава турецкого МИДа Ахмет Давутоглу выступил с заявлением: «Сегодня мы достигли момента, когда Израиль растратил впустую все шансы, которые мы ему дали»… Прерву цитирование для пояснения того, что там были за «шансы». От Израиля требовали извинений за то, что произошло с так называемой «флотилией мира» в мае прошлого года. Почему извинений требовали от Израиля? Я полагаю, потому, что весь цивилизованный мир и в первую очередь сам Израиль не требовал от руководителей Турции извинений за оснащение и поддержку этой провокационной флотилии. В Анкаре с любопытством и надеждой наблюдали за долгими и нудными израильскими дебатами — извиняться или не извиняться? — вместо жесткого ответа Израиля на турецкие притязания.
Премьер-министр Нета­ниягу неоднократно заявлял, что Израилю не за что извиняться, но его министр обороны Эхуд Барак настаивал на принесении извинений. В той или иной форме. Ибо «Израиль заинтересован в восстановлении хороших отношений с Турцией» и, кроме того, принесение извинений якобы «позволит избежать международной изоляции и будущих судебных исков против высокопоставленных израильских офицеров в европейских судах». Считаю это немыслимой глупостью и слепотой: именно извинение означает признание вины, и будь оно официально высказано, в европейских судах немедленно закипела бы работа по выявлению и привлечению к ответственности якобы в чем-то виноватых израильтян.
В «узком» кабинете израильского правительства лишь отчетливая позиция Авигдора Либермана, я полагаю, исключительно верна: «В таком непростом регионе слабым государствам не выжить, а значит, Израиль обязан жестко реагировать на политические провокации турецкой стороны, будь то откровенно антиизраильские сериалы или попытка прорыва блокады сектора Газы», то есть для него какие-либо извинения перед Турцией за последствия ею же организованной провокации заведомо неприемлемы. Если бы правительство Израиля было едино в такой позиции, глава турецкого МИДа не рассказывал бы миру про какие-то шансы, которые они дали Израилю.
Теперь продолжу цитирование заявления Давутоглу: «Настало время израильскому правительству платить за то, что оно считает себя выше закона и совершает незаконные действия, не принимая во внимание гуманитарные последствия». Но не израильское правительство совершило незаконные действия, а именно турецкое. Теперь позиция Израиля подкреплена отчетом комиссии ООН, возглавляемой бывшим премьером Новой Зеландии Джеффри Палмером и бывшим президентом Колумбии Альваро Урибе: морская блокада сектора Газы, введенная Израилем в 2007 году, не нарушает международного законодательства, и Израиль имел право остановить флотилию в международных водах в целях предотвращения незаконного ввоза оружия в Газу». Следовательно, незаконной была попытка Турции прорвать законно установленную блокаду, причем именно турецкие руководители, несмотря на предупреждения со стороны Израиля, не приняли во внимание гуманитарные последствия своих незаконных действий, выразившиеся в гибели спровоцированных ими людей. Возвращаюсь к заявлению главы турецкого МИДа, чтобы завершить цитирование: «Ценой, которую заплатит Израиль, будет потеря дружбы с Турцией. Турецко-израильские дипломатические отношения будут снижены до уровня вторых секретарей посольств. Все более высокопоставленные сотрудники вернутся в свои страны… Все военные соглашения между Турцией и Израилем приостановлены».

Ахмет Давутоглу: «Настало время израильскому правительству платить за то, что оно считает себя выше закона и совершает незаконные действия… Ценой, которую заплатит Израиль, будет потеря дружбы с Турцией. Все военные соглашения между Турцией и Израилем приостановлены».

Итак, «будет потеря дружбы». Будто прошлогодняя турецкая провокация была проявлением дружбы. Дружба фактически закончилась еще в 2002 году, когда к власти в Турции пришла исламистская партия, в целях камуфляжа названная Партией справедливости и развития. Шаг за шагом — от популяризации хиджаба до смены военного руководства, придерживавшегося конституционных принципов светской республики, установленных еще Ататюрком, — эта партия под руководством Реджепа Эрдогана, ставшего в 2003 году премьер-министром, ведет свою линию, которую Запад по недоразумению именует «умеренно исламистской».
Эфраим Инбар, ведущий израильский эксперт по Турции, профессор университета Бар-Илан, руководитель центра стратегических исследований, считает, что Эрдоган сделал ставку на радикальный ислам: «В такой ситуации он лишь искал повод для нападок на Израиль. Турция как стратегический союзник, — полагает эксперт, — давно потеряна, причем не только для Израиля, но и для всего западного мира». И далее: «Нынешний президент США Барак Обама демонстрирует слабость во всем, что касается его политики на Ближнем Востоке. Эту слабость не могут не видеть в Анкаре, а потому ведут себя подобным наглым образом. Не влияет на ситуацию даже членство Турции в Северо-Атлантическом альянсе. Турция сегодня не иначе как троянский конь в НАТО… Неужели этого не видят в Европе?»
Видят, но стыдливо закрывают глаза. И вот в ведущей турецкой газете уже появилось сообщение высокопоставленного чиновника турецкого МИДа о направлении к берегам Израиля кораблей турецкого военно-морского флота. «Восточное Средиземноморье более не будет площадкой для тренировок израильских ВМС, угрожающих гражданским судам, — заявил он. — Мы будем действовать более агрессивно». Турецкие военно-морские силы относятся к силам НАТО, и если власти Турции настроены «действовать более агрессивно», то уместно было бы другим членам НАТО и генсеку альянса высказаться по этому поводу. Но пока молчат. А если в столкновении с ВМС Израиля турецкий военный корабль пойдет ко дну — как это будет воспринято НАТО? И предотвратит ли такое столкновение доминирующий в Средиземном море Шестой флот американских ВМС?
Соединенным Штатам и Европе пора уразуметь, что представляет собой и куда движется Турция Эрдогана. Это уже совсем не та Турция, которая разделяла западные ценности и могла претендовать на вступление в Евросоюз. Турция Эрдогана взяла курс на сближение с Исламской Республикой Иран, и не исключено, что ее лидер скоро заговорит фразами Ахмадинеджада. Кстати, поддерживающая Эрдогана толпа, как мы видим на фотографии с недавней демонстрации в Анкаре, уже практически неотличима от тегеранской.
Относительно приостановки Турцией действия соглашений с Израилем в военной сфере скажу лишь, что ущерб от этого потерпит сама Турция, поскольку прекращение поставок из Израиля уникальной продукции его высокотехнологичной промышленности ослабит турецкие вооруженные силы. Жаль только, что инициатива прекращения поставок не исходила от Израиля, например, в ответ на антиизраильские демарши Эрдогана.
Вообще трепетное отношение Израиля к многолетней дружбе с Турцией, вполне, конечно, понятное и в прошлом оправданное, после недружественных турецких демаршей должно, наверно, измениться. Например, в угоду Турции Израиль долгие годы уклонялся от осуждения геноцида армян в Османской империи. Этот прагматизм, я уверен, должен быть отброшен. Принципиально важно отреагировать на возвращение в Турцию нравов Османской империи. Национально-освободительное движение курдов тоже может найти сочувствие. Турецкие власти должны осознать, что турецко-израильские отношения — это улица с двусторонним движением.
Генсек ООН Пан Ги Мун призвал Израиль и Турцию принять выводы комиссии Палмера (так ее для краткости называют). «Нормальные отношения между двумя странами крайне важны для Ближнего Востока и для мирного процесса в регионе», — отметил он. Израиль выводы отчета принял, хотя и с оговорками, Турция их не признает, и ее в этом поддержал ХАМАС. А как на это посмотрит Совет Безопасности ООН, можно только гадать.

Поддерживающая Эрдогана толпа уже практически неотличима от тегеранской

Недавно в Совете Безопасности под смехотворным предлогом «не нашли оснований» для осуждения терактов на юге Израиля у границы с Египтом и проигнорировали ракетные обстрелы со стороны сектора Газы. В послании, направленном Генсеку ООН и в Совбез, постоянный представитель Израиля в ООН Рон Просор заявил: «Последние события вновь доказывают, что сектор Газы, контролируемый ХАМАСом, продолжает оставаться центром экстремизма и терроризма. Но создается впечатление, что ООН оглохла и ослепла перед лицом террористической атаки против Израиля… Невозможно понять, почему Совбез, который откликается на каждое заявление палестинцев, не нашел оснований для осуждения очевидного акта террора против мирного населения Израиля».
Раз ООН не реагирует, Израиль вынужден защищаться сам. В ходе перестрелки с террористами, проникшими в Израиль с территории Египта и туда же бежавшими, были убиты египетские пограничники. Министр обороны Израиля поспешил извиниться перед Египтом. А не потребовать ли извинений от Египта, с территории которого пришли эти террористы?
Вообще египетско-израильские отношения внушают тревогу. Разъяренные толпы штурмуют израильское посольство в Каире, мирный договор между Израилем и Египтом, заключенный в 1979 году в Кемп-Дэвиде под эгидой США, может быть египетской стороной пересмотрен или даже денонсирован, а Эхуд Барак, вопреки соглашению о демилитаризации Синайского полуострова, с доброй душой разрешает там дислокацию египетских войск.
«Иногда нужно подчинить стратегические соображения тактическим нуждам», — говорит он, и мне при этом вспоминается его полуторагодичное премьерство, когда он успел вывести войска из Ливана — без какой-либо тактической нужды и с игнорированием стратегических соображений. То же можно сказать о его беспрецедентной уступчивости в мирных переговорах с Арафатом, которая к добру не привела, а только навредила. Так может случиться и теперь, ибо так бывает всегда: переговоры надо вести с позиции силы и убежденности, а не с позиции слабости и обреченности.
Как пойдут дела у Израиля с Турцией, как пойдут дела с Египтом и с другими соседями, взбудораженными так называемой «Арабской весной», — тут многое будет зависеть от позиции США. А эта позиция при нынешнем нашем президенте, представленная им еще в июне 2009 года в программной каирской речи, — увы, по нраву пока только нашим врагам-исламистам.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 9, средняя оценка: 4,89 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Семен Ицкович

Чикаго
Все публикации этого автора

1 комментарий к “Турецкий демарш. В аспекте израильских обстоятельств

  1. Союзники запада под истеричные вопли одобрения со стороны исламских террористов, организовали истеричные,наглые провокации против Израиля. ООН глухая и слепая онемела. всебеды мира дураков хотят списать на евреев.Воюя между собой, ведя раэрушительные «революции»,агрессивные силы ищут прикрытие. Неужели снова необходимо гасить безумие кровью? Вышверните подлецов из проклятых военных союзов. З_автра будет поздно! Не останется для кого создавать музеи!

Обсуждение закрыто.