Поиск смысла. Опыт моего поколения

Часть третья

Евреи, выросшие в СССР, заметно отличаются от своих американских соплеменников. Американцы читали в книгах и знают, что история есть. Мы жили в истории.

Наибольшее из ограничений, какое может вспомнить американский еврей, это что когда-то в Гарвардском университете была процентная норма, и евреям приходилось учиться в MIT. Мы преодолевали несвободу тоталитарной страны и понимаем, как достигается свобода, и видели, как движется история. Это — ощущение истории — отличает и восприятие иудаизма русскоязычными евреями.
В Москве в издательстве «МиК» только что изданы первые два тома капитального трехтомника Соломона Динкевича «Евреи, иудаизм, Израиль» («ЕИИ»), для нашей «русскоязычной культуры» произведения знаменательного.
Соломон приехал в США в 1979 году. Занимался динамикой трубопроводов атомных электростанций, изучал движение плазмы в трехмерном пространстве. Десять лет в Принстоне руководил группой в лаборатории физики плазмы, занимавшейся расчетами вакуумных камер термоядерных реакторов. С 1996 года он полностью посвятил себя изучению иудаизма. Он всем сердцем принял максиму Жаботинского: «Наука о еврействе должна стать для нас центром науки».
Являясь личностью страстной и последовательной, Соломон не мог допустить положения, когда грандиозная истина иудаизма открылась ему, а рядом, в пределах досягаемости, огромное количество русскоязычных евреев видят мир так, как их когда-то научили в советской школе. Параллельно продвижению в познании еврейской науки началась его просветительская деятельность. Тогда-то, на занятии, которое он приехал провести с евреями у нас в Феер-Лоне, мы с ним и познакомились.
Свою книгу Соломон посвятил «евреям моего потерянного поколения», очевидно имея в виду, что, знакомясь с иудаизмом по его книге, «потерянное поколение» сможет превратиться в «обретенное». И действительно, четкое, как таблица логарифмов, изложение основных идей и положений иудаизма с блестяще составленной Соломоном хронологией библейской истории — сама по себе грандиозная работа, с охватом последовательно изложенных тем — делает еврейскую науку доступной желающему познакомиться с ней. Но достоинства работы Соломона кажутся мне куда шире четкой систематизации.
Знакомясь с «ЕИИ» понимаешь, чем исследование настоящего ученого отличается от интеллектуальных занятий просто образованной публики. Это умение вникнуть в безмерный объем разнообразной информации — изложенное в книге основывается на текстах ТАНАХа, Талмуда, мидрашей, работах наших главных мудрецов — и структурировать знания.
При этом «ЕИИ» — книга очень персональная, это не вываленный на читателя вал информации, а личный иудаизм Динкевича. Различные понимания проблемы Соломон предлагает только тогда, когда не уверен в своей позиции, как, например, с «кодами Торы». В ином случае — это понимание иудаизма Динкевичем.
Сегодняшний иудаизм вслед за раби Арье Капланом автор представляет так: «На первом (библейском. — С.Д.) этапе иудаизм был гусеницей… Во втором (талмудическом. — С.Д.) периоде он замкнулся в коконе самосуществования. Теперь же бабочка готова <…> взмыть в небеса, увлекая за собой все человечество».
Четкие определения, даваемые Динкевичем, открыли для меня новый ясный взгляд на некоторые сложные явления. Например: «Каббала — основанная на Торе теория познания». Или: «Духовная неподвластность евреев — из-за владения устным учением» — глубокая мысль, достойная отдельного эссе. Что такое «еврейская традиция»? Кто определит? По Динкевичу: «Жизнь в согласии с устной Торой». А вот объяснение Соломоном конфликта Яакова и Эйсава: «Возможно ли такое различие между братьями, к тому же близнецами?.. Вспомним Адама и Еву и съеденный ими плод с «древа познания добра и зла». Оказывается, у «добра» и «зла» общий корень и общий плод». Красивая и четкая мысль.
Никогда не мог я понять часто встречающееся в Торе и в Сидуре выражение «Слава Б-га». Не о тщеславии же идет речь! В книге предложена схема: «Шехина и Слава Б-га — два уровня излучения Б-жественной энергии. Слава Б-га — более сильное, чем Шехина, излучение Б-жественной энергии». Не мог я понять и предупреждение Бога Адаму: «…в день, когда вкусишь от него [от дерева познания добра и зла], смертью умрешь» (Берешит 2:17). Б-г просто пугал? Соломон напомнил, что такое день Б-га: «В псалме Моисея (90) сказано: «Тысяча лет в глазах Твоих как день вчерашний». Адаму, по дизайну бессмертному, учат нас мудрецы, после грехопадения было отпущено жизни 1000 лет — «день Б-га».
Мистические материи делаются понятными благодаря математическим аналогиям Динкевича. О заповедях запрещающих и разрешающих: «Сначала необходимо поместить человека в Б-жественном поле, четко определив его границы, а уж потом указать ему векторы движения в этом поле». О векторе движения человека в этом поле: «Страх перед Б-гом — основа всего этического поведения, он определяет направление вектора, сила любви к Б-гу — это длина вектора». Соломон пишет о пепле «красной телицы»: «все, участвовавшие в его приготовлении, сами становятся… ритуально нечистыми… Этого не мог понять даже мудрейший царь Шломо». Соломон предлагает: «Напрашивается аналогия с перемножением отрицательных чисел: минус на минус дает плюс». Отношение истории Ишмаэля к истории Ривки по Динкевичу — «кососимметричное».
Процитировав максиму раби Штайнзальца: «Талмуд, вероятно, единственная в мировой культуре священная книга, которая позволяет и даже призывает сомневаться в любом своем утверждении», Соломон предлагает прекрасное определение: «Иудаизм — учение скептиков».
И все же главная страсть Динкевича — это актуальность Торы сегодня, историчность ее учения. Поэтому, приведя слова: «Не с вами одними Я заключаю Союз этот… но и с теми, кого нет здесь с нами сегодня» (Дварим, 29:13–14), Соломон продолжает: «Этот Союз был заключен со всеми будущими поколениями сынов Израиля… Поэтому не может ни один еврей, где бы он ни жил, быть безразличным к происходящему сегодня в Израиле. Поэтому не может быть и никакого референдума об отказе от той или иной части Земли Израиля. Она принадлежит не только живущим сегодня в Израиле евреям. Она принадлежит ВСЕМ поколениям евреев: прошлым, настоящим и будущим, ибо всему еврейскому народу и на вечные времена отдана она Б-гом»  (выделено Динкевичем).
Слова Иешаягу (28:16): «Мы вступили в союз со смертью и с преисподней заключили договор… сделали мы обман убежищем своим и спрятались во лжи», однако «будет расторгнут союз ваш со смертью и договор ваш с преисподней не состоится», — Динкевич прямо относит к Ословским соглашениям.
Темам Холокоста, антисемитизма, исхода из СССР, современной истории евреев посвящен второй том «ЕИИ». Наша история органично входит в иудаизм.
Иудаизм Динкевича — это иудаизм интеллектуала, пришедшего к религии с багажом знания светских наук, метода мышления ученого, с энергией и страстью юноши, открывшего для себя истину. Может быть, поэтому выдающийся раввин современности Адин Штайнзальц назвал книгу Динкевича «уникальным произведением, написанным в духе иудаизма, и в то же время доступным для чтения и понимания любому читателю».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 9, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Борис Гулько

Иерусалим, Израиль
Все публикации этого автора