«Куда мне идти?» – этот вопрос задается в прекрасной еврейской песне, о которой пойдет речь в этой статье. Впрочем, судя по многочисленным звонкам в редакцию, читатели уже имеют ответ: «Обязательно пойдем на Ханукальный концерт газеты «Еврейский Мир».
С 1993 года этот ежегодный концерт стал доброй традицией нашей общины. Мы рады возможности вновь пригласить вас на праздник света и поделиться теплой и вдохновенной еврейской музыкой.
Многие с нетерпением ждут встречи с любимыми мелодиями и замечательными музыкантами. Это искрящиеся аранжировки клезмерского оркестра «От Азой» под руководством Ицхака бен Малкиеля, проникновенные и лирические хасидские мелодии в исполнении звезды еврейской эстрады Абиша Брода, возвышенные и одновременно зажигательные песни в исполнении известного певца, выпускника московской консерватории Григория Цацкиса; вы захотите пуститься в пляс, услышав Даниэля Бинского, яркий, искрящийся талант этой восходящей звезды завораживает зрителей, и, конечно же, как всегда с нами поющий раввин Пинхас Бобровский, однажды покоривший нас своим уникальным исполнением еврейских песен.
– «Куда мне идти?» – спрашиваем мы Пинхаса Бобровского. – Стоит ли в Хануку пойти на концерт еврейской музыки?
– Ханука – это праздник пробуждения и возрождения еврейской души. В каком-то смысле, из всех праздников именно Ханука является наиболее «нашим», то есть праздником советских евреев. Нам довелось на своем веку пробудиться от сна ассимиляции и вырваться на свободу, а процесс духовного возрождения и возвращения к своим корням продолжается и сегодня.
Многие все еще не знают иврита, не посещают уроков Торы и не понимают ее мудрых слов. Но когда мы слышим еврейскую мелодию, сердце екает, мы чувствуем свое родное, к которому тянулись всю жизнь, даже не осознавая этого.
В еврейской песне проявляется тоска по дому, по Израилю, в конце концов, по Б-гу, от Которого нас всеми силами отрывали. Нас приучили стесняться самих себя, смеяться над собой и своим еврейством. Но, несмотря на эту тьму, наши души тянулись и тянутся к свету, на который мы вас рады пригласить.
– Должен признаться, что еврейская песня оказала на меня большое влияние. Когда я впервые услышал «Хевену Шолом Алейхем» по «Голосу Израиля», то почувствовал что-то родное. Когда слушал еврейские песни у московской синагоги на праздник Симхас Тора, то был потрясен до глубины души, и это изменило мою жизнь.
– В этом нет ничего удивительного. Еврейская песня – это рассказ одной души, обращенный к душам слушателей. Любая песня, не только еврейская – это проявление духовного, иррационального в человеке. Как бы мы ни хотели втиснуть мелодии в известные шаблоны и каноны гармоний, превратить ее в рациональную арифметику, настоящая народная музыка всегда остается музыкой сердца, а не разума.
Например, венгерские народные песни… Многим эти песни вообще не покажутся музыкой. Но венгру они понятны. Еврейские же песни пробуждают наши еврейские души.
Великий скрипач и ассимилированный еврей Иегуди Менухин, вопреки принятым в Израиле законам, играл Вагнера. Но когда он исполнял еврейские мелодии, то сердца слушателей замирали. Ибо играл не разум, а его еврейская душа.
– Почему на еврейских концертах часто исполняются одни и те же песни?
– Недавно я шел по Брайтону. Из русского ресторана гремела музыка: «Купите папиросы», «Хава-Нагила», «Семь сорок»… Журналист Арнольд Малиевсий нашел этому явлению интересное название – «хаванагильщина еврейской культуры». Люди слышали эти песни тысячи раз, и все равно идут и слушают их вновь и вновь. Почему? Народу не важно, что поют, важно, что поют наши песни.
– Потому что они старые и любимые?
– Не думаю, что только по этому. Как-то на концерте я пел еврейские песни на идиш, которых никто из присутствующих никогда не слышал. Их принимали на ура. Знакомые и незнакомые еврейские мелодии встречают с радостью в одинаковой степени, потому что они радуют наши души.
Некоторые, с позволения сказать, критики, которые, кроме «хаванагильщины» ничего и не слышали, смеют утверждать, что еврейская песня себя исчерпала – не слышно новых.
Именно потому у новых песен есть дополнительный шарм, некий свет новизны. Новые песни – это свидетельство того, что народ Израиля жив! Люди слушают их и ощущают, что еврейская музыка продолжает развиваться.
– Когда вы говорите о новых песнях, вы имеете в виду хорошо забытые старые народные?
– Нет, я не имею в виду старые народные еврейские песни, которые были забыты и кто-то вдруг начинает их вновь исполнять. Многие еврейские песни на самом деле авторские. Эти песни стали народными, имена авторов забыты, а мелодии продолжают звучать. К счастью, и сегодня появляются авторские еврейские песни.
Написать новую песню непросто. Для этого необходимо прочувствовать мелодию, пропустить ее через себя. Если человек излагает что-то из глубины своего сердца, то такая мелодия достигает сердца слушателя, такие песни обязательно найдут свою аудиторию.
– Слушают ли еврейские песни молодые люди?
– В русскоязычной общине это проблема. Есть ужасный стереотип, что еврейская музыка, клезмерская – только для пожилых людей. Однако во всем мире – совсем не так. Клезмерская музыка переживает ренессанс и привлекает огромное число поклонников молодых людей во всем мире.
Недавно в Манхэттене с огромным успехом прошел фестиваль клезмерской музыки «КлезФест», на котором присутствовали тысячи молодых людей.
– Что особенно характерного в еврейской музыке, чем она привлекает слушателя?
– Есть такое труднопереводимое с идиш слово – «кнеч». В данном контексте кнеч – это изгиб, завитушка еврейской мелодии, то, что делает песню неповторимой. Звук не идет прямолинейно, а как бы изгибается, передавая неповторимость еврейской души.
– Какие песни будут Вами исполнены на концерте?
– Я исполню несколько новых песен, которые станут сюрпризом для слушателей. А из известных песен мне хочется отметить одну: «Ви а хин зол их гейн?» – «Куда мне идти?» В этой же песне дается и ответ на поставленный вопрос: «Исроел из майн хейм» – «Израиль – мой дом!» Эта песня была написана в Европе после ужасов Катастрофы, ее пели и в 50-е годы, направляясь во вновь созданное еврейское государство. Затем эта песня была забыта.
Хочу напомнить эту песню потому, что мне кажется, наша община нуждается не только в том, чтобы знать, откуда идти, но и задуматься, куда идти.
Когда-то в бывшем СССР, прощаясь с уезжающими евреями, пели песню «Йошка форт а век» – «Йошка уезжает». Эта грустная песня о том, как близкие провожают мальчика Йошку, которого забирают кантонистом в царскую армию на 25 лет. Этой песней отпускали евреев на свободу в Израиль или в Америку из советского рабства.