— Уважаемый рав Элиягу!
На Вашем сайте в разделе «Символы праздничной трапезы» на Рош Хашана, упомянуты лук-порей и морковь.
Укажите, пожалуйста, источник происхождения этих символов. Где можно прочесть об ахилат симаним (о символических блюдах) в праздник?
С уважением,
Хана, Израиль
— В Талмуде (трактат Критот — лист 6 и трактат Орайот — лист 12) великий Учитель Абайе (один из крупнейших Учителей Талмуда в Вавилоне; первая половина IV века) раскрыл нам, что часть нашей духовной работы в Новый год (Рош Хашана) — вкушение продуктов-символов, названия которых или вкус создает правильный настрой души в день, когда определяется наша судьба и судьба всего мира.
Среди этих продуктов-символов (на иврите во множественном числе — симаним), как указывает Абайе — и карти, название, которое часто переводится как «лук-порей». А также — финики, особая, мелкая белая фасоль, листья свеклы и еще два вида зелени, символические значения которых нам точно неизвестны. Ведь культивирование тех или иных растений, как известно, со временем меняется. А суть, как я уже говорил, в названии или во вкусе.
В более поздние века наши Учителя в странах, где растения были другими, добавили еще несколько видов симаним. В их числе и морковь. На иврите морковь — гезер, что созвучно слову гезера — «приговор» (съедая немного моркови, мы как бы выражаем просьбу о хорошем приговоре, решении Небес). На языке идиш это — мерен (больше). Тем самым выражается пожелание увеличить в следующем году количество добрых дел.
Отметим, что симаним можно есть и в сыром виде и приготовленными (вареными, печеными и т. д.).
Законы и обычаи вечерней трапезы в Рош Хашана достаточно подробно изложены в Шульхан Арухе (раздел Орах Хаим, параграф 583).
Опубликовал: Рав Элиягу ЭССАС