Во время работы в Мурманске, где Михаил Ивеницкий делал работу для одного из местных предприятий, он познакомился со своей будущей женой Мариной — бывшей малолетней узницей фашистского концлагеря в Финляндии.
В начале июня 1941 года мама отправила четырехлетнюю Марину из Мурманска на юг — к родственникам в районе Свирского монастыря, где было теплее, чем на берегах Ледовитого океана.
Когда началась война, мама поехала забрать дочь, но обратный путь перерезали прорвавшиеся немецкие войска. Затем этот район перешел под финскую юрисдикцию. В свидетельстве о рождении у Марины было записано: «отец — еврей, мать — финка». По немецким понятиям (дед со стороны матери был евреем), девочка была еврейкой. В результате Марину с мамой отправили вначале в концлагерь Голиковка на окраине Петрозаводска. Затем — в Финляндию на один из хуторов, где мать работала на лесоповале. Жили в тяжелых условиях, холод и голод. Но детей подкармливали солдаты, что спасло Марине и ее маме жизнь. В годы войны Марина заболела туберкулезом и чудом осталась жива.
В 1979 году семья Ивеницких иммигрировала в США. Вначале жили во Флориде, где им повезло с куратором — американской еврейкой Ширли Леман. Она вскоре нашла для Михаила работу у местного архитектора, а потом организовала заказ на изготовление эстампов для двух состоятельных евреев.
Чуть-чуть окрепнув на американской земле, Михаил Ивеницкий стал выставляться, чтобы его работы увидели зрители. Вступил в профсоюз работников сцены. Его приглашали на работу в киностудии и театры для изготовления декораций. Михаил иллюстрировал журнал «Тайм», книги, выполнял заказы фирм. Так семья Ивеницких обрела подлинную свободу и материальную независимость.
У Михаила Ивеницкого сохранились две работы — пейзажи, написанные в 15-летнем возрасте, остальное в его домашней коллекции — работы, начиная с 1979 года, созданные в США. Для меня пейзажи 1947 года, написанные мальчишкой, стали откровением.
Жаль, что «советская» судьба определила Ивеницкого как художника прикладного искусства. Но в Ленинграде, где после Второй мировой войны отказывали в прописке многим из вернувшихся с фронта и эвакуации евреям, поступить на живописное отделение Института им. И. Е. Репина было нереально.
В Америке, к сожалению, талант Михаила Ивеницкого как живописца оказался не реализованным…
Я с интересом рассматривал его высокопрофессиональные графические иллюстрации к событиям американской истории, рисунки с еврейскими образами и многое другое. Но душа художника — в его искрящихся натюрмортах, в одухотворенных пейзажах, в удивительно чистой и прозрачной живописи. Сейчас супруги Ивеницкие живут в Нью-Йорке в живописном районе Старрет-Сити. Работы художника находятся в Русском музее в Петербурге, в Музее русского искусства в Париже, Пекинском музее искусств, в Музее русского искусства в Нью-Джерси. Что еще нужно для счастья?
Опубликовал:
Во первых, дядя Миша жил в Нью-Йорке со второй женой, моей тётей Машей!
Во вторых, район Старет Ситий, один из самых неприятных районов Нью Йорка! Они получили квартиру с видом на городскую свалку как мало имущие.
Дядя Миша был УНИКАЛЬНЫМ человеком. К сожалению, он умер несколько лет назад.