О нашем рассеянии

Про­дол­же­ние. На­ча­ло в № 880

Из­брав ев­ре­ев из всех на­ро­дов и вы­ве­дя их из еги­пет­ско­го пле­на,

Г-сподь не рас­се­ял их по «ли­ку Зем­ли», но по­вёл в Зем­лю Обе­то­ван­ную, обе­щан­ную Им пра­от­цам на­шим, — Авра­а­му, Ицха­ку и Яако­ву. В 2488АМ (от Со­тво­ре­ния Ада­ма), т. е. в 1272 го­ду до н. э. всту­пи­ли ев­реи в эту зем­лю, зем­лю Ка­на­ан, ве­до­мые пре­ем­ни­ком и уче­ни­ком Мо­ше Иего­шуа бин Ну­ном. Семь лет ев­реи за­во­ё­вы­ва­ли эту зем­лю и ещё 7 лет де­ли­ли её меж­ду 12 ко­ле­на­ми Изра­и­ля, и ста­ла она на­зы­вать­ся «Эрец Исра­эль» — «Зем­ля Изра­и­ля».

Толь­ко в Эрец Исра­эль ста­ли ев­реи «цар­ст­вом свя­щен­ни­ков», ибо «из Си­о­на вый­дет То­ра и сло­во

Б-жье — из Иеру­ше­ла­и­ма» (Иеша­я­гу, 2:3). 850 лет жи­ли ев­реи на сво­ей зем­ле, не­ся на­ро­дам сло­во Б-жье, пе­ре­дав им «Семь за­по­ве­дей сы­нам Но­а­ха» и при­ни­мая к се­бе при­шель­цев и про­зе­ли­тов (лю­дей раз­ных рас и на­ци­о­наль­нос­тей, пе­ре­шед­ших в ев­рей­ст­во, прой­дя ги­юр по Га­ла­хе). Пер­вые 394 го­да из­вест­ны как «пе­ри­од су­дей», ибо су­дьи сто­я­ли во гла­ве Изра­и­ля. По­сле­ду­ю­щие го­ды — «пе­ри­од ца­рей». Пер­вым ев­рей­ским ца­рём был Ша­ул, сын Ки­ша из ко­ле­на Би­нья­ми­на. Его сме­нил Да­вид, сын Ишая из ко­ле­на Иуды. Он за­во­е­вал Иеру­са­лим и сде­лал его сто­ли­цей в 2892АМ т. е. в 868 го­ду до н. э. Тре­тий царь — Шло­мо, сын Да­ви­да, по­стро­ил Храм в 2928АМ (832 го­ду до н. э.).

Храм Шло­мо прос­то­ял 410 лет. В 3338АМ (422 г. до н. э.), по­сле по­лу­то­ра­го­до­вой оса­ды, ва­ви­лон­ский царь На­ву­хо­до­но­сор за­хва­тил Иеру­са­лим и 9 ава сжёг Храм. За три гре­ха ев­ре­ев, утвер­ж­да­ет Тал­муд, был раз­ру­шен Пер­вый Храм: за идо­ло­пок­лон­ст­во, за убий­ст­ва и за раз­врат — за­пре­щён­ные То­рой сек­су­аль­ные от­но­ше­ния. Мно­гие знат­ные жи­те­ли Иеру­са­ли­ма бы­ли каз­не­ны и бо­лее 150 ты­сяч ев­ре­ев уве­де­ны в ва­ви­лон­ское пле­не­ние. Часть ев­ре­ев — глав­ным об­ра­зом прос­то­лю­ди­ны, оста­лись в Эрец Исра­эль. Уве­дён­ные в Ва­ви­лон ев­реи жи­ли там сво­ей об­щин­ной жиз­нью и с дру­ги­ми на­ро­да­ми им­пе­рии не сме­ши­ва­лись (Кни­га Эстер, 3:8). Так воз­ник пер­вый га­лут в на­шей ис­то­рии. Об этом пред­у­преж­дал ев­ре­ев Мо­ше (Два­рим, 4:25-27): «Ког­да ро­дят­ся у те­бя де­ти и вну­ки, и, дол­го про­жив на (сво­ей) зем­ле, раз­вра­ти­тесь вы и сде­ла­е­те из­ва­я­ние ка­ко­го-ли­бо об­ра­за, и сде­ла­е­те злое в гла­зах Б-га Все­силь­но­го ва­ше­го, то… рас­се­ет вас Б-г сре­ди на­ро­дов, и оста­не­тесь вы ма­ло­чис­лен­ны­ми сре­ди на­ро­дов, к ко­то­рым уве­дёт вас Б-г».

Че­рез 70 лет мно­гие ев­реи вер­ну­лись на ро­ди­ну в Эрец Исра­эль (бы­ло три «алеи» (ивр.), три вол­ны воз­вра­ще­ния) и сра­зу же при­ня­лись от­стра­и­вать Храм. Вто­рой Храм — Храм Эзры и Не­ха­мии, ав­то­ров двух по­след­них книг ТАНАХа. Сна­ча­ла это бы­ло срав­ни­тель­но не­боль­шое со­ору­же­ние, но в 3740АМ (в 20 го­ду до н. э.) царь Ирод (Гор­дос, ивр.) пред­при­нял гран­ди­оз­ную ре­кон­ст­рук­цию Хра­ма, для че­го су­щес­т­вен­но рас­ши­рил Хра­мо­вую го­ру, воз­ве­дя по её пе­ри­мет­ру мощ­ную под­пор­ную сте­ну. Со­хра­нив­ша­я­ся до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни за­пад­ная часть её из­вес­т­на как Сте­на Пла­ча (Ко­тель — на ив­ри­те), по­ра­жа­ет сво­ей мо­ну­мен­таль­нос­тью и яв­ля­ет­ся свя­ты­ней ев­рей­ско­го на­ро­да.

Вто­рой Храм был при­зван объеди­нить на­род, ев­ре­ев мет­ро­по­лии и ди­ас­по­ры. Каж­дый ев­рей, про­жи­ва­ю­щий вне Эрец Исра­эль, хоть раз в жиз­ни со­вер­шал па­лом­ни­чес­т­во в Храм. В это вре­мя в ди­ас­по­ре уже су­щес­т­во­ва­ли си­на­го­ги, где ев­реи мо­ли­лись в ми­нья­не (в груп­пе из не ме­нее де­ся­ти муж­чин стар­ше 13 лет), а де­ти учи­лись в шко­лах (при си­на­го­гах). И три ра­за в го­ду со­би­ра­лись ев­реи в Хра­ме: в Пе­сах, в Ша­ву­от и в Сук­кот, при­но­ся праз­д­нич­ные жер­т­вы Твор­цу. По­се­ще­ние Хра­ма да­ва­ло ев­ре­ям воз­мож­ность ощу­тить при­сут­ст­вие

Б-га и по­чув­ст­во­вать се­бя еди­ным на­ро­дом. Вто­рой Храм прос­то­ял 420 лет и был раз­ру­шен рим­ски­ми ле­ги­о­не­ра­ми бу­ду­ще­го им­пе­ра­то­ра Ти­та в 3828 АМ (68 го­ду н. э.) так­же 9 ава, как и Пер­вый Храм. Бо­лее мил­ли­она ев­ре­ев по­гиб­ли в те­че­ние Иудей­ской вой­ны ев­ре­ев с Ри­мом, про­дол­жав­шей­ся око­ло 3-х лет. Де­сят­ки ты­сяч ев­ре­ев бы­ли об­ра­ще­ны в раб­ст­во и уве­де­ны в Рим и дру­гие го­ро­да им­пе­рии. Но толь­ко по­сле по­дав­ле­ния им­пе­ра­то­ром Андри­а­ном вос­ста­ния Бар-Кох­бы в 3895АМ (135 г. н. э.) Иеру­са­лим был раз­ру­шен до ос­но­ва­ния, а Хра­мо­вая го­ра пе­ре­па­ха­на.

За что был раз­ру­шен Вто­рой Храм? — спра­ши­ва­ет­ся в Тал­му­де, и да­ёт­ся от­вет: за бес­при­чин­ную не­на­висть ев­ре­ев друг к дру­гу. На­род пе­ре­стал осоз­на­вать се­бя еди­ным, и Храм, це­мен­ти­ро­вав­ший это един­ст­во и слу­жив­ший цен­т­ром ре­ли­ги­оз­ной, эко­но­ми­чес­кой, куль­тур­ной и юри­ди­чес­кой жиз­ни на­ро­да, был раз­ру­шен. С раз­ру­ше­ни­ем Хра­ма на 19 ве­ков пре­кра­ти­лась ев­рей­ская го­су­дар­ст­вен­ность в Эрец Исра­эль и рез­ко ослаб­ла связь меж­ду мет­ро­по­ли­ей и ди­ас­по­рой, меж­ду от­дель­ны­ми об­щи­на­ми, про­жи­вав­ши­ми во мно­гих стра­нах Рим­ской им­пе­рии.

Итак, рас­се­я­ние ев­рей­ско­го на­ро­да по «ли­ку Зем­ли» слу­чи­лось по­сле 13 ве­ков про­жи­ва­ния на сво­ей зем­ле в Эрец Исра­эль. Оно от­нюдь не яв­ля­ет­ся эле­мен­том или след­ст­ви­ем на­шей из­бран­нос­ти. За гре­хи на­ши бы­ли мы из­гна­ны с род­ной зем­ли, а зем­ля под­вер­г­лась опус­то­ше­нию. Ско­рее на­шей из­бран­нос­тью, тем, что не оста­ви­ли мы Б-га и дан­ную Им То­ру, мож­но объяс­нить то, что со­хра­ни­лись мы в рас­се­я­нии не­смот­ря на все ужа­сы, ли­ше­ния и ка­тас­т­ро­фы, ко­то­рым под­вер­гал­ся наш на­род на про­тя­же­нии 2000 лет. И мы вы­жи­ли. «Вот уже ско­ро 2 ты­ся­чи лет, как сто­ит она — вы­со­кая мо­гу­чая Ки­тай­ская сте­на и от­де­ля­ет внут­рен­ний ев­рей­ский ми­рок от все­го осталь­но­го окру­жа­ю­ще­го ми­ра» (Шо­лом-Алей­хем. Пре­ди­сло­вие к пер­во­му со­бра­нию со­чи­не­ний на рус­ском язы­ке).

«Да­же ес­ли бу­дут из­гнан­ни­ки твои (Изра­иль) на краю не­ба, то и от­ту­да со­бе­рёт те­бя Б-г Все­силь­ный твой… и при­ве­дёт те­бя Б-г Все­силь­ный твой в стра­ну, ко­то­рой овла­де­ли от­цы твои, и овла­де­ешь ею», — обе­ща­ет Мо­ше ев­ре­ям на­ка­ну­не за­во­е­ва­ния Эрец Исра­эль (Два­рим, 30:4-5), Тво­рец сдер­жал сло­во, дан­ное Мо­ше ев­ре­ям на бе­ре­гу Иор­да­на, и ев­рей­ское го­су­дар­ст­во — Го­су­дар­ст­во Изра­иль вновь су­щес­т­ву­ет в Эрец Исра­эль.

Не зна­ет это­го Со­лже­ни­цын, не дал се­бе тру­да по­зна­ко­мить­ся с на­шей ис­то­ри­ей, огра­ни­чил­ся обиль­ны­ми ссыл­ка­ми на ста­тьи в «свет­ском» жур­на­ле «22». Ну а не зная ис­то­рии, он, ни­что­же сум­ня­ше­ся, за­ме­ня­ет на­шу б-го­из­б­ран­ность на «прос­тую уни­каль­ность» в ис­то­рии и не оста­нав­ли­ва­ет­ся пе­ред тон­ким уда­ром: «Чут­че ев­ре­ев, я ду­маю, нет на­ро­да во всём че­ло­ве­чес­т­ве. Ещё толь­ко пер­вые мо­ле­ку­лы тле­ния ис­пус­ка­ет го­су­дар­ст­вен­ный или об­щес­т­вен­ный ор­га­низм — уже ев­реи от не­го от­ки­ды­ва­ют­ся, хо­тя бы­ли до­се­ле при­вер­же­ны, уже — от­рек­лись от не­го». (Нет что­бы прос­то и яс­но оскор­бить нас — мол, по­доб­но кры­сам, ев­реи пер­вы­ми бе­гут с ко­раб­ля, хо­тя течь в нём ещё толь­ко на­ме­ча­ет­ся. Так на те­бе — вы­со­кий «гиш­пан­ский» стиль.)

К проб­ле­ме ев­ре­ев в рас­се­я­нии Со­лже­ни­цын воз­вра­ща­ет­ся вновь в по­след­ней гла­ве всей кни­ги (гла­ва 27 «Об ас­си­ми­ля­ции»). Он пред­ла­га­ет, хо­тя в скоб­ках и как бы меж­ду про­чим, свою ин­тер­пре­та­цию тер­ми­нов «га­лут» и «ди­ас­по­ра», по­ла­гая, что уточ­ня­ет суть пре­бы­ва­ния ев­ре­ев в рас­се­я­нии. «Га­лут, — пи­шет он, — (это) из­гна­ние. Да­же до се­ре­ди­ны ХХ ве­ка в ив­ри­те не бы­ло сло­ва для обо­зна­че­ния «ди­ас­по­ры» как пре­бы­ва­ния в доб­ро­воль­ном рас­се­я­нии (вы­де­ле­но мною. — С. Д.), но лишь «га­лут» как из­гна­ние».

Дей­ст­ви­тель­но, с мо­мен­та воз­ник­но­ве­ния «Го­су­дар­ст­ва Изра­и­ля» (та­ков пра­виль­ный пе­ре­вод ив­рит­ских слов «Мед­инат Исра­эль», что зна­чит «Го­су­дар­ст­во ев­ре­ев», по­доб­но «Ам Исра­эль» — «На­род Изра­и­ля») на­ше пре­бы­ва­ние в рас­се­я­нии ста­ло доб­ро­воль­ным (за ис­клю­че­ни­ем ев­ре­ев в быв­шем СССР, сво­бод­ный вы­езд из ко­то­ро­го по­тре­бо­вал тя­жё­лой мно­го­лет­ней борь­бы). Бо­лее то­го, в со­от­вет­ст­вии с «За­ко­ном о воз­вра­ще­нии», каж­дый ев­рей яв­ля­ет­ся по­тен­ци­аль­ным граж­да­ни­ном Изра­и­ля. Но к сло­вам «га­лут» и «ди­ас­по­ра» это не име­ет ни­ка­ко­го от­но­ше­ния. Иврит­ское сло­во «га­лут» про­ис­хо­дит от «ле­га­лот» — «ого­лять»: из­гна­ние ев­ре­ев из Эрец Исра­эль бы­ло «ого­ле­ни­ем» стра­ны и зем­ли. И сло­во «га­лут» пер­во­на­чаль­но озна­ча­ло из­гна­ние ев­ре­ев в Ва­ви­лон. Поз­д­нее оно при­об­ре­ло смысл пре­бы­ва­ния, про­жи­ва­ния ев­ре­ев вне Зем­ли Изра­и­ля — в рас­се­я­нии. «Ди­ас­по­ра» — гре­чес­кое сло­во, озна­ча­ю­щее «рас­се­я­ние». Иврит­ский «га­лут» и гре­чес­кая «ди­ас­по­ра», та­ким об­ра­зом, си­но­ни­мы, и при­ла­га­тель­ное «доб­ро­воль­ное» в рав­ной сте­пе­ни от­но­сит­ся (и не от­но­сит­ся) к обо­им сло­вам. За­ме­тим в за­клю­че­ние, что иуда­изм го­во­рит о 2-х ви­дах га­лу­та: о «ду­хов­ном» га­лу­те — га­лу­те Шхи­ны (Шхи­на — ощу­ще­ние при­сут­ст­вия Б-га) и о «фи­зи­чес­ком» га­лу­те — на­хож­де­нии вне Эрец Исра­эль. Ду­хов­ным га­лу­том мож­но стра­дать и в Зем­ле Изра­и­ля, се­го­дня его ис­пы­ты­ва­ют мно­гие из­ра­иль­тя­не, вклю­чая все де­мо­кра­ти­чес­ки из­бран­ные пра­ви­тель­ст­ва.

Про­дол­же­ние сле­ду­ет

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора