В конце прошлой статьи я высказал «провокационное» утверждение о том, что экономический кризис является началом сценария десяти египетских казней. У этого утверждения есть интересный лингвистический комментарий.
Первая казнь на иврите называется «дам». Это слово имеет два перевода, первый — «кровь», второй — «деньги».
Обсуждая эту идею со своими учениками, я, естественно, столкнулся с пожеланием ко мне доказать это утверждение.
В светской прессе вы вряд ли встретите подобный способ рассуждений. И здесь мы с вами разберемся в одной из важнейших еврейских идей.
В иудаизме есть понятие «свобода выбора». Одно из ее проявлений — это свобода выбора интерпретации произошедшего события.
Приведем примеры, связанные с Торой.
Когда Тора описывает разрушение Сдома, ученые говорят, что Сдом находился на геологическом разломе, и там произошло землетрясение.
Когда Тора описывает переход евреев через море — ученые утверждают, что это был очень сильный ветер, который отогнал воду.
Сама Тора в эти события вкладывает другой смысл, связанный с
Б-жественным замыслом.
Еврейская мистика утверждает, что в конце дней еврейский народ должен будет пережить еще одно избавление (геула), подобное выходу евреев из Египта.
И многие события в нашей жизни мы сможем лучше понять, сравнивая их с описанием Исхода.
Но будет одно очень принципиальное различие.
Говорят мудрецы, что выход из Египта — это детство народа, а последняя геула будет происходить в эпоху взросления народа. В чем суть различий?
Согласно еврейским принципам воспитания детей, мы считаем, что маленький ребенок находится под полным контролем своего животного начала, и мы не можем предоставить ему полную свободу выбора. Мы (родители и школа) должны заставлять его делать вещи, которые он бы сам не сделал. Простейший пример — родители перед едой не даст ребенку выбирать между котлетой и конфетой, понимая, что ребенок выберет конфету. Мы заставляем его сначала съесть то, что полезно, но не столь «привлекательно».
Взрослый человек уже сам сможет сделать выбор и не будет бросаться на конфеты, даже если он может позволить себе купить целый магазин.
Как Тора оценивает десять египетских казней? Как «жесткое» и однозначное доказательство вмешательства Вс-вышнего. Все казни были проведены так, чтобы и египтяне, и евреи сказали: «Да! Это рука
Б-га!».
С помощью явных чудес Вс-вышний отобрал у евреев (как у детей) свободу выбора интерпретации. После разрушения Первого Храма все человечество (не только евреи) перешло из эпохи «мифологии» в более «взрослую» эпоху «философии».
Исчезли явные чудеса, Б-г стал проявлять себя, только скрываясь за событиями, имеющими возможную природную интерпретацию (см. историю Пурима).
Чудом стали называть совпадения, особенно когда их вероятность очень мала и когда в них присутствует смысл.
Все это будет применимо к геуле последних дней, предназначенной «взрослому» человечеству.
Вс-вышний будет повторять сценарий Исхода, но все это будет скрыто в форме, позволяющей свободу интерпретации. И по определению невозможно доказать, что событие имеет именно такой духовный смысл. Нам дана свобода выбора — соглашаться или отвергать мнения мудрецов по поводу событий.
Самое главное — понять, в чем смысл (message) события.
Целью десяти казней (на уровне послания нам) было освободить духовное начало от монопольной погони за материальными ценностями.
Когда во время последнего кризиса миллиардные капиталы мгновенно улетучились — это знак, что Вс-вышний ожидает от нас серьезной «заинтересованности в духовном развитии».
Мы имеем возможность отказаться от такого понимания, но тогда — Тора предупреждает нас, что впереди еще девять казней.
Если же мы правильно поймем послание, то перейдем в духовную реальность, и Вс-вышнему не потребуется продолжение казней.
Кстати, в конце истории с казнями египтяне добровольно вручили евреям золото и серебро.
Как это интерпретировать? Об этом — в следующих статьях.