Готовые пожертвовать всем за право быть евреями

Продолжение.

Начало в № 871

В семье латиноамериканских стран Перу по праву считается уникальной жемчужиной. И действительно, перуанцам есть чем гордиться.

Во-первых, на перуанской территории сохранилось больше всего удивительных археологических комплексов Южной Америки. Это и руины древних культур Чавин, Уари, Наска, Паракас, это удивительные постройки инков с их астрономическими обсерваториями и, конечно же, знаменитый «Затерянный город инков» — скрытый в горах Мачу-Пикчу. Благодаря тому что местное население до сих пор с трепетом относится к своим реликвиям и не дает туристам праздно шататься по ним толпами, бoльшая часть комплексов до сих сохранила атмосферу глубокой древности. Во-вторых, эта небольшая страна поражает своим ландшафтом, сочетающим в себе и высокие пики Анд, и непроходимую сельву Амазонии, и высокогорные плато вокруг озера Титикака, и пустыни океанского побережья.

Но сейчас речь пойдет о феномене евреев из верховьев Амазонки в гористой части северо-востока Перу.

Их далекие предки приносили жертвы богу Пачакамаку, а деды были рьяными католиками. Сами они прошли гиюр и стали евреями. Их дети теперь ничем не выделяются среди своих сверстников в школах, армии и университетах.

В небольшом перуанском городе Кахимарка существовала сравнительно большая колония перуанцев, принявших иудаизм или готовившихся к гиюру. Среди них — состоятельные и нуждающиеся, городские жители и крестьяне, чистокровные индейцы и выходцы из смешанных семей, в которых текла испанская кровь. Себя они называют Бней-Моше — «сыны Моисея», и держатся особняком.

Известно о них немного. Бней-Моше появились в Кахимарке в 1961 году, их лидером был Сегундо Вильнуэва, принявший впоследствии еврейское имя Зрубавель Цадкия и живущий ныне в Израиле. Известно также, что, будучи подростком, Вильнуэва получил от отца Танах с напутствием хранить его и изучать, так как «Книга эта — истинная». После прочтения Танаха и изучения иудаизма Вильнуэва не только сам перешел в еврейство, но и собрал вокруг себя многочисленных последователей. Именно это обстоятельство и является, пожалуй, главной загадкой в истории «сыновей Моисея».

Согласно одной из версий, в районе Кахимарки традиционно проживали потомки маранов, пытавшихся соблюдать, вопреки угрозам папского престола, обычаи своих прадедов. Можно предположить, что Сегундо Вильнуэва принадлежал к одному из этих семейств.

Значительно труднее понять, каким образом ему удалось так быстро убедить в своей правоте десятки других жителей Кахимарки, многие из которых были индейцами. И почему потомки маранов, если они так успешно смогли уберечь от гибели еврейское наследие в Перу, оказались совершенно неспособными сделать это в других местах? Предположение о том, что маленькая и сформировавшаяся только в конце XIX столетия еврейская община Лимы могла хоть сколько-нибудь повлиять на племена, живущие в отдаленных горных районах Северного Перу, исключается полностью.

Мне кажется наиболее вероятной причиной принятия иудаизма индейцами из Кахимарки — связь с христианами-евангелистами. Дело в том, что в 1954 г. местные индейцы отошли от ортодоксального католичества и присоединились к группе радикально настроенных евангелистов, по своим взглядам и представлениям дружелюбно относящихся к евреям — создателям Моисеева Пятикнижия. Вместе с евангелистами они читали Пятикнижие и еврейских пророков, изучали иврит. Часть местных индейцев полностью изменили привычный образ жизни и, подобно своим новым единомышленникам, стали убежденными вегетарианцами.

Тем не менее, протестантский фундаментализм оказался не конечной станцией, а лишь промежуточной остановкой в их духовной эволюции. Евангелисты — последний барьер на пути разрыва с христианством. Барьер этот был преодолен спустя семь лет, когда братья Вильнуэва решили оставить евангелистов и создать собственную общину, основывающуюся исключительно на еврейских заповедях и традициях. Постепенно к братьям Вильнуэва присоединялись все новые жители Кахимарки, считавшие себя евреями.

В 1967 году их община насчитывала уже двести человек. Как и следовало ожидать, появление «еврейской» секты в Кахимарке не осталось незамеченным. Местные жители с их суровым укладом жизни, богобоязненностью и предрассудками ревниво и болезненно воспринимали любые, даже незначительные отступления от общепринятых норм. Они могли простить уход от христианской веры одному «сумасшедшему», но появление двух сотен сектантов выглядело уже покушением на церковь и местные традиции. Столкнувшись с неприязнью и ожесточением земляков, братья Вильнуэва вместе со своими единомышленниками покинули Кахимарку и отправились в джунгли Амазонки. Там они создали поселение, которое по стилю бытия и образу поведения оказалось чем-то средним между кибуцем и иешивой.

Чередуя сельскохозяйственные работы с изучением Танаха, они достигли определенных высот в познании иудаизма и решили, что достойны наконец вести диалог с истинными евреями, о которых до тех пор знали только понаслышке. В 1969 году сефардский раввин Авраам Бен-Хамо из Лимы, прослышавший о «странных людях», готовых пожертвовать чем угодно за право быть евреями и бежавших от своих соотечественников в дебри Амазонки, решил во что бы то ни стало установить с ними контакт. Старания его увенчались успехом. Бен-Хамо стал первым евреем, открывшим миру перуанских сектантов и поведшим их за собой в талмудический иудаизм.

Однако любое познание имеет, как известно, оборотную сторону. Чем больше приобщались последователи Вильнуэва к еврейской мудрости, тем сильнее становились разногласия между ними в том, каким путем надо следовать дальше. Время единения, согласия и первопроходческого энтузиазма осталось позади. Начался новый этап, требовавший новых решений.

Часть группы отказалась безоговорочно принять ортодоксальный иудаизм. Другая, во главе с Виктором Чико, не желая более скрывать свои убеждения и вести отшельнический образ жизни, вернулась в «большой мир» — в Кахимарку. Большинство также оставили джунгли, но не пожелали жить среди своих бывших единоверцев-католиков и поселились в заброшенном маленьком селении Эль-Мильгаро, расположенном всего в восьми километрах от Кахимарки. Если говорить об элементарных удобствах, то трудно было найти что-нибудь менее приспособленное для цивилизованной жизни, чем эта индейская деревушка. Здесь не было ни электричества, ни водопровода, сообщение с городом сводилось к минимуму, а о такой роскоши, как почта и телеграф, вообще говорить не приходилось. Впрочем, Сегундо Вильнуэва и его сподвижников испытания не пугали, а общения с внешним миром они не искали. Напротив, в них росла убежденность, что, преодолевая трудности, они еще больше закаляют свою веру. Все свои силы они направляли не столько на создание комфортных для себя условий, сколько на изучение иудаизма. Спустя несколько лет после их прибытия в Эль-Мильгаро там появилась синагога. Выстроенная без всякой помощи со стороны, она стала предметом гордости маленькой общины, хотя и не спасла ее от дальнейшего раскола.

Спустя некоторое время брат Сегундо, Оливьеро Вильнуэва, отправился с несколькими десятками человек в Лиму и основал там крохотную общину. Оливьеро уже мечтал о чем-то большем, чем формальный переход в еврейство. Его наивысшей целью была репатриация в Израиль. А для этого ему надо было выйти на израильских раввинов и чиновников. С помощью все того же Бен-Хамо, восторженно пестовавшего своих подопечных, Оливьеро установил связь с израильским посольством в Лиме. Но прерогатива выступать перед израильтянами в качестве представителя общины выпала не Оливьеро, а уже упомянутому выше Виктору Чико из Кахимарки.

Пока Сегундо Вильнуэва возводил синагогу в Эль-Мильгаро, а его брат завязывал знакомства с израильскими раввинами и дипломатами, Виктор Чико, преодолевая неприязнь жителей Кахимарки, сумел создать общину в триста человек и не без основания заявить о своем праве выступать от имени всех евреев Перу. В 1981 году он как полномочный посол общины и ее лидер отправился в Иерусалим. Вернулся Чико с восторженными рассказами, фотографиями израильских синагог, песнями и видеокассетами. С этого момента вопрос о репатриации «сынов Моисея» в Землю Обетованную был решен.

Продолжение следует

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Виктор Снитковский

Все публикации этого автора