Герои известные и неизвестные

Исторические даты порой хранят в себе глубочайшие тайны. Вот одна из них.

Ровно 75 лет назад, в феврале 1934 года, советский ледокол «Челюскин», плывший из Мурманска с целью освоения полярных трасс, был в Чукотском море раздавлен льдами. Полярная экспедиция, руководимая Отто Юльевичем Шмидтом, высадилась на лед. И тогда, по указанию Сталина, группа советских летчиков спасла терпящих бедствие полярников. За этот подвиг семи летчикам — Водопьянову, Каманину, Доронину, Молокову, Слепневу, Леваневскому и Ляпидевскому — было присвоено звание Героя Советского Союза, впервые учрежденное в СССР.

Так история выглядела в официальной версии. Но, как выясняется, имеются кое-какие подробности и детали, которые не вписались в этот официальный вариант.

Ну, во-первых, «Челюскин» не был ледоколом. Он был обычным пароходом, построенным в Дании по заказу Советского Союза. Может быть, поэтому, попав в полярные льды, он был смят в лепешку и затонул.

Во-вторых, «Челюскин» в этом плавании был не один. Он шел к месту назначения вместе с пароходом «Пижма», о котором тогда не сообщалось ни слова. И это понятно: ведь в трюмах «Пижмы», наскоро переоборудованных под тюрьму, находились две тысячи заключенных под строгой охраной. На «Челюскине» же были в основном члены семей охранников. Многие совершали плавание вместе с детьми (одну девочку мама родила как раз во время прохода по Карскому морю. В честь этого новорожденную назвали Кариной).

Заключенных транспортировали на Чукотку для работы на оловянных рудниках, поскольку на этом дальневосточном полуострове было найдено олово, в котором тогда остро нуждалась советская держава. Надо сказать, что среди зэков были не только уголовники, но и большая группа политзаключенных.

По поводу трагической гибели «Челюскина» до сих пор ведутся научные исследования, выпускаются книги. Особенно активно ученые работают в наши дни, когда открываются архивы.

Вот что, в частности, рассказал в Интернете один из исследователей челюскинской эпопеи — кандидат филологических наук Эдуард Белимов, живущий ныне в Израиле.

Как выяснил Белимов, вначале пароход «Пижма», который вез заключенных, застрял среди льдов и торосов. В это время «Челюскин» продолжал идти вперед, так что расстояние между ними превысило 30 километров. Обеспокоенный начальник конвоя Кандыба приказал охранникам вывести на лед аэросани. В конце концов аэросани с погруженными на них заключенными догнали челюскинцев, которые к тому времени уже находились в палатках ледового лагеря.

О случившемся было доложено Сталину. Узнали о гибели «Челюскина» и американцы. Президент Франклин Рузвельт предложил помочь Советскому Союзу в спасении потерпевших. Но Сталин категорически отказался от американской помощи. Он приказал спасать челюскинцев своими силами.

Но проблема, рассказывает далее Э. Белимов, заключалась не только в помощи челюскинцам. Возник вопрос: что делать с двумя тысячами заключенных, которые плыли на «Пижме» и теперь оказались в беспомощном положении на полярном льду?

Да, советские летчики совершили подвиг, они спасли высадившихся на лед челюскинцев, получив, как уже сказано выше, геройские звания. Что же касается заключенных с «Пижмы», то их под конвоем НКВД отправили к месту назначения — в порт Певек для работы на оловянном руднике Чукотки.

Но вот что явилось полной неожиданностью: зэки, почувствовав возможность побега, постарались его осуществить. Некоторые из них из последних сил добрались по льду до Аляски и таким образом попали прямиком в Америку. Конечно, часть беглецов погибли в пути, но остальные остались живы и получили американское убежище. Сколько было тех и других — никому неизвестно. Дело, как говорится, темное, история об этом умалчивает. Молчат и архивы, где должны храниться такого рода документы. Во всяком случае, не зря осенью 1934 года, через полгода после челюскинской эпопеи, было принято постановление советского правительства «Об ужесточении мер в отношении лиц, предпринимающих попытки незаконного перехода границы». Такое преступление каралось высшей мерой наказания. Но как быть с теми, кто все-таки убежал? В этом случае ответственность перекладывалась на близких родственников: «за попустительство и беспечность» им полагалось 10 лет лагерей строгого режима.

Подробно рассказав обо всем этом, Эдуард Белимов в заключение приводит телефонный разговор, происшедший спустя 46 лет после трагедии, в 1980 году. В ленинградской квартире человека, которому в то время уже было 50 лет и который в период челюскинской эпопеи маленьким мальчиком был спасен из ледового плена, зазвонил телефон. Ленинградского жителя звали Яков Самойлович. Он поднял трубку и услышал, что ему звонит… его родной отец. И откуда? Из Америки!

Оказывается, отец Якова Самойловича как раз и был одним из тех политзаключенных, которые когда-то сбежали на Аляску с утонувшей «Пижмы».

Но разве эти люди, которые тогда смогли по льду с неимоверным трудом добраться до американской земли, не заслужили высокого звания Героев? Разумеется, не Советского Союза.

К сожалению, их имена остались неизвестными.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора