Сказание о мирьям горькой

Кончиной Йосефа завершилась эпоха Праотцев. Сегодняшний раздел, первый в книге «Шмот», начинается с рассказа о закабалении евреев в Египте. Боясь их быстрого численного роста, фараон велит повитухам убивать новорожденных еврейских мальчиков, но его приказ не выполняется. Тем временем у Йохевед и Амрама из колена Леви рождается Моше, будущий предводитель, законоучитель и величайший пророк Израиля. Стремясь спасти младенца от неминуемой гибели, мать кладет его в просмоленную корзину и пускает по течению Нила. Ребенка находит дочь фараона. Она усыновляет его и, по предложению Мирьям, сестры Моше, берет в кормилицы мать ребенка Йохевед. Проходят годы. Однажды молодой египетский принц Моше становится свидетелем того, как египтянин жестоко бьет еврея. Моше убивает египтянина и, спасаясь от возмездия, бежит в страну Мидьян. Там он выручает из беды дочерей местного священника Итро и женится на одной из них — Ципоре. У горящего, но не сгорающего куста Б-г открывается Моше и поручает ему вывести евреев из Египта в Эрец Исраэль. Моше возражает: евреи не поверят, что он — посланник Вс-вышнего. Тогда Б-г укрепляет репутацию пророка тремя сверхъестественными знамениями. Моше жалуется на свой речевой дефект, и Б-г назначает брата Моше, Аарона, его помощником. Братья встречаются в Египте и вместе идут к фараону, чтобы от имени Б-га потребовать: «Отпусти народ мой!» Фараон категорически отказывается выполнить ультиматум, отвергает Б-га и усиливает эксплуатацию еврейских рабов. Те обвиняют Моше в безответственном поведении, но Б-г заверяет пророка, что все идет по намеченному плану: процесс освобождения только начинается.

Большинство великих еврейских женщин, стоявших у истоков нашей истории, известны как праведные и верные жены отцов-основателей нации: Сара, Ривка, Рахель, Лея, Ципора.

Но есть среди них и подлинные героини — яркие, самобытные личности, порой затмевавшие мужчин. Достаточно назвать мать Моше-рабейну Йохевед, судью-воительницу Двору и царицу Эстер, спасшую евреев Персидской империи от тотального уничтожения.

Однако даже на их фоне заметно выделяется Мирьям, старшая сестра Моше-рабейну. Она не только участвовала в формировании еврейского народа вместе со своими младшими братьями Аароном и Моше, но и, еще будучи ребенком, четырежды спасала будущего спасителя нации. Короче, если бы не она, Моше мог попросту не родиться, а если бы даже и родился, то наверняка погиб бы в младенчестве.

Кто же такая Мирьям? Само ее рождение тесно связано с важными историческими событиями. Она появилась на свет в то самое время, когда египтяне начали закабалять евреев. Именно поэтому ее назвали Мирьям, от слова «мар», горькая.

Мирьям впервые отличилась еще в младенчестве. Мудрецы Талмуда сообщают, что две повитухи, Шифра и Пуа, упоминаемые в сегодняшнем разделе, это не кто иные, как Йохевед и ее маленькая дочь Мирьям. Фараон велел им умерщвлять еврейских мальчиков при родах. Но, как свидетельствует Тора, повитухи «страшились Б-га» больше, чем могущественного фараона. Они не только игнорировали людоедский приказ египетского правителя, но и фактически «помогали детям остаться в живых». И Б-г защитил повитух, поддержав их алиби («ведь еврейки не похожи на египтянок… прежде чем к ним придет повитуха, они рожают») — плодовитость еврейских женщин резко возросла, и повитухи не успевали принимать роды.

Другим важным событием, в котором Мирьям сыграла центральную роль, стал развод и последующее воссоединение ее родителей. Отделившись от жены, Амрам, отец Мирьям, сказал в свое оправдание: «Зачем зря рожать детей? Все равно египтяне утопят их в реке».

Маленькая Мирьям решительно возразила: «Фараон убивает только мальчиков, а ты, отец, распространяешь сей указ и на девочек». Ведь Амрам был одним из лидеров колена Леви, будущих служителей Храма. Многие левиты наверняка последовали бы его примеру и развелись со своими женами. И тогда демографическое сражение с египтянами было бы проиграно.

«К тому же, — добавила Мирьям еще один аргумент, — замысел фараона может сработать или не сработать, а твое решение наверняка осуществится. Ведь ты, отец, — праведник, ближе к Б-гу, и твои намерения — это сама реальность». Амрам послушался своей маленькой дочери. Он снова женился на Йохевед, и трехлетний Аарон и шестилетняя Мирьям с упоением танцевали на их свадьбе.

Вскоре Мирьям узнала по пророческим каналам, что ее мать родит мальчика, которому суждено стать величайшим руководителем евреев. (Не случайно Тора называет ее в дальнейшем сестрой Аарона, а не сестрой Моше, — ведь она пророчествовала еще до рождения Моше-рабейну.)

В четвертый раз она оставила глубокий след в еврейской истории, когда Йохевед положила новорожденного Моше в смазанную смолой корзину и спрятала в прибрежных камышах Нила.

Мирьям ни на шаг не отходила от маленького брата и зорко следила за тем, как египетская принцесса Батья извлекает его из реки. Затем эта маленькая девочка проявила невероятные для своего возраста присутствие духа, находчивость и дипломатические способности. Она убедила принцессу взять в кормилицы мать ребенка. В то время как египетские опричники охотились на еврейских младенцев, Йохевед брала своего сына домой, кормила его под охраной солдат фараона да еще получала за это щедрую плату. Не случайно в эпизоде спасения Моше Тора нежно называет Мирьям — «сестра его».

Кто из выдающихся женщин мировой истории может сравниться с Мирьям? Кто еще обладал в детском возрасте таким невероятным сочетанием достоинств: твердой верой в

Б-га, мудростью, здравым смыслом, находчивостью и провидением?

Неудивительно, что Мирьям вышла замуж за Калева, одного из выдающихся еврейских вождей в период Исхода, участника неудавшейся осведомительной экспедиции в Эрец Исраэль. Только Калев и Иегошуа бин-Нуна посмели опровергнуть клеветнический отчет остальных десяти разведчиков, за что Б-г сохранил им жизнь и позволил войти в Землю Обетованную — только им двоим из всего поколения пустыни, приговоренного к смерти.

Вместе с Моше и Аароном Мирьям составила легендарный триумвират лидеров, возглавивших Исход. И умерла она так же, как и ее великие братья, легко и безболезненно, — от Б-жественного «поцелуя».

Во имя сына

Традиция сообщает, что у Моше было еще шесть имен: Йеред, Гедор, Хевер, Сохо, Иекутиэль и Заноах (Диврей а-ямим I, 4:18). Однако Тора называет нашего величайшего законоучителя и вождя именно тем именем, которое дала ему египетская принцесса Батья, вытащившая его из воды и усыновившая «подкидыша». Вот как высоко Б-г ценит спасение еврейской жизни, поясняет мидраш.

Но почему Батья назвала мальчика Моше (вытаскивающий), а не более точным, с точки зрения грамматики, именем Машуй (вытащенный)?

Известный комментатор Пятикнижия рабби Овадия Сфорно (XV — XVI вв., Италия) поясняет: в имени еврейского вождя заложен важный нравственный урок. Тот, кто был спасен, сам обязан спасать других. Моше выполнил эту обязанность даже не на сто, а на сто двадцать процентов, по числу лет своей жизни.

Зависит от каждого

В Рош Хашана, когда каждый человек и целые народы предстают перед Небесным судом, мир как будто балансирует между жизнью и смертью. Одна выполненная заповедь может спасти его, и один грех — безвозвратно погубить.

«И было в пути на ночлеге — настиг Б-г Моше и хотел убить его» (4:24).

Моше спешил в Египет, чтобы выполнить возложенную на него миссию: вывести евреев из рабства, и поэтому он не решился сделать в пути обрезание своему новорожденному сыну Элиезеру. За такое нарушение полагается смертная казнь «с неба», и Б-г не собирался делать исключения для своего избранника, принимать в расчет смягчающие обстоятельства. Если бы не оперативные действия Ципоры, жены Моше-рабейну, весь план Исхода оказался бы под угрозой.

Каков же урок этого эпизода? Коллективная судьба еврейского народа, да и всего человечества, зависит от скрупулезного соблюдения заповедей Торы каждым из нас. Традиция утверждает, что, если все евреи правильно могут соблюсти два шаббата, немедленно явится Машиах.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора