Личная и общественная пустыня

«Насо» — это вторая глава в книге «Бемидбар». Если предыдущая книга «Ваикра» говорила о том, ЧТО делать, то «Бемидбар» говорит о том, КАК это осуществить. «Мидбар» обычно переводится как пустыня, но «мидбар» можно прочитать как «медабер» — разговор. Когда двое говорят одновременно, то ничего не слышно. Мы уходим в пустыню для того, чтобы научится слушать. Научиться слышать Всевышнего, слышать тех, кто нас окружает и самих себя. «Насо» — это самая длинная недельная глава. Можно было бы ожидать, что содержание главы соответствует ее длине. Но не так все просто. Большую часть главы занимает описание 12 (двенадцати!) совершенно одинаковых приношений лидеров колен Израиля. В Торе не бывает не только лишних слов, но и букв. Так в чем же состоит смысл повторения одного и того же описания?

«Шавуот» — праздник Дарование Торы — обычно выпадает на первую или вторую главу книги «Бемидбар». Дарование Торы произошло в месяце сиван — зодиакальный знак близнецов. Физическое сходство близнецов не создает сомнений относительно внутренней индивидуальности. Так и с нами: одни и те же «мицвот» и одна и та же Тора. Мидраш Раба на нашу недельную главу дает совершенное разные интерпретации, казалось бы, одинаковым приношениям лидеров колен Израиля.

Все отличие в приношениях лидеров колен Израиля состояло в намерении. Каждый из лидеров колен вложил в одно и то же действие что-то свое, и это сделало эти действия уникальными. В наше время роль приношений играет молитва. Довольно частым является вопрос: что может быть индивидуального в стандартном тексте молитвы? Именно эта формула, подчеркивающая индивидуальность, присутствует в первой молитве Шмона Эсре: «Эл-кейну вЭл-кей Авотейну» — Б-г мой и Б-г отцов моих. Сначала устанавливается индивидуальная, личная связь, а уже потом достигаемая глубина или высота, на которую мы хотим подняться, зависит от связи с предыдущими поколениями, от того, на каком фундаменте мы стоим.

Пребывание в пустыне должно нам помочь в решении одной очень непростой задачи: нахождении баланса между личным и общественным. Нет смысла придумывать велосипед, но и то, что работало для других, не обязательно подойдет нам. Достижение баланса между этими двумя факторам и есть выход из пустыни. Когда мы научимся слышать себя и тех, кто вокруг нас, тогда мы будем готовы услышать Всевышнего.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Илья Гладштейн

Торонто, Канада
Все публикации этого автора