«РЕПРЕССИВНЫЙ» ИУДАИЗМ («Ваэтханан»)

В недельной главе «Ваэтханан» сказано: «А то взглянешь ты на небо и увидишь солнце и луну и звезды, все воинство небесное, и прельстишься, и будешь поклоняться им, и будешь служить им, которыми наделил («нахаль») Господь, Бог твой, все народы под небом. А вас взял Господь и вывел вас из горнила железного, из Египта, дабы вы были народом Его удела («ам нахала»)» (Дварим 4:19-20).
Высказывания, позволяющие понимать себя как возможную легитимацию язычества (одному уделено — одно, другим – другое) – в ТАНАХе редкость. Но даже эти редкие высказывания трактуются традицией «традиционно».
Так слова «наделил» (народы) Раши поясняет следующим образом: «Он не воспрепятствовал им ошибочно следовать за ними, но дал им впасть в заблуждение, чтобы вытеснить их из мира».
Эта нетерпимость к язычеству в дальнейшем проявила себя при распространении христианства, и в постколониальный период подверглась радикальной левацкой критике. Современный неомарксистский Запад объявил иудео-христианскую культуру – «репрессивной» и почти полностью вытеснил соответствующую религиозную символику и практику из общественного пространства.
Но разве неомарксизм не прав? Разве запрет на идолослужение, согласно иудаизму, не распространяется на все человечество? Разве иудаизм не подразумевает джихада (который в своей исламистской форме как раз очень часто квалифицируется марксистами, как легитимная форма сопротивления «репрессивной цивилизации»)?
Так Рамбам в «Гилхот малахим» (9:2) пишет, что сыновьям Ноаха в такой же мере запрещено служить «другим богам», как и евреям. И те и другие, согласно его решению, подлежат за это нарушение смертной казни.
И все же не так все однозначно. Тот же Рамбам, рассматривая в следующей главе (10:1) вопрос ответственности сынов Ноаха за преступления, совершенные по ошибке, пишет: «Сын Ноаха, ошибочно нарушивший одну из семи заповедей, признается невиновным… Имеется в виду, что он нарушил невольно. Например, человек овладел замужней женщиной, не зная того, что она замужем. Однако если он знал, что она замужем, но не знал, что тем самым она ему запрещена, и он решил, что это позволительно вступать в интимные отношения с замужними женщинами, то он наказывается», то же Рамбам отмечает и в отношении убийства. Убийц казнят даже в том случае, когда они считают убийство легитимным. Однако идолослужение в качестве заслуживающей наказания теологической ошибки Рамбам не называет.
Рав Ури Шерки объясняет это умолчание тем, что в действительности эта ошибка (а ведь на ней как раз и держатся основные языческие системы) для сыновей Ноаха извинительна.
Действительно, достаточно напомнить, что в отличие от еврея инородец вправе служить иным богам под страхом смерти, о чем свидетельствует история об Элише, исцелившем арамейского вельможу Наамана: «И спустился он, и погрузился в Иордан семь раз, по слову человека Божия, и вернулась к нему (чистота) тела его, и (стало оно) как тело малого ребенка, и он очистился. И возвратился он к человеку Божию, и пришел, и стал пред ним, и сказал: вот, узнал я, что нет Бога на всей земле, а только у Израиля… Но вот в чем пусть простит Господь раба твоего: когда пойдет господин мой (царь) в дом Риммона для служения там и обопрется на руку мою, и поклонюсь я в доме Риммона, то за мое поклонение в доме Риммона пусть простит Господь раба твоего в этом случае. И сказал он ему: иди с миром» ( II Малахим 5:14-19).
Но если нееврей не обязан «освящать Имя», не обязан гибнуть во имя Торы Израиля, то значит, он может и жить в соответствии обычаями своей страны, никак не восставая против них. Именно таково заключение Талмуда: «Идолослужители за пределами земли Израиля не совершают «чужого служения», ибо для них это – обычай предков» (Хуллин 13б).
Таким образом, слова «Увидишь солнце и луну и звезды, все воинство небесное, которыми наделил («нахаль») Господь, Бог твой, все народы под небом» вполне можно понимать как подтверждение определенной легитимации язычества в отношении народов.
Как бы то ни было, в Иерусалимском Храме приносились в жертву 70 быков за 70 народов земли (Бемидбар 29.12–32), находящихся в их исходном языческом состоянии.
Более того, для того чтобы инородец мог принести жертву еврейскому Богу, от него не требовалось отречения от своего язычества.
Во времена царя Шломо не было народа не поклонявшегося идолам, и тем не мене он молил Бога: «И чужеземца, который не из народа Твоего, Израиля, а придет из страны далекой ради имени Твоего, –Ибо (и) они услышат о Твоем имени великом и о Твоей руке сильной, и о Твоей мышце простертой, – и придет он, и будет молиться в доме этом, Ты услышь с небес, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе чужеземец, дабы знали все народы земли имя Твое, дабы боялись Тебя, как народ Твой, Израиль, и дабы знали, что именем Твоим называется дом этот, который я построил». (1 Мелахим 8:41)
Жертву Богу Израиля приносили даже те, кто воображали богами самих себя – римские императоры. Гемара рассказывает, что причиной Иудейской войны послужил отказ принять жертву кессаря, однако вызван этот отказ был вовсе не тем, что кесарь заблуждался, а тем, что роговица жертвенного животного оказалась повреждена.
Надежда на то, что народы придут к единобожию, разумеется, была в Израиле непоколебима. Она звучит в той же молитве Шломо: «Чтобы знали все народы земли, что Господь, Он есть Бог, нет еще (другого)» (1 Мелахим 8:60)
Эта вера неоднократно выражается пророками: «Боги, не создавшие неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес» (Иер 10.11), «Господи… к Тебе придут народы от краев земли и скажут: только ложь наследовали наши отцы и то, в чем никакой нет пользы» (Иер 16.19).
«Будет Господь царем на всей земле, в день тот будет Господь один (для всех) и Имя Его едино» (Захар 14:9): «Наполнится земля знанием Господа, как полно море водами. И будет в тот день: (к) корню Ишая, что станет знаменем для народов, – к нему обратятся народы; и мир будет славою его» (Иешайя 11:9)
Но все же пока этого не произошло, идолослужение для сыновей Ноаха, по существу, считается легитимным.
Обращаясь к «иным богам», народы в конечном счете адресуются Ему. По мнению рава Шерки именно это утверждается в книге пророка Малахи: «Ибо от восхода солнца и до заката его велико имя Мое среди народов, и в каждом месте воскурено, и принесена (жертва) имени Моему, и дар чистый, ибо велико имя Мое среди народов, сказал Господь Цваот» (1:11).
Действительно, учитывая, что в те времена народы не ведали Бога Израиля, понять эти слова естественно в том смысле, что служение идолам – являлось их способом служения Творцу.
Существуют совершенно неприемлемые для Всевышнего культуры и культы, носителей которых Он полностью истребил, как сказано: «Сотри память об Амалеке» (Двар 25:17-19), или «совершенно истреби их: Хетийца и Эморийца, и Кенаанея, и Перизея, и Хиввийца, и Йевусея, как повелел тебе Господь, Бог твой. Дабы они не научили вас делать подобное всем мерзостям их, какие они делали для божеств своих» (Двар 20:17).
Но это как раз те культы, которые сопровождались промискуитетом и человеческими жертвоприношениями, т.е. теми «мерзостями», которые и без того караются смертью.
Но если преступный элемент в языческом культе отсутствует, то отношение Торы к нему, в действительности, вполне снисходительное.
В этом отношении очень характерна история о покаянии языческого города Ниневии, рассказанная в книге Ионы. «И было слово Господне к Ионе, сыну Амиттая, такое: Встань, иди в Ниневию, город великий, и пророчествуй о нем, ибо злодейство их дошло до Меня». (1:1-2).
В чем же состояло «злодейство» ниневитян? Отнюдь не в идолослужении, которому в равной мере предавались также и жители всех прочих вавилонских городов. «Злодейство», вызвавшее гнев Всевышнего, заключалось в разбое. Так, Радак пишет: «Всевышний промыслительно следит за народами в том, что касается разбоя. Так было в поколении потопа, и в отношении жителей Содома, ибо наполнилась земля насилием. Но остальные преступления, совершаемые народами, не так важны Всевышнему, чтобы из-за них осуществлять промыслительное вмешательство, как Он это делает в отношении Израиля».
Признав Бога Израиля, ниневитяне вовсе не отказались от своих божеств, но в то же время были прощены.
Рав Давид Галеви в книге «Осе леха рав» пишет: «к тому древнему исконному идолослужению, которое практиковали законченные язычники, в Талмуде имеются первые признаки умеренного отношения. Мы учили: «Идоложертвенное расценивается как падаль и оскверняет» (Хулин 13). Тем не менее, Гемара делает различие и в этом случае. Она различает между фанатичным язычеством, к жертвоприношениям которого недопустимо приближаться, и идолослужением рутинным, о котором сказал рабби Йоханан, что вне Эрец Исраэль имеются инородцы, которые практикуют язычество как обычай своих отцов… По моему мнению, во времена Талмуда даже настоящих служителей звезд и созвездий считали лишь придерживающимися обычаев».
Итак, строящееся на избрании Израиля еврейское единобожие предполагает наличие определенной истины также и в культурах и религиях народов мира. «Я привожу в свидетели небо и землю, что на Израиле и язычнике, на мужчине и женщине, на рабе и на рабыне, на всех них в соответствии с их делами почиет Святой дух», утверждается в мидраше «Танада вэ Элиягу» (9); а в Зоаре сказано: «не существует идолослужения, в котором бы не скрывалось искр святости».
Это, конечно, не «идеал», не последнее слово теологии, все «чужие служения» ожидают того или иного рода исправления («тикун»). Но до той поры, пока не «наполнится земля знанием Господа, как полно море водами» (Иешайя 11:9) все не связанные с убийством и блудом культы имеют право на существование.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 4,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Барац

Арье Барац — израильский литератор и публицист, автор художественных и религиозно-философских книг: «Два имени Единого Бога», «Там и всегда», «Теология дополнительности», «День шестой» и пр. Родился в 1952 году в Москве, окончил Медико-биологический факультет РГМУ. Изучал философию в семинарах Л. Черняка, В. Сильвестрова, В. Библера. С 1993 по 1996 обучался в Иерусалимской йешиве «Бейт-мораша». С 1992 проживает в Израиле, где с момента приезда сотрудничал с газетой «Вести». С 1999 по 2018 год вел в этой газете еженедельную религиозно-философскую рубрику.
Все публикации этого автора