Первым делом…

— Какое первое доброе дело ты совершил в своей жизни? — с этим вопросом обратился американский еврей к советскому. — Я уверен, что какая-то великая заслуга помогла тебе пережить революцию большевиков и преследования евсеков (еврейская секция компартии), сталинские репрессии, ужасы Холокоста и, несмотря ни на что, остаться преданным Торе евреем.

… В 1959 году один американский еврей приехал в СССР и познакомился там с настоящим праведником, который в невероятно сложных условиях продолжал соблюдать заповеди Торы.

— Где взял ты силы, чтобы выстоять во всех испытаниях и остаться евреем? — спросил американец. — Какое же было первое доброе дело, которое повлекло за собой все остальные деяния твоей жизни?

Для того чтобы объяснить свой вопрос, он рассказал историю торжественного открытия иешивы «Хохмей Люблин».

24 июня 1930 года в Люблине собрались десятки тысяч евреев, чтобы отметить открытие крупнейшей в то время иешивы мира. Один ребе обратился с поздравлениями к главе иешивы рабби Меиру Шапиро: «Я не завидую раву Шапиро, который удостоился построить это огромное здание и наполнить его учениками и книгами. Однако я завидую тому первому доброму делу, которое привело его сегодня к этому великому свершению. Ибо сказали мудрецы, что «одно доброе дело влечет за собой следующее доброе дело». Так строится цепочка добрых дел всей жизни человека. Вопрос лишь в том, как найти первое доброе дело этой цепочки, как сделать первый шаг, который направит человека по пути добра».

… Захватив Люблин, фашисты сожгли богатую библиотеку иешивы и превратили ее здание в гестапо. В 2003 году еврейская община города выкупила здание иешивы, а в феврале 2007 года небольшая еврейская община Люблина вновь отмечала открытие иешивы…

— Как найти это первое доброе дело, которое поведет к великим свершениям? — спрашивал ребе в Люблине в 1930 году.

— Какое первое доброе дело вы совершили в своей жизни, которое помогло вам пережить большевиков и фашистов? — спрашивал американский еврей, приехавший в СССР в 1959 году.

— Я обычный человек, который не сделал в своей жизни ничего выдающегося, — ответил советский еврей. — Но если ты настаиваешь, то признаюсь: может быть, однажды я действительно сделал доброе дело. Двух учеников иешивы хотели взять в российскую армию. Когда я узнал, что офицер потребовал взятку, то отдал этим ребятам свои сбережения.

— Ты помнишь, как звали этих учеников? — поинтересовался американец.

— Помню лишь одного — Арона Котлера из Пинска.

— Сегодня это один из самых великих раввинов мира, глава иешивы Лейквуд в Нью-Джерси!

Вернувшись в США, этот американский еврей встретился с главой бруклинской иешивы «Тора веДаат» рабби Яковом Каменецким, который был другом рава Котлера еще по литовской иешиве «Слободка». Рассказав ему эту историю, он спросил рава Каменецкого, знает ли он, кто был вторым учеником иешивы, освобожденным от службы в армии.

— Это я! — воскликнул рабби Каменецкий со слезами на глазах…

Этот рассказ я услышал от рабби Шимшона Шерера, сына рабби Моше Шерера, который долгие годы возглавлял еврейскую организацию «Ягудат Исраэль» в США, предпринимавшую попытки спасти евреев во время Второй мировой войны и посылавшую учителей Торы в СССР.

— Как велика заслуга того советского еврея! — воскликнул рабби Шимшон Шерер. — Он удостоился спасти двух студентов иешивы от армии, ставших крупнейшими раввинами того поколения, «спасших» американское еврейство, которое обязано этим людям своим духовным возрождением …

Когда нуждающийся человек принимает помощь от богатого, еще неизвестно, кто кому больше дает. Богатый может дать бедному лишь деньги, а бедный, принимая их, «дает» богатому великую заслугу. Если доллар спасет человека от голодной смерти, то помогающий ему за доллар обретает заслугу в спасении жизни! А если этот человек продолжает творить добро и учить людей Торе, то заслуга становится еще большей.

Праздник Суккот отмечает чудо существования еврейского народа в первом изгнании, когда облака защитили евреев от знойного солнца Синайской пустыни. Однако символически праздник Суккот отмечает чудо существования евреев, несмотря на все изгнания.

Почему евреи спасались не только от солнца Синайской пустыни, но и на протяжении истории? Почему Небеса продолжали защищать их от испепеляющей ненависти антисемитизма всех времен, помогая пережить всех своих гонителей и преследователей?

По принципу «мера за меру», закону сохранения духовной энергии, еврейский народ заслужил покровительство Небес благодаря доброму поступку первого еврея Авраама. Когда Авраам увидел путников в пустыне, он побежал им навстречу, дал им воды и еды, пригласил присесть в тени дерева (Берешит 18:4-5). Мудрецы утверждают, что за эти добрые поступки Авраам удостоился того, что его потомки были вознаграждены. Когда после Исхода из Египта евреи оказались в пустыне, свершилось чудо — они выжили. Авраам дал воду, и его потомки нашли источники воды в пустыне. Авраам дал хлеба, и его потомки нашли манну небесную в пустыне. Авраам пригласил путников присесть в тени дерева, и его потомки были защищены от знойного солнца!

Впрочем, эта история — лишь рассказ о первом добром деле, которое стало первым в цепочке последующих добрых дел еврейского народа. Они продолжаются и сегодня. В каждом поколении евреи давали нуждающимся еду, питье и крышу над головой, спасали и заслуживали спасения для себя и своих детей.

Во время Суккот евреи приглашают близких, друзей и, главное — нуждающихся к себе в шалаш, угощают их едой и питьем. Хрупкий шалаш в праздник Суккот защищает от солнца, напоминая нам всем, что настоящей защитой человека являются добрые дела, которые возвращаются благословением и защитой ему и его потомкам.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора