Красная звезда и свастика

В одной из моих недавних статей я упомянул, что в 1939 году Гитлер и Сталин напали на Польшу и поделили ее между собой. Через неделю я получил письмо от озадаченного читателя: «Гитлер атаковал и занял Польшу. Сталин никакого отношения к Польше не имел до 1944 года, когда Советская Армия освободила Польшу от немцев».

Я давно заметил, беседуя с моими образованными и хорошо осведомленными друзьями — иммигрантами, что многое из недавней истории им просто неизвестно, поскольку советские учебники, энциклопедии и СМИ предпочитали игнорировать «неудобные» факты.

Период советско — нацистской дружбы, последовавший за подписанием между Германией и СССР Пакта о ненападении 23 августа 1939 года и Договора о дружбе и соблюдении границ 28 сентября 1939 года — одно из многих темных пятен советской истории.

Привожу цитату из передовой статьи «Известий», опубликованной на следующий день после подписания первого договора:

« …Огнем и мечом нельзя уничтожить никакой идеологии, никакого мировоззрения. Можно уважать или ненавидеть гитлеризм, как и всякую другую систему политических взглядов. Это дело вкуса. Но затевать войну из-за уничтожения «гитлеризма» — значит, допустить в политике преступную глупость».

Второй договор сопровождался совместным советско-немецким заявлением, которое подчеркивало, что, если их усилия достигнуть мира по вопросу «окончательного урегулирования» польских границ останутся безуспешными, то этот провал возложит ответственность за продолжение войны на Францию и Англию, и что правительства Германии и СССР будут консультироваться друг с другом относительно мер, которые им придется принимать. Заявление это было подкреплено многочисленными передовыми статьями, возлагающими вину за войну исключительно на Англию и Францию и их правящие классы.

Далее Коминтерн объявил о своей поддержке Гитлера в унисон с большинством заграничных коммунистических партий, заявивших о своей оппозиции «империалистической войне» Франции и Великобритании. 31 октября 1939 года Молотов назвал Англию и Францию «агрессорами»:

«За последние несколько месяцев такие понятия, как «агрессия» и «агрессор», получили новое конкретное содержание, приобрели новый смысл… Теперь, если говорить о великих державах Европы, Германия находится на положении государства, стремящегося к скорейшему окончанию войны и к миру, а Англия и Франция, вчера еще ратовавшие против агрессии, стоят за продолжение войны и против заключения мира. Роли, как видите, меняются».

Изменения в советской политике были мгновенными. Киностудия «Мосфильм» обеспечила нацистские знамена для украшения московских улиц в честь приездов представителей немецкого правительства для ведения переговоров в Кремле; флаги эти предназначались для съемок антифашистского фильма, который так и не вышел. По радио постоянно передавали Интернационал и «Horst Wessel» — гимн нацистов. Кино и выставки превозносили достижения дружественной Германии. Использование слова «фашист» в СМИ запрещалось. Антинемецкая пропаганда считалась криминальной, что приводило к абсурду: один поляк был заключен в тюрьму за «антинемецкие действия» через пять недель после того как Германия напала на Советский Союз, еще через месяц его судьбу разделил бывший советский советник в парижском посольстве!

Советская помощь Германии была весьма значительной: Советы закупили у Англии и Голландии (врагов Германии) 500,000 тонн фосфатов, 900,000 тонн нефтепродуктов, 1,500,000 тонн зерна, а также огромное количество каучука и цинка, и переправили все это в Германию. Немецкие военные суда ремонтировались на верфях в Мурманске, в заливе близ Мурманска действовала совместная военная база. Советский флот помогал немецким крейсерам обходить льды вокруг Сибири к Tихому океану, чтобы беспрепятственно нападать на британские суда. Несколько немецких судов, участвовавших в прорыве блокады англичан, нашли убежище в Мурманске, более того, немцам позволили забрать в Германию захваченное ими американское судно «Сити оф Флинт». Немецких моряков, возвращавшихся из Мурманска в Германию, приветствовали на железнодорожных станциях, пионеры преподносили им цветы.

Евреи Советского Союза ничего не знали о геноциде евреев в областях, занятых Германией. В июле 1941 года в отчете, составленном администрацией оккупированной Белоруссии, высказывается удивление по поводу невежества местных евреев, не имевших никакого понятия о печальной судьбе евреев Польши и Германии.

Гитлер занял Польшу 1 сентября 1939 года. После осторожного ожидания опасной реакции Англии 17 сентября Сталин ввел в Польшу свои войска, встреченные с небольшим сопротивлением: польская армия кинула все силы на борьбу с немцами. Крепость Брест-Литовск пала 19 сентября после бомбежек нацистами и Советами, устроившими совместный парад победы.

27 сентября Риббентроп в очередной раз прилетел в Москву для подписания второго соглашения. Оно предусматривало раздел Польши, добавление Литвы к прибалтийским территориям, отошедшим к Советам, и завершалось мрачным предупреждением, что «обе стороны не допустят на своих территориях никаких волнений со стороны поляков, что они будут немедленно подавлены и что об этом будет сообщаться друг другу для принятия совместных карательных мер».

16 июня советские войска вошли в прибалтийские страны. В середине июля были проведены выборы в Литве, Эстонии и Латвии, на которых победили коммунисты — 99 %. 5 августа 1940 года Верховный Совет великодушно согласился принять три прибалтийские страны в состав Советского Союза.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора