«По совету и с согласия Сената…»

С уходом из жизни 79-летнего члена Верховного суда Антонина Скалиа (иной вариант недобровольного ухода оттуда не предусмотрен, хотя в ст. 3 Конституции записано: «Судьи как Верховного, так и нижестоящих судов занимают свои должности, пока ведут себя безупречно») там остались 8 судей в возрасте от 83 (Рут Гинзберг) до 55 (Елена Кейган) лет. Судье Энтони Кеннеди в июле исполнится 80, Стивену Брайеру в августе — 78, Кларенсу Томасу — в июне 68… Судья Сандра Дэй О’Коннор — первая женщина в Верховном суде — ушла на пенсию в 2006 году, когда ей было 76 лет, судья Дэвид Сьютер последовал за ней в 2009 в возрасте 69 лет, а судья Джон Пол Стивенс — в 2010, не дотянув двух месяцев до 91 года, и пока он жив и относительно здоров.
На время составления Конституции средняя продолжительность жизни американцев была меньше 30 лет, и, закрепив за 9 членами Верховного суда пожизненное исполнение своих обязанностей, наши отцы-основатели руководствовались более чем здравым смыслом. По данным 2012 года, средний американец живет почти 79 лет, и, будь такое 230 лет назад, сроки работы членов Верховного суда могли быть ограничены, но таких поправок к Конституции пока не последовало. Если в ближайшее время будет изобретен и внедрен рецепт бессмертия, наш Верховный суд станет неким надмирным органом власти, Олимпом, на котором боги вершат судьбы людей. Пока же в обозримом будущем могут освободиться минимум три вакансии (Гинзберг, Кеннеди и Брайер), а со смертью Скалиа возникла необходимость подыскать ему замену.
Поскольку кандидата в Верховный суд назначает президент, эта высокая должность изначально политизирована, но Конституция гласит, что президент делает это «по совету и с согласия Сената» (ст. 2, раздел 2). То есть Сенат должен советовать президенту, кого назначать в Верховный суд, а не наоборот.
Смерть Антонина Скалиа в ночь на 14 февраля этого года пришлась на предвыборную кампанию, и сенаторы-республиканцы заявили, что нового судью должен назначать не Обама, а его преемник. Республиканцы ссылались на так называемое правило Байдена — нынешнего вице-президента, который в июне 1992 года, будучи сенатором, предложил коллегам отложить возможное назначение в Верховный суд до выборов нового президента, который сменит республиканца Буша-старшего. «Правило Байдена» понравилось, но применять его до сих пор не приходилось, а тогда на смену Бушу пришел Билл Клинтон, который за 8 лет власти провел в Верховный суд либералов Гинзберг и Брайера.
«Я считаю, — сказал сенатор Джо Байден в 1992 году, — что, если член Верховного суда завтра, или через несколько недель, или до конца лета уйдет в отставку, президент Буш должен учесть практику большинства его предшественников и не назначать кандидата до завершения выборов в ноябре». Поступившими так предшественниками Буша сенатор Байден назвал 13-го президента Милларда Филлмора и 36-го Линдона Джонсона. «Если президент пойдет (их) путем и навяжет номинацию в год выборов, — продолжал Байден, — юридическому комитету Сената следует серьезно рассмотреть перенос слушаний по утверждению кандидата до окончания сезона политической кампании».
22 февраля 2016 года вице-президент Байден заявил, что политические недоброжелатели выдернули из его речи абзац, который истолковали по-своему.
«Почти четверть века назад, в июне 1992 года, я произнес в Сенате длинную речь о гипотетическом замещении вакансии в Верховном суде, — заявил Байден. — Некоторые критики утверждают, будто один отрывок моей речи доказывает, что я против такого замещения в год выборов. Это неточное выражение моих взглядов на данную тему. В речи, на которую сегодня ссылаются критики, я призывал Сенат и Белый дом работать вместе, чтобы преодолеть партийные разногласия и дать Верховному суду функционировать так, как замышляли отцы-основатели. Это моя позиция и сегодня».
Со смертью Скалиа в Верховном суде остались четыре консерватора и четыре либерала, и от того, кто станет девятым судьей, зависит очень многое. Сенаторы-республиканцы заявили, что дело не в политике, а в верности Конституции, и, кого бы ни предложил президент Обама, они затянут обсуждение этой кандидатуры до ноябрьских выборов, а затем до январской инаугурации.
Обама, серией своих указов доказавший, что для него закон не писан, отчасти справедливо назвал позицию республиканцев чистой политикой, а себя не меньшим поклонником отцов-основателей США, чем его вице-президент. Перебрав несколько кандидатур на место покойного Скалиа, он остановился на 63-летнем религиозном еврее Меррике Гарленде, старшем судье федерального Апелляционного суда в Вашингтоне, а до этого федеральном прокуроре там же. В 1974 году Гарленд с отличием окончил юрфак Гарвардского университета и работал в Верховном суде США, у судьи-либерала Уильяма Бреннана, которого назначил президент Эйзенхауэр, а покойный консерватор Скалиа назвал «возможно, самым влиятельным судьей Верховного суда (США) ХХ века». Как федеральный прокурор, Меррик Гарленд, в частности, представлял обвинение в деле бывшего вашингтонского мэра Мэриона Барри с загадочным средним именем Шепилов и надзирал за делами террористов Тимоти Маквея и Теодора Касинского. В Апелляционном суде он обычно занимает сторону правоохранительных и разведывательных сообществ, слывет умеренным, и на его утверждениях в прошлом сенаторы-республиканцы не возражали.
«Он подходит для этой работы, — заявил Барак Обама в Розовом саду Белого доме 16 марта, кивнув в сторону стоявшего рядом Гарленда. — Он заслуживает утверждения. Это должно быть выше политики».
В ответной речи разволновавшийся Гарленд назвал номинацию самым великим моментом своей жизни, не считая женитьбы на Линн Розенман в 1987 году и рождения их дочерей Джесси и Бекки. «За многое, что привело меня сюда, нужно благодарить мою семью, — сказал Меррик Гарленд. — Родители моего отца уехали из черты оседлости на западной границе России и Восточной Европы в начале 1900-х годов, бежали от антисемитизма в надежде на лучшую жизнь для своих детей в Америке».
Чуть позже лидер сенатского большинства Митч Макконнелл подтвердил, что объявленное неделю назад решение Сената остается в силе и оно «принципиально, а не против личности». То же сказал спикер Палаты представителей Пол Райан, а еще несколько законодателей-республиканцев отметили, что при обсуждении кандидатуры Гарленда при следующем президенте они с удовольствием поддержат его. В случае избрания Меррик Гарленд станет четвертым евреем в нынешнем составе Верховного суда США.
А по поводу утверждений Обамы и Байдена, что они следуют курсом отцов-основателей, редактор консервативной ежедневной газеты New York Sun Сет Липски заметил, что один из основателей, Александр Гамильтон, сейчас, наверное, улыбается. «Гамильтон знал, что американцы должны найти в Сенате защиту от возможных “королей”, — написал Липски в газете New York Post. — Он обосновал это в эссе “Федералист № 69” — 69-й статье сборника The Federalist Papers, где Гамильтон публиковался под псевдонимом Publius». 69-е эссе, которое он написал вместе с Джеймсом Мэдисоном и Джоном Джеем, появилось 14 марта 1788 года, через год после Конституции, и называлось «Подлинный характер исполнительной власти». Напомнив американцам, что они избавились от деспотизма британской короны, Гамильтон повторил заглавными буквами: «ПО СОВЕТУ И С СОГЛАСИЯ СЕНАТА».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Грант

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора