Нас пугают, а нам не страшно


В последнее время в ряде арабских и европейских СМИ появились публикации, в которых утверждалось, что волна террора вызвала панику среди израильского населения. Мол, евреи Израиля живут в постоянном страхе, не выходят из дому без крайней необходимости, улицы и рынки опустели и т.д. Некоторые ивритские СМИ им в этом подыграли и поместили соответствующие публикации на своих страницах. Корреспондент «НН» Петр ЛЮКИМСОН решил поговорить с жителями Иерусалима, Гуш-Дана и Беэр-Шевы, чтобы удостовериться, насколько эти публикации соответствуют действительности

ГОВОРИТ И РАССКАЗЫВАЕТ ИЕРУСАЛИМ

 

Михаил Зисельман, работник хлебопекарни:

— Безусловно, напряжение в городе чувствуется, но, думаю, все нужно воспринимать в правильных пропорциях. Взрослые по-прежнему ходят на работу, а дети — в школы и детские сады, так что какой-то особой паники я лично не чувствую. Да, на рынке «Маханэ Иегуда» и в торговых центрах стало не так людно, как в обычные дни, но, с другой стороны, это даже к лучшему: вы можете спокойно купить все, что нужно. Могу вас заверить: все лавки и магазины работают, а то, что на улицах стало больше солдат, полицейских и охранников, наоборот, вселяет чувство безопасности. Мой сын говорит, что и ночная жизнь в городе идет, как прежде. Молодежь, похоже, впечатлена всем происходящим в меньшей степени, чем люди постарше. Так что не верьте слухам и если у вас есть какие-то дела в Иерусалиме, смело сюда приезжайте.

Сима Эрлих, медсестра:

— Ну что вам сказать… Конечно, страшновато. Если раньше время от времени я пользовалась услугами такси, то теперь не решаюсь, ведь водитель может оказаться арабом, и иди знай, что придет ему в голову. Баллончик с газом у меня всегда с собой. Пока, слава Богу, пользоваться им не приходилось, но с ним я чувствую себя увереннее. Особенно страшно за детей — пока они не придут домой из школы и не позвонят мне, что все в порядке, я не могу нормально работать. Ну, вы же знаете, что было в Писгат-Зеэве… Не всегда террорист — взрослый человек, как видим, убийцей может стать и 13-летний подросток. Вместе с тем меня поражает, что арабы продолжают спокойно ходить по городу, делать покупки на рынке, и никто даже не пытается их остановить. Все разговоры о блокаде арабских кварталов так и остались разговорами. В Армон а-Нациве поставили стену и тут же ее снесли. Хотелось бы, чтобы наши власти были последовательнее.

Лиора (Лена) Глузскина, студентка религиозного педагогического колледжа:

— В минувший четверг специально поехала помолиться к Стене Плача. На мужской половине народу было поменьше, чем обычно, на женской — все почти так же. Думаю, то, что у Котеля было не так многолюдно, как обычно, связано не только с террором, но и с тем, что праздники остались позади. Но евреи продолжают там молиться, и это главное. Кстати, все профессиональные нищие и нищенки, «работающие» у Стены Плача, тоже на своих обычных местах. Разговоры о том, что в Иерусалиме, в частности в Старом городе, нет туристов, тоже неправда. Я видела не одну группу туристов, в основном, из каких-то азиатских стран, скорее всего, из Японии… Короче, возможно, все эти ужасные теракты, свидетелями которых мы стали в последнее время, и были направлены на то, чтобы нас запугать; чтобы мы перестали чувствовать себя в Иерусалиме хозяевами. Вот только ничего у них не вышло. Мы не боимся! Вы спрашиваете, чего я жду от властей? Хотелось бы, чтобы это арабы нас боялись. И знаете, у меня такое чувство, что потихоньку это происходит.

Леонид Борисов, журналист:

— Никакой паники в городе нет, это точно. Люди стали осмотрительнее вести себя на остановках, чаще оглядываться по сторонам на улице, но это не от панического страха, а из осторожности, которая никогда не помешает. Народу в каньонах и на улицах действительно поменьше, но город отнюдь не безлюден и продолжает жить обычной жизнью, в том числе и по вечерам. Нет перебоев в работе транспорта и магазинов. Мой брат, уже далеко не молодой человек, как обычно, каждое утро выходит в парк делать зарядку. Он рассказывает, что там тоже стало попросторнее, но любители физических упражнений на свежем воздухе остались верны своим привычкам. Где действительно чувствуются перемены, так это на дорогах, связывающих Иерусалим с еврейскими поселениями. Машин там сейчас ощутимо меньше — поселенцы явно стараются не выезжать в столицу без особой нужды, да и в самих поселениях — у меня там живут дочери — по вечерам стало заметно меньше играющих на улицах детей. Но это опять-таки не страх и не паника, а меры разумной предосторожности.

Возвращаясь к Иерусалиму, хочу заметить, что после того как в районе Армон а-Нацив была возведена стена, наши соседи стали вести себя поспокойнее — поняли, видимо, что их могут запереть внутри их кварталов, и им это не понравилось. Так что, может быть, ее слишком рано убрали. В целом, на мой взгляд, уже давно пришло время заявить, что на самом деле Иерусалим никогда не был единым, и нам надо избавиться от ряда арабских кварталов, точнее, деревень, присоединенных по воле Бегина к столице. Провозгласить единство просто, а вот осуществить его в реальной жизни власти не смогли или не захотели.

Политики продолжают кликушествовать, для них нет ничего страшнее, чем обвинение «Он хочет разделить Иерусалим», но давайте взглянем фактам в лицо. Эти кварталы, как были, так и остались неизраильскими; живущие в них арабы не знают иврита, учатся в школах по своим учебникам, продолжают относиться к нам враждебно, и при этом имеют право на работу в Израиле, пользуются нашей системой здравоохранения и т.д. Я двадцать семь лет живу в Иерусалиме, но за все это время крайне редко бывал в этих кварталах, а многие другие жители вообще боятся там появляться, как, впрочем, и наша полиция. Более того, появление в этих кварталах еврея может быть расценено как провокация, в то время как арабские жители этих кварталов могут спокойно разгуливать по еврейским кварталам. Так зачем это нам нужно?

Аврум Мизинчик, аврех:

— В «Меа шеарим», где я живу, все спокойно. Люди учатся в иешивах, молятся в синагогах, ездят автобусами к Стене Плача… Мы знаем, что было несколько случаев нападения на харедим, но все, как говорится, в руках Всевышнего. Это вовсе не означает, что мы сами не должны соблюдать осторожность и появляться в опасных местах вроде арабского квартала в Старом городе. В любом случае Иерусалим знал и куда более страшные времена. Бывало, людей каждый день взрывали в автобусах, но и тогда мы продолжали жить здесь обычной жизнью. Вы спрашиваете, стало ли все происходящее сейчас для меня неожиданностью… Нет, не стало. Мы живем накануне прихода Машиаха и явно слышим его поступь. Откройте книги наших пророков Ирмиягу, Иехизкиэля, Захарии и других. Там сказано, что в конце дней все народы, в первую очередь сыны Ишмаэля, будут оспаривать наше право на Иерусалим и Землю Израиля; что угроза будет надвигаться на евреев с севера — со стороны Ирана, Ирака и Сирии, а жители этих стран перед приходом Машиаха преступят все человеческие законы, и миллионы их побегут из этих стран в поисках убежища; а затем на Иерусалим ополчится коалиция стран во главе с Гогом из страны Магог, и в Израиле будет большая война. Неужели вы не видите, что все эти предсказания сбываются?!

СТРАХИ БОЛЬШОГО ТЕЛЬ-АВИВА

— Обычно даже днем все кафе и магазины здесь переполнены, так что мы порой не успеваем обслужить всех покупателей, а в последнее время здесь действительно стало заметно меньше народу, — признается Эйнат, продавщица мороженого и милк-шейка в «Синема-сити» Ришон ле-Циона. — Это, безусловно, связано с тем, что люди боятся стать жертвами теракта, так как непонятно, где и что может произойти в следующий раз. С другой стороны, сегодня будний день. Давайте посмотрим, что будет на исходе субботы. В любом случае, у нас тут у каждого входа стоят охранники, в последнее время они стали проверять каждого входящего с гораздо большей строгостью, чем раньше, так что и я, и другие девочки-продавщицы чувствуют себя в «Синема-сити» в полной безопасности.

— Мы с мужем впервые за этот год выбрались в кино, — говорит жительница ХолонаТаль Липман. — Знаете, устали от этих новостей, где говорят только про постоянные теракты, и решили поехать в «Синема-сити». Помнится, были здесь летом 2014 года. Тогда пришлось простоять в очереди у кассы минут пятнадцать, но нам так и не достались билеты на тот фильм, на который хотели пойти, поэтому мы пошли на другой. А сейчас мы за пару минут купили билеты, и кинозал был полупустой. Я не знаю, как называется то, что происходит, интифада это или нет, но люди живут если не в страхе, то в напряжении. Я это чувствую по своим коллегам на работе и соседям. Как вы знаете, в Тель-Авиве и в Холоне тоже было несколько неприятных инцидентов. Очень не хотелось бы, чтобы мы вернулись в 1995-й или в 2001 год, когда люди действительно боялись выходить на улицу и ездить в автобусах. Честно говоря, я вообще закрыла бы арабам из автономии въезд в страну и запретила принимать их здесь на работу.

— Я вам расскажу одну забавную историю, — говорит в ответ на вопрос, как он оценивает ситуацию в Гуш-Дане, житель Бат-Яма Морис Шпицер. — Один мой знакомый, новый репатриант из Франции, так испугался всех этих новостей про теракты, что решил делать покупки только с помощью Интернета. По его мнению, в большинстве наших супермаркетов работают арабы, и каждый из них потенциальный террорист. Короче, сделал он заказ, через два часа раздается стук в дверь, он спрашивает: «Кто там?» и слышит в ответ: «Это я, Ахмед из супермаркета, принес ваш заказ!». Что я хочу этим сказать? Что все наши попытки отделиться от арабов невозможны; даже если мы запретим им въезд из автономии, в Бат-Яме останутся работать арабы из Яффо, в Од-а-Шароне — из Тиры или еще откуда-то… Следовательно, так или иначе нам надо договариваться, как жить в мире. Я понимаю, что ответственность за нынешнюю вспышку насилия несут арабы, но неплохо было бы спросить себя: а мы что, такие уж белые и пушистые? Может, мы все же недостаточно сделали, чтобы здесь был мир?!

Следующим местом, где я побывал, был рынок в тель-авивском квартале а-Тиква. Здесь тоже было не так многолюдно, как обычно. У входа на рынок стояли четыре бойца МАГАВА — двое юношей и две девушки с автоматами и внимательно провожали взглядом каждого входящего.

— Все нормально! — убежденно говорит мой старый приятель, продавец овощейСасон. — Даже лучше, чем обычно. Как ты знаешь, здесь по воскресеньям был вещевой рынок, приезжало торговать много арабов, но в минувшее воскресенье не было почти ни одного. А с теми, кто был, мы чуть-чуть поговорили, так они уехали! Народу немного не потому, что люди боятся терактов, а потому, что цены кусаются. Но еще неделя-другая, цена помидоров опустится до 5-6 шекелей, и все вернется на свои места. В целом картина для этого дня и часа обычная, как месяца два или три назад. В пятницу в любом случае покупатель пойдет косяком. Ты, наверное, слышал, что здесь недавно неподалеку арабку избили, газеты по этому поводу возмущались. Но у нас тут многие считают, что арабы только такой язык и понимают. И еще: будешь что-то писать для газеты, напиши, что мэр Тель-Авива Рон Хульдаи со своим призывом ездить в Яффо и есть хумус в арабских кафе попросту… Потому что лучший способ борьбы с террором — это как раз перестать покупать у арабов. Когда они увидят, что евреи у них перестали покупать, сразу станут, как шелковые, и детей своих приструнят. Да и что евреям искать в арабских магазинах в Яффо, когда все можно купить здесь практически по тем же ценам?!

Вот такая философия. И, возможно, в ней есть здравое зерно…

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ В БЕЭР-ШЕВЕ…

Давняя знакомая нашей семьи Марина Т. (она просила не упоминать ее фамилию в газете), утверждает, что в Беэр-Шеве тоже спокойно, хотя недавно на центральной автостанции произошел кровавый теракт.

— Если честно, когда на город почти каждый день падали ракеты, было куда страшнее, — говорит она. — Правда, я не показатель — мы живем в престижном районе, и у нас почти нет арабов и бедуинов, но есть районы, где их достаточно много. Вот жителей этих кварталов и надо спрашивать в первую очередь. Думаю, они в самом деле немного напуганы и стали опасаться соседей по дому или кварталу. Но никакой паники в городе точно нет. В четверг и пятницу все делали покупки, а в шабат гуляли по улицам, как обычно. Случиться все может в любой момент где угодно — и в Беэр-Шеве, и в Иерусалиме, и у вас в Холоне. Думаю, определенной точкой напряжения может стать наш университет — там много арабских студентов, и некоторые из них не скрывают своей ненависти к евреям, хотя получают от государства такие стипендии и льготы, которые моей дочери — она учится там после службы в боевых частях ЦАХАЛа — и не снились.

Словом, слухи о панике в наших рядах оказались несколько преувеличены. Страна продолжает жить обычной жизнью, пусть, возможно, и менее сумасшедшем ритме и более осторожно, что вполне объяснимо.

Автор — Петр Люкимсон

«Новости недели»

Источник — ИСРАГЕО

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Блог новостей из Иерусалима

Израиль
Все публикации этого автора