Революция Беннета. Взгляд из-за океана

Ожесточение социалистов против либералов демонстрирует трагедия корабля «Альталена», потопленного социалистами вместе с оружием, доставленным последователями Жаботинского. При этом на борту погибли 16 человек, 14 из которых выжили в Холокост
Ожесточение социалистов против либералов демонстрирует трагедия корабля «Альталена», потопленного социалистами вместе с оружием, доставленным последователями Жаботинского. При этом на борту погибли 16 человек, 14 из которых выжили в Холокост

Как профессиональный игрок я люблю наблюдать интересные соревнования. Не те однообразные, с мячом или клюшками, повторяющиеся из года в год. По-настоящему захватывающие игры — политические. Да и ставки в них огромные — никаким ­лас-вегасам не снились.
Впрочем, игра с последними выборами в США разочаровала. Подсуживание в дебатах, нарушение правил — откровенные ложь и клевета одной стороны, благосклонно принимаемые прессой и публикой, неохотно поминаемые после выборов нарушения на избирательных участках. Зато борьба в Израиле на выборах и особенно после них была захватывающей.
Последнее столетие Израиль и ишув, ему предшествовавший, — самые динамичные в современном динамичном политическом мире. Это обеспечено пестротой политических концепций, испробованных в Израиле, да и пестротой самих евреев.
Страну создали европейские социалисты. Им удалось сформировать добровольное колхозное сельское хозяйство и промышленность, принадлежащую объединенному профсоюзу. Национальная идея для социалистов не была доминирующей. Голде Меир принадлежит высказывание, что вынужденная выбирать между социализмом и сионизмом, она выберет первое.
Социалисты с самого начала понимали опасность, которую нес их гегемонии либерализм в его старом европейском понимании, — с экономическими свободами, с ясно выраженной национальной идеей, противной их интернационализму. Лидера этого движения, Зеэва Жаботинского, социалистам удалось исключить из политической жизни ишува, и он умер в США. Ожесточение социалистов против либералов демонстрирует трагедия корабля «Альталена», потопленного социалистами вместе с оружием, доставленным последователями Жаботинского. При этом на борту погибли 16 человек, 14 из которых выжили в Холокост. Это произошло при острой нехватке оружия в разгар Войны за независимость, 22 июня 1948 года (что за несчастная дата это 22 июня!).
Впрочем, экономическая нерентабельность социализма с неизбежностью передала власть в Израиле либералам. Хотя социалистам, уже на исходе их правления, удался Ословский договор, нанесший тяжелый урон еврейской национальной идее.
Нобелевский лауреат экономист М. Фридман заявил в речи в Иерусалиме вскоре после победы М. Бегина на выборах 1977 года, что «две еврейские традиции» находятся в Израиле в состоянии войны. Еврейские либералы, Бегин и, в большей степени, Нетаниягу, изменили социалистический уклад народного хозяйства. При этом ради политических соображений либералы соглашались на тяжелые территориальные уступки, отдав при Бегине египтянам Синай, а при Нетаниягу завершив подписанную социалистами отдачу палестинским арабам Хеврона. В своей Бар-Иланской речи 2009 года Нетаниягу даже лицемерно признал идею «двух государств для двух народов», по нереальности равную давнему обещанию построить коммунизм в СССР.
Незаметно в Израиле за годы независимости выросла третья политическая сила — религиозные сионисты. Разделяя с либералами их экономические воззрения, «вязаные кипы», как их принято называть в Израиле, придают образованию государства религиозное значение как началу предсказанного Торой процесса избавления. Мистический характер победы Израиля в Шестидневной войне и обретение в результате этой победы евреями библейской Земли Израиля придали дополнительный вес этой концепции.
Либералы — их в основном представляла партия «Ликуд» — почувствовали приближение опасности от религиозного сионизма для своей, в целом секулярной, идеологии. И повели себя подобно тому, как социалисты вели себя относительно них. Предательство поселенцев Газы Шароном в 2005 году и еврейский погром, устроенный правительством Ольмерта в поселении Амона в 2006 году, аналогичны действиям по уничтожению «Альталены». Но, похоже, было поздно. Шарону, из-за его антипоселенческой политики, пришлось уйти из «Ликуда», уже зараженного идеями религиозных сионистов, и создать партию «Кадима». На последних выборах та едва наскребла голосов на два места в Кнессете.
Религиозные сионисты приносили Израилю превосходных фермеров (мы — группа из нашей синагоги — наблюдали впечатляющее сельское хозяйство поселений Газы за полгода до их разрушения), бойцов и офицеров элитных подразделений, успешных капитанов хай-тека. Но почему-то из их среды не выходило до последнего времени заметного национального лидера. Это изменилось, когда главой поселенческой партии «Мафдаль» был избран Нафтали Беннет.
Офицер спецназа, позже — успешный менеджер хай-тека, Беннет происходит из семьи репатриантов из США. Эта группа израильтян в целом отличается от прочих. Американцы переселяются в Израиль не из-за погромов или экономических неурядиц. Переезжая, они теряют в экономическом положении и в личной безопасности. Их мотивы идеалистичны.
Нетаниягу понял угрозу либеральной форме сионизма, исходящую от Беннета и его партии. Основная пропагандистская кампания, которую вел «Ликуд» перед последними выборами, была направлена против партии Беннета. Создавая правительство, Нетаниягу всеми силами избегал контакта с Беннетом. Напротив, первым делом он подписал соглашение с антиподом Беннета, оппортунистом Ц. Ливни и ее маленькой партией, и уступил Ливни важнейший пост министра юстиции и бессмысленный — переговорщика с арабами.
И тут Беннет показал, что в Израиле вырос виртуозный политик, под стать Нетаниягу, к имени которого почти приросло — «Но ему нет альтернативы». Беннет заключил союз с лидером эклектичной партии «Еш Атид» Я. Лапидом, и вместе они скрутили Нетаниягу, поскольку без их коалиции тот не смог бы составить правительство.
Потом Беннет сумел продвинуть на ключевые посты представителей союзников, разделяющих идеологические установки его партии. Так, на важнейшей позиции министра просвещения оказался представляющий «Еш Атид» рабби Ш. Пирон, который вполне мог бы состоять и в партии Беннета. Разделяя с Лапидом прокапиталистические и антимонопольные взгляды, Беннет подгадал так, что Лапид оказался на позиции министра финансов, что, вкупе с позицией самого Беннета как министра экономики и торговли, позволит им более последовательно, чем самому Нетаниягу, продвинуть необходимые рыночные реформы. Получив для своей партии Министерство строительства, Беннет сможет обеспечить облегчение тяжелой жилищной проблемы Израиля. При переполненных городах эта проблема будет решаться единственным удовлетворительным способом — за счет большего строительства в поселениях. В программе Беннета есть присоединение к Израилю «зоны Си» — это вся территория Иудеи и Самарии, не занятая арабскими городами и деревнями.
Нетаниягу понял, что проиграл политическую борьбу. Он стал оправдываться перед своими однопартийцами тем, что сохранил для своей партии наиболее ответственные посты министров иностранных дел и обороны. Но это не идеологические посты. Так, выбранный им Буги Яалон, наверное, наиболее квалифицирован для позиции министра обороны, и его на эту должность назначил бы разумный глава любой партии.
Наиболее противоречивый вопрос израильской внутренней политики — отношение к ее якорю: партиям ортодоксов, или харедим. До сих пор харедим охотно входили в любое правительство и за финансовую поддержку своих иешив готовы были одобрить почти любое решение. Так, их партия ШАС проголосовала за Ословский договор.
Взгляды харедим по большому счету отличны от взглядов «вязаных кип» лишь в одном — они не признают религиозного значения возрождения Израиля. Поэтому к государству враждебны — разные их фракции в разной степени. Харедим в большинстве не хотят служить в армии и избегают работать. Зато охотно принимают социальные пособия от государства. Конечно, такая позиция вызывает неодобрение прочих граждан страны, особенно секулярных.
Решение проблемы, слепленное в соглашении нового правительства при деятельном участии Беннета: примерно 25% харедим призывного возраста, наиболее одаренных для овладения мудростью иудаизма, получат стипендии для овладения этой мудростью, а остальные пойдут в армию или на заменяющую ее службу. Такое решение позволит молодежи-харедим овладеть профессиями и прервет пагубное воспроизводство класса людей, исключенных из продуктивной жизни общества. Ибо, как учил рабан Гамлиэль, «любое изучение Торы, не сочетаемое с трудом, сходит на нет и влечет за собой грех» (Перкей авот, 2:2).
Похоже, в израильской политической игре появился незаурядный игрок. Это особенно важно в то время, когда на Ближний Восток ложится зловещая тень нового промусульманского кабинета Обамы.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 14, средняя оценка: 4,14 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Борис Гулько

Иерусалим, Израиль
Все публикации этого автора

10 комментариев к “Революция Беннета. Взгляд из-за океана

  1. Революция Беннета. Взгляд из-за океана http://evreimir.com/83877/%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B0-%D0%B2%D0%B7%D0%B3%D0%BB%D1%8F%D0%B4-%D0%B8%D0%B7-%D0%B7%D0%B0-%D0%BE%D0%BA%D0%B5%D0%B0%D0%BD%D0%B0/

    Борис Гулько
    Израиль, действительно, оказался на перепутье. Политическая система, управлявшая страной 64 года, последнее десятилетие допускает серьезные провалы, особенно в духовном плане, которые неизбежно влекут за собой провалы экономические. Конечно, эволюционная смена политической власти в условиях, в которых существует Израиль, единственно допустимая. Поэтому должны быть тщательно взвешены те концепции, которые способны радикально улучшить положение страны. Положение осложняется тем, что люди не продемонстрировали способность предвидеть последствия принимаемых решений. В итоге выигрывает от перемен та сила, которая способна видеть на шаг дальше, чем ее конкуренты.
    Вероятно, Аристотель смотрел дальше, чем современные политики, когда утверждал:: «Невежество есть худшая из болезней, и то, что лечит невежество, есть, следовательно, наиболее мощное из всех лекарств».
    Политики два десятилетия демонстрируют свое невежество, не будучи способными осознать то, что предложила Тора более трех тысяч лет тому. Именно к концу ХХ века наука смогла увидеть мироздание другим взглядом, обнаружив глобальную синхронизацию природных процессов во Вселенной. Она свидетельствовала, что Вселенная живая сущность, обладающая СОЗНАНИЕМ и управляющая развитием жизни в ней. Только тогда стало ясно, что означают фразы Торы: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет». Причем это было сказано задолго до создания светил!. Наука и раньше понимала, что, не включая сознание в свои теории, она не может создать фундаментальную теорию миропонимания. Но духовные авторитеты просмотрели это открытие науки, погруженные в свои заблуждения относительно возможностей Торы рекомендовать принципы, соблюдение которых крайне важно для создания общества, приемлемого для всех его граждан.
    Поэтому сегодня важнейшей задачей следует признать систематизацию сведений о эре Машиаха, к которой неизбежно придет человечество. И чем раньше это люди поймут, тем раньше эра Машиаха наступит. Борис Гулько представляет, что Беннет в наибольшей мере соответствует руководителю, способному откликнуться на запросы времени. Нетаниягу, возможно, исчерпал свои возможности. Это особенно стало ощущаться после смерти его отца. Сумеет ли дуэт Беннета с Лапидом обеспечить развитие экономики таким образом, чтобы рост духовности общества отражался на ее развитии? Тот факт, что США делают ставку на Лапида, говорит о не понимании ими роли духовности общества в эффективном использовании всех возможностей человеческого потенциала. Пророчества Торы, даже в деталях, сбываются и через тысячелетия. Духовный мир видит будущее более рельефно, чем это доступно современному человеку, пренебрегшему рекомендацией Торы «слышать глас Бога и прилепиться к Нему», чтобы использовать возможности Сознания Вселенной.

  2. рабойним не будут выбирать самых способных 1800, бенет не дати и не хацидати, несмотря на хацикипу, учение Торы ценнее всех видов «заботы», обещанной этими двумя, АМ ИСРАИЛЬ ХАЙ

  3. как из ущербного стакана нельзя пить, так и ущербный идишкайт не в силах подняться выше резиновых штампов

  4. Истекшие тысячелетия убедительно показали, что люди далеки от понимания Торы. Поэтому подменили ее своим представлением о ней. Из Торы вышли три религии, ни одна из которых не убедила народы, что она представляет реальный путь достичь благоденствия на планете. В итоге, власть на земле оказалась в руках политиков, которые, по образному выражению Черчилля, ничего лучшего, кроме демократии, не придумали. Но Тора отказала избранному народу выбирать себе царя: Его должен назначать Бог. В древние времена Он общался с землянами через пророков. Но в наше время этот канал не работает. Значит, люди должны «выудить» из Торы способ отбора тех, кто способен «слышать глас Бога». Свой вариант я пытаюсь донести тем, кто способен размышлять над возникшей проблемой. Но, к сожалению, оппонентов пока не обнаружилось.

    1. Уважаемый Лев, зачем трудиться «выуживать», когда есть ясное указание: придёшь к мудрецу, который будет в твои дни. Есть hалаха и есть Гдолей а дор, и есть масса возможностей спросить. Может, и пооппонировать (пардон за выражение).

      1. Patolog 04.03.2013 — 02:51
        Ваш ответ только проясняет, почему в иудаизме возникло много течений, а 80% евреев не изучают а Тору. Вы, например, можете ответить на вопрос:: «Что означает выбор Богом РАДУГИ в качестве знака союза с человеком и его потомством на вечные времена?» (Берешит 9:9-13). Это особенно актуально в связи с широким использованием в наши дни приборов ГРВ и, в частности, созданной профессором из СПб Георгием Коротковым ГРВ-камеры. Выявление Г.Коротковым на международном симпозиуме в Бразилии болезни, еще не проявившейся в физическом теле человека, означает, что болезнь возникает в духовной сфере человека, и ей требуются иногда годы, чтобы проявиться в физическом теле. Именно это утверждал С.Ганнеман более 200 лет тому, создавая гомеопатию. Не потому ли мир ускоряет свой бег к катастрофе, что человечество отвергло приоритет духовного развития людей, подменив его созданием индустрии соблазнов?

  5. «пагубное воспроизводство класса людей, исключенных из продуктивной жизни общества.»
    это что это с Вами, пешками объелись?

  6. == что это с Вами, пешками объелись?==

    Г-н patolog, да не расстраивайтесь Вы — всё равно не поможет: у Бориса Гулько в «Еврейском мире» карт бланш — любой поток его мыслей обязательно будет опубликован в газете, несмотря на всю его бредовость. Г-н Гулько решил, что если его Б-г одарил шахматным талантом, стало быть, он так же талантлив и как журналист. Жаль, конечно, что он не отдаёт себе отчёта в своих журналистских способностях, иначе ему было бы стыдно за свою писанину.

    1. Точно пешку живьём проглотил, али сглазил кто :»прервет пагубное воспроизводство»! Хоть бы девочек помиловал…

  7. Уважаемый Лев, взгляд «из науки» на наше наследие чрезвычайно увлекателен, из биологии, из физики и др., и др.. Есть даже журнал «Б»ор haТора» по-англ. под рук-вом р.Бравермана. Думаю, что там для Вас найдутся понимающие и заинтересованые собеседники. А Вы потом, если захотите, расскажете о дискуссии, и, думаю, это будет интересно не только мне.
    а про радугу — не знаю , может, потому, что она связана с водой, что дождь прекращается и потопа не будет? надо будет посмотреть бли недер.

Обсуждение закрыто.